Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
коррекционного курса
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)
1-4 классы
Составитель:
учитель-логопед
Алферова Ю.А.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
Пояснительная записка
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника – одна из
важнейших задач обучения. Обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями,
отягощенными расстройствами аутистического спектра представляет для педагогов
значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими
людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в
задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между
пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи
собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой
интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра
наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В
значительной
степени
это
обусловлено
недостаточным
уровнем
развития
коммуникативного поведения.
Цель – коррекция нарушений устной и письменной речи, активизация навыков
вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их
подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая
выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в
различных видах учебной и внешкольной деятельности;
обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей
с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть
услышанными своими близкими и обществом;
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
коррекция
нарушений
аффективного,
сенсорно-перцептивного,
коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
создание условий для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей
учащихся;
развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов,
грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Общая характеристика коррекционного курса
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, результатов логопедического обследования учащихся.
Основные направления логопедической работы:
1.
Логопедическое обследование обучающихся.
2.
Развитие понятийной.
3.
Формирование альтернативных средств коммуникации.
4.
Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного
праксиса.
5.
Расширение, накопление словаря.
6.
Формирование фразовой речи.
7.
Формирование и коррекция навыков письма и чтения.
8.
Формирование навыка диалогического взаимодействия.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является элементом
коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности
в форме специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятий.
Класс
Количество учебных
часов в неделю
Количество учебных
недель в году
Количество учебных
часов в году
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
3
3
3
3
33
34
34
34
99
102
102
102
Содержание коррекционного курса
Обследование обучающихся. Обследование обучающихся проводится в первые 2
недели учебного года. По итогам обследования учитель логопед принимает решение, по
какому периоду обучения будет проводиться коррекционная работа с обучающимся,
выбирая тематическое планирование индивидуально для каждого обучающегося. Для
оценки динамики речевого развития учащихся проводится диагностика в конце учебного
года.
1 класс
Цель: Определение доступных альтернативных средств коммуникации с учетом
индивидуальных особенностей.
Программа занятий включает следующие основные направления:
1.
Развитие понимания обращенной речи;
2.
Формирование альтернативных средств коммуникации;
3.
Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного
праксиса.
4.
Накопление словаря;
5.
Формирование простой фразы;
6.
Формирование навыков письма и чтения;
7.
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития
речи.
Методы и приемы коррекционной работы – различные упражнения,
направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры,
корректирующие фонематический слух; упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на
каждом уроке.
2 класс
Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и
чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
1.
Самостоятельное построение простой фразы;
2.
Развитие понятийной стороны речи;
3.
Расширение словаря;
4.
Развитие навыков письма и чтения;
5.
Формирование навыка диалогического взаимодействия;
6.
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития
речи.
Методы и приемы коррекционной работы – различные упражнения,
направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и активного словаря;
упражнения совершенствующие графо-моторные навыки; создание ситуаций,
способствующих к диалоговому взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые
игры; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом
материале каждого занятия.
3 класс
Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
1.
Активизация словаря;
2.
Развитие понятийной стороны речи;
3.
Формирование произвольного речевого высказывания;
4.
Коррекция навыков письма и чтения;
5.
Отработка навыка диалогического взаимодействия;
6.
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития
речи.
Методы и приемы коррекционной работы – различные упражнения,
направленные на формирование произвольного речевого высказывания и диалогического
взаимодействия; упражнения направленные на коррекцию навыков письма и чтения; игры
по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом занятие.
4 класс
Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
1.
Применение навыка диалогического взаимодействия; Развитие понятийной
стороны речи;
2.
Развитие связной речи;
3.
Обогащение словаря;
4.
Коррекция навыков письма и чтения;
5.
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития
речи.
Методы и приемы коррекционной работы – различные упражнения,
направленные на применение навыка диалогического взаимодействия и связного речевого
высказывания; на развитие понятийной стороны речи (понимание скрытого и переносного
смысла); упражнения направленные на коррекцию нарушений письма и чтения; игры по
развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом занятие.
На каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4х до 5-ти направлений).
К концу начальной школы обучающиеся должны знать:
основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели,
сутки;
основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в
центре, внизу и т.д.;
конструкцию предложения;
звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов;
К концу начальной школы обучающиеся должны уметь:
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале,
точку в конце предложения;
отвечать на вопросы;
пересказывать несложные маленькие тексты.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты (1-4 классы):
1.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
2.
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
3.
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные (возможные) результаты:
Предметные результаты включают освоение обучающимися с интеллектуальным
нарушением отягощенным расстройством аутистического спектра специфические умения,
знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся
данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе
в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
1 класс:
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на
образец речи или анализ речевой ситуации;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Минимальный уровень:
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
2-4 классы:
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на
образец речи или анализ речевой ситуации;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях;
активное пользование речью в процессе общения с окружающими,
использование речи для передачи информации собеседнику, умение задавать вопросы,
владение диалогической и монологической речью.
Минимальный уровень:
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес).
Перечень основных видов учебной деятельности обучающихся:
наблюдение за демонстрациями учителя;
работа со схемами, пиктограммами, карточками PECS, визуальным
расписанием;
мимические упражнения;
жестовые упражнения;
элементы психогимнастики;
игры и упражнения на развитие невербального общения;
распознавание различных эмоциональных состояний;
рассматривание разных поз людей в различных ситуациях;
прослушивание звуковых эмоциональных записей – крик, плач, смех,
вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций;
соотнесение речи и изображения;
слушание;
подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания,
знакомства, извинения, просьбы;
игровые приёмы;
предметная деятельность;
упражнения на формирование умений называть, комментировать и описывать
предметы, людей, действия, события;
упражнения на формирование социальной ответной реакции;
упражнения на формирование умений выражать просьбы/требования
выполнение упражнений на развитие навыков чтения и письма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1 класс
Тема
Логопедическое обследование (6 часов)
1. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
2. Диагностика понимания обращенной речи.
3. Диагностика устной речи.
4. Диагностика связной речи.
5. Диагностика навыка чтения.
6. Диагностика навыка письма.
Развитие понимания обращенной речи (16 часов)
7. Устанавливает зрительный контакт и выполнение простых инструкций.
8. Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих
действий с речевой инструкцией.
9. Части тела и предметы: узнавание и называние их.
10. Узнавание и показывание картинок по словесной инструкции.
11. Выработка учебного стереотипа.
12. Слова-действия. Показывание действий самостоятельно или по
подражанию и на картинке.
13. Узнавание предметов по их назначению. Называет и показывает
назначения предметов.
14. Узнавание окружающих звуков, показывание картинки, характеризующей
звук или называние звука.
15. Развитие умения делать выбор: Да/Нет (предпочтение и не предпочтение).
16. Называние или показывание желаемых предметов.
17. Развитие умения отвечать на социально значимые вопросы (Как тебя
зовут? Сколько лет?)
18. Формы, фигуры, цвета, их узнавание и называние.
19. Буквы и числа узнавание и называние.
20. Узнавание и называние комнат в квартире и мест общего пользования
(парк, магазин), их функций.
21. Имитирование действий в паре со звуком.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Формирование альтернативных средств коммуникации (13 часов)
22. Использование коммуникационной системы обмена изображениями или
PECS.
23. Использование коммуникативных досок и «да/нет-систем».
24. Использование предметных символов. Составление календаря
активности.
25. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств.
26. Использование фотографий. Составление фотоальбома про себя
27. Составление визуального расписания с помощью графических символов.
28. Прикрепление картинок и графических изображений в распространенных
местах, введение в “рутину”.
29. Использование мануальных знаков (жесты). Манипулирование
игрушками с жестовым сопровождением (например, театрализованная
Игра “Теремок”).
30. Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически
изображаем его).
31. Обучение глобальному чтению. Соотнесение объектов и картинок с
написанным словом и картинок разной степени абстракции с написанным
словом.
Автоматизация
нормированного
произношения.
Развитие
артикуляционного праксиса (9 часов)
32. Упражнений для стимуляции движений нижней челюсти. Жевательная
гимнастика.
33. Гимнастика и самомассаж губ и щечных мышц.
34. Упражнения на динамическую организацию движений языка вне рта и
внутри рта.
35. Упражнения на развитие подвижности, точности движений языка.
36. Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей.
37. Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ.
38. Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.
39. Произношение чистоговорок и обучение распевкам.
40. Заучивание стихов, предложений и слов с выраженным ритмическим
рисунком.
Накопление словаря (22 часа)
41. Накопление пассивного словаря слов-предметов (рассматривание
предметов, наблюдения за животными). Обследование, приёмы
сравнения.
42. Накопление пассивного словаря слов-признаков. Сравнение, обобщение и
классификация предметов.
43. Накопление пассивного словаря слов-действий (наблюдение за
деятельностью взрослых).
44. Рассматривание картин с малознакомым содержанием, с пояснениями и
рассказом.
45. Чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок.
46. Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.
47. Развития образной речи на пословицах, поговорках, прибаутках.
48. Соотнесение неизвестных слов с уже известными, многократные
проговаривание слов детьми в разном контексте.
49. Синонимы.
50. Антонимы.
51. Многозначные слова.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Формирование простой фразы (6 часов)
52. Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета или
простого действия).
53. Формирование простого предложения.
54. Формирование распространенного предложения.
Формирование навыков письма и чтения (21 час)
55. Развитие мелкой моторики (графические диктанты, штриховка, обводка,
соединение точек и т.д.)
56. Развитие пространственных отношений на листе бумаги. Границы строки.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и
мелких мышц пальцев: рисование и раскрашивание узоров и бордюров
непрерывным движением руки.
57. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук) и целыми словами. Чтение прямых и
обратных слогов.
58. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.
59. Осознанное чтение слов, словосочетаний.
60. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в
словах, правильное расположение букв и слов на строке.
61. Осознанное чтение предложений и маленьких текстов.
62. Списывание слов и предложений с печатного образца.
63. Списывание слов и предложений с письменного образца.
64. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких
(строчных) букв, основными типами их соединений.
65. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Логопедическое обследование (6 часов)
66. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
67. Диагностика понимания обращенной речи.
68. Диагностика устной речи.
69. Диагностика связной речи.
70. Диагностика навыка чтения.
71. Диагностика навыка письма.
2 класс
Тема
№
п/п
Логопедическое обследование (6 часов)
1. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
2. Диагностика понимания обращенной речи.
3. Диагностика устной речи.
4. Диагностика связной речи.
5. Диагностика навыка чтения.
6. Диагностика навыка письма.
Развитие понятийной стороны речи (16 часов)
7. Усвоение действий по показу и образцу.
8. Развитие понимания предложений и соотнесение с картинкой.
9. Выделение смысла прочитанного текста и соотнесение с картинкой.
10. Развитие навыка отвечать на вопросы.
11. Развитие аналитических способностей и умение ставить вопросы.
12. Исправление смысловых ошибок в тексте.
Расположение частей текста в правильном порядке.
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13. Тексты с “хвостами”.
14. Тексты с “дырками”.
15. Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.
16. Формирование понимания юмора, развитие адекватной реакции на юмор.
17. Формирование понимания “Крылатых выражений”.
18. Формирование понимания “Пословиц”.
19. Формирование понимания “Нелепиц”.
20. Понимание скрытого смысла сказок.
Расширение словаря (23 часа).
21. Развития активного словаря слов-предметов (называние предметов
бытового назначения и других сфер деятельности человека).
22. Развития активного словаря слов-признаков. Описание предмета.
23. Развитие активного словаря слов-действий (подбор глаголов - действий к
предмету).
24. Словарная работа на предметном и картинном материале.
25. Рифма и её значение для речи. Стихи и загадки.
26. Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.
27. Работа с толковым словарём.
28. Развития образной речи на примере пословиц, поговорок, прибауток.
29. Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные
проговаривание слов в разном контексте. Применение новых слов в речи.
30. Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению).
31. Соотнесение слов с похожим значением.
32. Работа над антонимами (слова с противоположным значением).
33. Многозначные слова. Значение и применение.
34. Расширение номинативного словаря на базе дидактических игр:
«Магазин», «Парные картинки», «Чудесный мешочек». Развитие умения
работать в группе.
35. Объяснение и раскрытие сущности некоторых явлений или способов
действия.
Построение простой фразы (12 часов)
36. Построение предложений (предмет+действие).
37. Распространённые предложения и их применение для решения бытовых
задач.
38. Построение распространённых предложений и их применение в общении.
39. Построение предложений с предлогами.
40. Построение предложений на основе визуальной информации.
41. Разучивание стихов, как средство стимуляции самостоятельной простой
фразы.
Развитие навыков письма и чтения (27 часов)
42. Развитие пространственных отношений на листе бумаги.
43. Развитие тактильных ощущений. (самомассаж, “чудесный мешочек”,
игры с пластилином и пр.).
44. Работа над пониманием вопроса. Письменные и устные ответы.
45. Работа над пониманием прочитанных слов/предложений.
46. Развитие понимания написанных слов. Работа с сюжетными картинками.
47. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового
разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
48. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с
произношением, и предложений.
49. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
начале предложения, точка в конце).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся
в тексте.
54. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
55. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
56. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений.
57. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
Формирование навыка диалогического взаимодействия (12 часов).
58. Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.
59. Беседа (бытовые темы, любимые книги и т.д).
60. Игра “Продолжи разговор”.
61. Игра “Узнай по описанию” (один ребенок загадывает предмет и
описывает его, остальные угадывают).
62. Поход в “гости” в другой класс.
63. Совместное составление детьми рассказа по опорным словам.
64. Совместное составление детьми рассказа по серии сюжетных картин.
65. Совместное рисование иллюстрации к литературным произведениям.
66. Совместное конструирование.
67. Инсценирование литературных произведений (например, пальчиковый
театр).
68. Инсценировка бытовых ситуаций.
69. Ролевые игры.
Логопедическое обследование (6 часов)
70. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
71. Диагностика понимания обращенной речи.
72. Диагностика устной речи.
73. Диагностика связной речи.
74. Диагностика чтения.
75. Диагностика письма.
50.
51.
52.
53.
3 класс
Тема
№
п/п
Логопедическое обследование (6 часов)
1. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
2. Диагностика понимания обращенной речи.
3. Диагностика устной речи.
4. Диагностика связной речи.
5. Диагностика чтения.
6. Диагностика письма.
Развитие понятийной стороны речи (17 часов)
7. Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.
8. Расположение частей текста в правильном порядке.
9. Выделение смысла прочитанного текста.
10. Развитие навыка отвечать на вопросы.
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
11. Развитие аналитических способностей и умение ставить вопросы.
12. Исправление смысловых ошибок в тексте.
13. Тексты с «хвостами».
14. Тексты с «дырками».
15. Тексты с перевернутыми фразами.
16. Формирование понимания юмора, развитие адекватной реакции на юмор.
17. Формирование понимания крылатых выражений.
18. Формирование понимания пословиц и поговорок.
19. Формирование понимания нелепиц.
20. Понимание скрытого смысла произведений.
21. Понимание смысла анекдотов и юмористических рассказов.
Активизация словаря (17 часов).
22. Словарная работа на предметном и картинном материале.
23. Рифма и её значение для речи. Стихи и загадки.
24. Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.
25. Работа с толковых словарём.
26. Развития образной речи на примере пословиц, поговорок, прибауток.
27. Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные
проговаривание слов в разном контексте. Применение новых слов в речи.
28. Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению).
29. Соотнесение слов с похожим значением.
30. Работа над антонимами (слова с противоположным значением).
31. Многозначные слова. Значение и применение.
32. Расширение номинативного словаря на базе дидактических игр:
«Магазин», «Парные картинки», «Чудесный мешочек». Развитие умения
работать в группе.
33. Объяснение и раскрытие сущности некоторых явлений или способов
действия.
Формирование произвольного речевого высказывания (13 часов)
34. Создание на уроке ситуации диалогического взаимодействия.
35. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Я хочу ...». Создание ситуации выбора.
36. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Помогите мне, пожалуйста».
37. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Можно я возьму». Создание ситуации просьбы.
38. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Купи продукты».
39. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Закажи обед».
40. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Мне нужно постричься».
41. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «У меня болит ...».
42. Формирование произвольного речевого высказывания на базе
дидактической игры: «Покупка билета на автобус».
Коррекция навыков письма и чтения (31 час)
43. Правила гигиены письма.
44. Развитие пространственных отношений на листе бумаги.
45. Запись слов и предложений после предварительного слого-звукового
разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
Письмо под диктовку слов, с последующим обсуждением их
правописания.
47. Письмо под диктовку словарных слов, с последующим обсуждением их
правописания.
48. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в
начале предложения, точка в конце).
49. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
50. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся
в тексте.
51. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
52. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и
стихотворений.
53. Тренировка скорости и плавности чтения.
54. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
55. Повторение и применение правил орфографии.
56. Работа над грамматикой и лексикой. Игры на написание слов,
предложений.
57. Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с
орфограммами с образцов письменного текста.
58. Отработка алгоритмов решения орфографических задач.
59. Анализ орфографических и дисграфических ошибок. Выделение
орфограмм.
Отработка навыка диалогического взаимодействия (12 часов)
60. Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.
61. Игра “Продолжи разговор”.
62. Совместное составление рассказов.
63. Совместное рисование иллюстрации к литературным произведениям.
64. Инсценирование литературных произведений (например, пальчиковый
театр).
65. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
«Магазин».
66. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кафе».
67. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
«Парикмахерская».
68. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
«Поликлиника».
69. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
«Общественный транспорт».
70. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
«Аптека».
71. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кино
и музей».
Логопедическое обследование (6 часов)
72. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
73. Диагностика понимания обращенной речи.
74. Диагностика устной речи.
75. Диагностика связной речи.
76. Диагностика чтения.
77. Диагностика письма.
46.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
Тема
№
Кол-во
п/п
часов
Логопедическое обследование (6 часов)
1. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
1
2. Диагностика понимания обращенной речи.
1
3. Диагностика устной речи.
1
4. Диагностика связной речи.
1
5. Диагностика чтения.
1
6. Диагностика письма.
1
Развитие понятийной стороны речи (11 часов)
7. Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.
2
8. Расположение частей текста в правильном порядке.
1
9. Выделение смысла прочитанного текста.
1
10. Развитие навыка отвечать на вопросы. Формирование развернутого
1
связного ответа.
11. Развитие аналитических способностей и умение ставить вопросы.
1
12. Исправление смысловых ошибок в тексте.
1
13. Формирование понимания юмора, развитие адекватной реакции на юмор.
1
14. Формирование понимания крылатых выражений.
1
15. Формирование понимания пословиц и поговорок.
1
16. Формирование понимания нелепиц, нахождение нелепиц в тексте.
1
Обогащение словарям (9 часов).
17. Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.
1
Работа с толковым словарём.
18. Развития образной речи на примере пословиц, поговорок.
1
19. Объяснение и толкование иностранных слов.
1
20. Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные
2
проговаривание слов в разном контексте. Составление текстов с новыми
словами.
21. Синонимы и антонимы.
1
22. Подбор синонимов в тексте для устранения неоправданного повторения
1
слов.
23. Подбор антонимов в тексте с целью изменения смысла. Нахождение
1
пословиц с антонимами.
24. Многозначные слова. Прямое и “переносное” значение.
1
Применение навыка диалогического взаимодействия (9 часов).
25. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
1
«Магазин». Развитие умения работать в группе.
26. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кафе».
1
Развитие умения работать в группе.
27. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
1
«Парикмахерская». Развитие умения работать в группе.
28. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
1
«Поликлиника». Развитие умения работать в группе.
29. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
1
«Общественный транспорт». Развитие умения работать в группе.
30. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
1
«Аптека». Развитие умения работать в группе.
31. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кино и
1
музей». Развитие умения работать в группе.
32. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры:
«Школа». Развитие умения работать в группе.
33. Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Дом.
Семья». Развитие умения работать в группе.
Развитие связной речи (18 часов)
34. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений.
35. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.
36. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление.
37. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы.
38. Последовательный пересказ текста с визуальной опорой.
39. Пересказ. Составление плана для пересказа текста.
40. Составление рассказа по обозначенному началу.
41. Составление рассказа по серии картинок.
42. Составление сравнительного рассказа-описания на основе визуального
подкрепления.
Коррекция навыков письма и чтения. (43 часа)
43. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые
ударением.
44. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые
ударением.
45. Правописание предлогов и приставок со словами.
46. Правописание предлогов и приставок со словами.
47. Словарные слова (Зегебарт). Работа с орфограммами. Вставь
пропущенную букву.
48. Словарные слова (Зегебарт). Вставь пропущенную букву и исправь
ошибку.
49. Непроизносимые согласные в корне слова. Удвоенные согласные.
50. Непроизносимые согласные в корне слова. Удвоенные согласные.
51. Чтение стихотворений и рассказов по слогам.
52. Упражнения в чтение и письме на деформированном тексте.
53. Правописание мягкого и твердого разделительных знаков.
54. Письмо под диктовку незнакомых слов, с последующим обсуждением их
правописания.
55. Письмо под диктовку словарных слов, с последующим обсуждением их
правописания.
56. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в
начале предложения, точка в конце).
57. Письмо под диктовку и выделение известных орфограмм цветной ручкой.
58. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
59. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся
в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
60. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и
стихотворений.
61. Тренировка скорости чтения.
62. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
63. Повторение и применение правил орфографии.
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
64. Работа над грамматикой и лексикой. Игры на скорость написания слов,
предложений.
65. Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с
орфограммами с образцов письменного текста.
66. Отработка алгоритмов решения орфографических задач.
67. Анализ орфографических и дисграфических ошибок. Выделение
орфограмм.
Логопедическое обследование (6 часов)
68. Диагностика вербальной и невербальной коммуникации.
69. Диагностика понимания обращенной речи.
70. Диагностика устной речи.
71. Диагностика связной речи.
72. Диагностика чтения.
73. Диагностика письма.
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1