Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
коррекционного курса
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
6 класс
Составитель:
учитель-дефектолог
Алферова Ю.А.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Цель обучения – формирование целенаправленных произвольных
действий с различными предметами и материалами.
Задачи обучения:
-знакомство с различными материалами и предметами;
-формирование приемов элементарной предметной деятельности;
-формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
1.1. Учет воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметнопрактические действия» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через
подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с
другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
установление уважительных, доверительных, неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоциональнокомфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Первая группа. Часть обучающихся, отнесенных к категории
обучающихся с ТМНР, имеет тяжелые нарушения неврологического генеза –
сложные формы детского церебрального паралича (далее - ДЦП),
спастический тетрапарез, гиперкинез, вследствие которых они полностью или
почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении,
самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации. Большинство
обучающихся этой группы не может самостоятельно удерживать тело в
положении сидя.
Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого
аппарата и невозможности овладения средствами речи. Обучающиеся с
умеренной
формой
интеллектуального
недоразвития
проявляют
элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков,
значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся,
проявляется интерес к общению и взаимодействию с обучающимися и
взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения
обучающихся вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их
интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма,
чтения. Способность обучающегося к выполнению некоторых двигательных
действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи,
головы создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по
самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой
деятельности.
Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких обучающихся может
быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от легкой до
глубокой).
Вторая группа. Особенности развития другой группы обучающихся
обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие
аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности,
"полевом", нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях
коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления
затрудняют
установление
подлинной
тяжести
интеллектуального
недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как
форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку
требуется помощь в удовлетворении потребности. У обучающихся названной
группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных
реакций на попытки взрослого организовать их взаимодействие со
сверстниками. Эти обучающиеся не откликаются на просьбы, обращения в
случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или
самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные
действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для
обучающегося обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных
местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития
обучающихся с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в
условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в
индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
У третьей группы обучающихся отсутствуют выраженные нарушения
движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная
дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной
согласованности и координации движений. У части обучающихся также
наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание
контактов с окружающими и другие черты, сходные с обучающимися,
описанными
выше.
Интеллектуальное
недоразвитие
проявляется,
преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости.
Большая часть обучающихся данной группы владеет элементарной речью:
могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности,
сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными
словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть
развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный
характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая
часть обучающихся, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при
помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций,
отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут
выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но
недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость
внимания и нарушение последовательности выполняемых операций,
препятствуют выполнению действия как целого.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на коррекционный курс «Предметно-практические действия» отводится 1 час
в неделю (34 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.
«Действия с материалами»
Пластилин:
раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на
подкладной доске (палочки, столбики);
соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места
соединения;
разрезание палочки стеком;
изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца;
сплющивание кусочков пластилина между ладонями;
разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя
ладонями);
раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на
подкладной доске (палочки, столбики);
соединение концов палочки в кольцо;
разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной
формы; отрывание кусочков пластилина пальцами;
«шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину);
разрывание кусочков пластилина;
Бумага:
сгибание по заданным прямым линиям;
обертывание бумагой небольших предметов;
складывание бумаги;
изготовление летающих игрушек;
складывание бумажных салфеток;
составление набора цветной бумаги (3-4 листа);
складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое; подвижная
аппликация из готовых деталей; предметная аппликация из готовых форм;
разрывание; отрывание небольших кусочков;
сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении);
разгибание и разглаживание листа по месту сгиба;
сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора;
разглаживание ладонью;
Нитки:
сматывание ниток в клубок;
размотка трикотажного срыва;
наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы;
разрывание тонких, непрочных ниток;
Ткань:
обыгрывание действий с тканью;
обыгрывание действий с тканью;
захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание
ткани;
Природный материал:
первичная обработка, размещение на хранение; составление
букетов из осенних листьев; подвижная аппликация из сухих листьев;
накладывание сухих листьев на соответствующие контурное
изображение с последующим наклеиванием;
сбор природных материалов (поднимание, отрывание),
сортировка, первичная обработка, размещение на хранение;
сбор природных материалов (поднимание, отрывание).
«Действия с предметами».
Шарики:
катание шариков в определенном направлении;
катание шариков;
складывание шариков в емкости; захват шариков кистью руки,
удержание в ладони;
Предметы:
закручивание крышек;
складывание трехместной матрешки;
отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни;
размещение в ряд различных по размеру предметов;
упражнения по защипыванию прищепок (недостающих деталей на
картинке);
открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки;
складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было
закрыть крышкой;
нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на
стержень;
нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку;
перекладывание предметов из одной емкости в другую;
нажимать на «ушки» прищепки.
Строительные материалы:
дома из куба и призмы;
ворот из кубов и параллелепипеда;
забор из кубиков и кирпичиков;
стол и стул;
постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков;
рельсы для поезда;
дорожки из брусков;
забор из кубиков;
рельсы для поезда; ощупывание, манипулирование, наложение
друг на друга;
Плоские палочки:
складывание из счетных палочек простейших фигур: контура;
грибок, качели; стульчик;
складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота;
дорожки и тропинки; окно, домик;
раскладывание на столе произвольно;
Мозаика:
заполнение панели мозаикой по подражанию одного цвета, двух
рядов параллельно двух цветов, узора. плотно вставлять ножку в отверстие;
заполнение панели мозаикой произвольно. брать аккуратно тремя
пальцами правой руки;
поворачивать ножкой к панели;
придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в
отверстие.
2.2. Связь учебного предмета «Предметно-практические действия»
с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при
изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако
в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия»
способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта
Планируемые результаты образовательной
деятельности
Подготовка ребенка к нахождению
ориентироваться в пространстве класса, зала,
и обучению в среде сверстников, к учебного помещения, пользоваться учебной
эмоциональному,
мебелью;
коммуникативному
адекватно использовать ритуалы школьного
взаимодействию
с
группой поведения (поднимать руку, вставать и выходить
обучающихся.
из-за парты и т.д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в
учебную деятельность;
следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой
класс, другие необходимые помещения.
Формирование
поведения:
учебного 1) Направленность взгляда на говорящего
взрослого, на задание:
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
фиксирует взгляд на яркой игрушке;
фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
переключает взгляд с одного предмета на
другой;
фиксирует взгляд на лице педагога с
утрированной мимикой;
фиксирует взгляд на лице педагога с
использованием голоса;
фиксирует взгляд на изображении;
фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
понимать жестовую инструкцию;
понимать инструкцию по инструкционным
картам;
понимать инструкцию по пиктограммам;
выполнять стереотипную инструкцию
Формирование
умения
ориентируется на режим дня, расписание
самостоятельно переходить от уроков с помощью педагога;
одного
задания
(операции,
выстраивает
алгоритм
предстоящей
действия)
к
другому
в деятельности (словесный или наглядный план) с
соответствии
с
расписанием помощью педагога.
занятий, алгоритмом действия и
т.д.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам
изучения.
В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметнопрактические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому
программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал включает в себя следующие разделы:
«Действия с материалами»;
«Действия с предметами».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или
уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Действия с материалами.
На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с
такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный
материал. Вся работа строится от простого к сложному.
Действия с предметами.
Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками,
строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с
материалами строится от простого к сложному.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными
нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от
совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного
курса является динамика овладения детьми различными действиями с
материалами и предметами.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
3.1. Личностные результаты:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
проявляет уважение к людям старшего возраста.
осознает, что может, а что ему пока не удается;
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов;
использует элементарные формы речевого этикета;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых
играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных
панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами
(температурный режим, освещение и. т.д.)
сообщает
об
изменениях
в
организме
(заболевание,
ограниченность некоторых функций и т.д.)
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить
одобрение, получить хорошие отметки);
осознает, что определенные его действия несут опасность для
него;
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей:
одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и
явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства;
принимает участие в коллективных делах и играх;
принимать и оказывать помощь.
3.2. Предметные результаты освоения коррекционного курса
«Предметно-практические действия».
умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;
производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под
контролем и с помощью учителя;
производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.
с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной,
картоном;
работает над изделием по предоставленному учителем плану;
придерживается плана при выполнении работы под контролем
учителя;
сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;
вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции
производит учитель, перед началом работы;
находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для
её разрешения, использует с частичной помощью учителя.
умеет выполнять несложные задания самостоятельно;
производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с
незначительной помощью учителя;
производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на
графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;
освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;
составляет план работы над изделием, с опорой на образец
изделия;
придерживается плана при выполнении работы;
выполняет подробный анализ своего изделия по составленному
плану, сравнивает с образцом;
вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью
учителя;
находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её
разрешения, пользуется ими самостоятельно.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение
планируемых результатов
слушание учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
выполнение заданий;
наблюдение;
работа с раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах;
оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Проект может быть представлен по-разному. При выборе темы
проектной деятельности должны учитываться индивидуальные и возрастные
особенности детей.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в
СИПР, дневник наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 – нет фиксируемой динамики;
1 – минимальная динамика;
2 – удовлетворительная динамика;
3 – значительная динамика.
Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла,
не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
2.
Тема занятия
«Разложи в ряд» (по форме, по величине).
Выполнение сложных подражательных движений за учителем по
инструкции «Делай вместе».
Кол-во
часов
1
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Выполнение заданий по показу и самостоятельно. Открывание и
закрывание коробок, флаконов с винтовыми крышками.
Нанизывание мелких предметов с отверстиями (крупных бус на
тонкий шнур, шпагат).
Использование несложных предметов как орудий.
Самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой
вилкой для доставания предмета из сосуда.
Самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной
из которых привязан предмет для доставания этого предмета.
Действия с предметами разного цвета.
Промежуточные цвета и оттенки.
Раскладывание предметов двух сходных цветов.
Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к
другу.
Действия с предметами разной формы. Форма геометрических тел:
куб, цилиндр, параллелепипед, призма, шар, конус.
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной
формы.
Группировка предметов по форме.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов.
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной
формы из 4-х предметов двух сходных форм (куб, параллелепипед,
цилиндр, шар).
Лепка. Снежные комочки (большие и маленькие).
Рисование. Снежные комочки (большие и маленькие).
Аппликация Снежные комочки (большие и маленькие).
Лепка. Елочка.
Рисование. Елочка.
Аппликация. Елочка.
Лепка. Пирамидка.
Рисование. Пирамидка
Лепка. Светофор.
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.
Практические упражнения на различение цвета, формы, величины
предметов.
Чередование предметов по цвету, форме, величине.
«Почтовый ящик».
Уметь опускать объемные фигуры в соответствующие по форме
прорези коробки не способом проб и ошибок, а зрительно соотнося
фигуры с прорезью.
«Светофор».
Вырабатывать быстрый и точный двигательной реакции на смену
цветового сигнала.
«Что лишнее».
Исключение «лишней» картинки, предмета, из нескольких,
отличающихся одним признаком.
«Чудесный мешочек».
наощупь различать предметы;
по образцу найти его пару;
по названию:
твердые и мягкие предметы (ткани, мех среди твердых
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33.
34.
предметов);
по форме (шары, кубы, катушки, елки, ключи, грибки);
предметы круглой формы, кубической формы.
Складывание разрезных картинок из 3-4 частей.
Лепка посуды (тарелка, чашка с ручкой).
1
1