Мир природы и человека РАС 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165
о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А. О.
27.08.2025 г.

Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
вариант 8.3
1-4 классы

Составитель:
учитель начальных классов
Постникова А. Ю.

Нижнетуринский муниципальный округ
2025

Раздел

1

Сезонные
изменения

2

Неживая
природа

Количество часов на изучение каждого раздела по классам учитель планирует в зависимости от
особенностей слабовидящих обучающихся и уровня усвоения программного материала.

№

Содержание учебного предмета
1доп., 1доп., 1-4 классы
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Минимальный уровень:
представление о назначении
объектов изучения;
узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов
к определенным группам
(видо-родовые понятия);
называние сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой группе;
составление
повествовательного и
описательного рассказа из 2-3
предложений об изученных
объектах по предложенному
плану;
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях
между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
узнавание и называние
изученных объектов в
натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов
к определенным группам с
учетом различных оснований
для классификации;
знание отличительных
существенных признаков групп
объектов;
адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
выполнение доступных
природоохранительных
действий.
Минимальный уровень:
представление о назначении
объектов изучения;
узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов
к определенным группам
(видо-родовые понятия);
называние сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой группе;
адекватное взаимодействие с

БУД

Воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие этических
чувств, проявление
доброжелательност
и,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания
к
чувствам
других
людей.

Личностные:
- положительное отношение к
окружающей
действительности, готовность
к организации
взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
Регулятивные:
- адекватно соблюдать
ритуалы школьного
поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- активно участвовать в
деятельности, контролировать
и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
Познавательные
выделять некоторые
существенные, общие и
отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс).

Воспитание
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре
других
народов;
развитие этических
чувств, проявление
доброжелательност
и,
эмоциональнонравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи.

Личностные:
- целостный, социально
ориентированный взгляд на
мир в единстве его природной
и социальной частей.
Регулятивные:
- принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе;
Познавательные
-выделять некоторые

3

Живая
природа

изученными объектами
окружающего мира в учебных
ситуациях;
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях
между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
узнавание и называние
изученных объектов в
натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов
к определенным группам с
учетом различных оснований
для классификации;
ответы на вопросы и
постановка вопросов по
содержанию изученного;
адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
выполнение доступных
природоохранительных
действий.
Минимальный уровень:
узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов
к определенным группам
(видо-родовые понятия);
называние сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой группе;
знание требований к режиму
дня школьника и понимание
необходимости его
выполнения;
знание основных правил
личной гигиены и выполнение
их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными
растениями; кормление
зимующих птиц;
составление
повествовательного и
описательного рассказа из 2-3
предложений об изученных
объектах по предложенному
плану;
адекватное взаимодействие с
изученными объектами
окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное
поведение в классе, в школе, на
улице, в условиях реальной или
смоделированной учителем
ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях
между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
узнавание и называние
изученных объектов в
натуральном виде в
естественных условиях;

существенные, общие и
отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые
отношения предметов.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
- обращаться за помощью и
принимать помощь.

Способность
к
осмыслению
социального
окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и
социальных
ролей;
сформированность
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях.

Личностные:
-самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
- понимание личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений об этических
нормах и правилах поведения
в современном обществе.
Регулятивные:
- соотносить свои действия и
их результаты с заданными
образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные
- устанавливать видо-родовые
отношения предметов;
- делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале;
Коммуникативные:
- договариваться и изменять
свое поведение в
соответствии с объективным
мнением большинства в
конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с
окружающими.

4

Безопасное
поведение

отнесение изученных объектов
к определенным группам с
учетом различных оснований
для классификации;
знание отличительных
существенных признаков групп
объектов;
знание правил гигиены органов
чувств; знание некоторых
правила безопасного поведения
в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию
полученных знаний при
решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых
задач, ответы на вопросы и
постановка вопросов по
содержанию изученного,
проявление желания рассказать
о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных
санитарно - гигиенических
норм; выполнение доступных
природоохранительных
действий.
Минимальный уровень:
представление о назначении
объектов изучения;
представления об
элементарных правилах
безопасного поведения в
природе и обществе;
адекватное взаимодействие с
изученными объектами
окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное
поведение в классе, в школе, на
улице, в условиях реальной или
смоделированной учителем
ситуации.
Достаточный уровень:
знание некоторых правил
безопасного поведения в
природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
проявление активности в
организации совместной
деятельности и ситуативном
общении с детьми;
соблюдение элементарных
санитарно - гигиенических
норм;
выполнение доступных
природоохранительных
действий;
готовность к использованию
сформированных умений при
решении учебных, учебнобытовых и учебно - трудовых
задач в объеме программы.

Сформированность
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни, бережному
отношению
к
материальным
и
духовным
ценностям;
проявление
готовности
к
самостоятельной
жизни.

Личностные:
- готовность к безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе.
Регулятивные:
- соотносить свои действия и
их результаты с заданными
образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные
- пользоваться знаками,
символами, предметамизаместителями;
- работать с несложной по
содержанию и структуре
информацией.
Коммуникативные:
- сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять
свое поведение в
соответствии с объективным
мнением большинства в
конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с
окружающими.

№ ур. в
четверт
и

№ ур. в
Году

1 дополнительный класс
Календарно - тематический план
(2 часа в неделю – 66 часов за год)

Тема урока

Кол-во
часов

1 четверть

16

Неживая природа

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

6
7
8
9
10

11
12
13

11
12
13

14

14

15

15

16

16

17
18
19
20

1
2
3
4

21
22
23
24

5
6
7
8

25
26
27
28

9
10
11
12

Земля и Солнце. Значение Солнца
Солнце и жизнь растений
День и ночь. Небо днем и ночью
Сутки. Занятие людей в течение суток
Режим дня
Сезонные изменения в природе
Осень
Признаки осени
Признаки осени
Занятия и одежда осенью
Погода. Календарь природы
Живая природа. Растения
Растения
Строение и сходство растений
Различия растений
Безопасное поведение
Профилактика простуд: закаливание, одевание по
погоде.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной и инфекционной
болезни.

1
1
1
1
1

2 четверть
Живая природа. Растения
Разнообразие цветов
Семена
Плоды растений
Плоды растений. Пр.р.№1 Сбор плодов, семян и
листьев.
Приспособление растений к сезонным изменениям
Уход за растениями
Приспособления растений к условиям жизни
Растения (обобщающий урок)
Животные
Животные. Строение и сходство животных
Различие животных
Детеныши животных
Домашние животные

16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

29

13

30

14

31

15

32

16

33

1

34
35

2
3

36
37
38
39
40

4
5
6
7
8

41
42
43
44
45
46
47

9
10
11
12
13
14
15

48

16

49

17

50

18

51
52
53
54
55

1
2
3
4
5

56
57
58
59
60
61
62
63

6
7
8
9
10
11
12
13

Дикие животные
Безопасное поведение
Правила поведения человека при контакте с
домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в
зоопарке.
Правила поведения человека с диким животным в
природе.
3 четверть
Животные
Приспособление животных к различным условиям
обитания
Приспособление животных к временам года
Животные (обобщающий урок)
Сезонные изменения в природе
Зима
Признаки зимы
Признаки зимы. Пр.р. № 2 Изготовление кормушек
Занятия и одежда зимой
Погода. Календарь природы
Человек
Человек.
Части тела человека
Гигиенические навыки
Лицо человека
Глаза. Пр.р.№3 Гигиена глаз
Уши. Пр.р. № 4 Гигиена ушей
Нос. Пр.р. № 5 Гигиена носа
Безопасное поведение
Правила поведения на улице. Движения по улице
группой.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице.
Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
4 четверть
Человек
Рот. Пр.р. № 6 Гигиена полости рта
Кожа. Пр.р. № 7 Гигиена кожи
Осанка
Скелет и мышцы человека
Скелет и мышцы человека
Сезонные изменения в природе
Весна
Признаки весны
Занятия и одежда весной
Погода. Календарь природы
Лето
Признаки лета
Занятия и одежда летом
Занятия и одежда летом
Безопасное поведение

1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64
65
66

14
15
16

Правила поведение в лесу.
Правила поведение на воде, в грозу.
Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки.

1
1
1

№ ур. в
четверт
и

№ ур. в
Году

1 дополнительный класс
Календарно - тематический план
(2 часа в неделю – 66 часов за год)

Тема урока

Кол-во
часов

1 четверть

16

Неживая природа

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

6
7
8
9
10

11
12
13

11
12
13

14

14

15

15

16

16

17
18
19
20

1
2
3
4

21
22
23
24

5
6
7
8

Земля и Солнце. Значение Солнца
Солнце и жизнь растений
День и ночь. Небо днем и ночью
Сутки. Занятие людей в течение суток
Режим дня
Сезонные изменения в природе
Осень
Признаки осени
Признаки осени
Занятия и одежда осенью
Погода. Календарь природы
Живая природа. Растения
Растения
Строение и сходство растений
Различия растений
Безопасное поведение
Профилактика простуд: закаливание, одевание по
погоде.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной и инфекционной
болезни.

1
1
1
1
1

2 четверть
Живая природа. Растения
Разнообразие цветов
Семена
Плоды растений
Плоды растений. Пр.р.№1 Сбор плодов, семян и
листьев.
Приспособление растений к сезонным изменениям
Уход за растениями
Приспособления растений к условиям жизни
Растения (обобщающий урок)
Животные

16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

25
26
27
28
29

9
10
11
12
13

30

14

31

15

32

16

33

1

34
35

2
3

36
37
38
39
40

4
5
6
7
8

41
42
43
44
45
46
47

9
10
11
12
13
14
15

48

16

49

17

50

18

51
52
53
54
55

1
2
3
4
5

56
57
58
59
60

6
7
8
9
10

Животные. Строение и сходство животных
Различие животных
Детеныши животных
Домашние животные
Дикие животные
Безопасное поведение
Правила поведения человека при контакте с
домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в
зоопарке.
Правила поведения человека с диким животным в
природе.
3 четверть
Животные
Приспособление животных к различным условиям
обитания
Приспособление животных к временам года
Животные (обобщающий урок)
Сезонные изменения в природе
Зима
Признаки зимы
Признаки зимы. Пр.р. № 2 Изготовление кормушек
Занятия и одежда зимой
Погода. Календарь природы
Человек
Человек.
Части тела человека
Гигиенические навыки
Лицо человека
Глаза. Пр.р.№3 Гигиена глаз
Уши. Пр.р. № 4 Гигиена ушей
Нос. Пр.р. № 5 Гигиена носа
Безопасное поведение
Правила поведения на улице. Движения по улице
группой.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице.
Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
4 четверть
Человек
Рот. Пр.р. № 6 Гигиена полости рта
Кожа. Пр.р. № 7 Гигиена кожи
Осанка
Скелет и мышцы человека
Скелет и мышцы человека
Сезонные изменения в природе
Весна
Признаки весны
Занятия и одежда весной
Погода. Календарь природы
Лето

1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61
62
63

11
12
13

64
65
66

14
15
16

Признаки лета
Занятия и одежда летом
Занятия и одежда летом
Безопасное поведение
Правила поведение в лесу.
Правила поведение на воде, в грозу.
Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки.

1
1
1
1
1
1

№ ур. в
четверт
и

№ ур. в
Году

1 класс
Календарно - тематический план
(2 часа в неделю – 66 часов за год)

Тема урока

Кол-во
часов

1 четверть

16

Неживая природа

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

6
7
8
9
10

11
12
13

11
12
13

14

14

15

15

16

16

17
18
19
20

1
2
3
4

21

5

Земля и Солнце. Значение Солнца
Солнце и жизнь растений
День и ночь. Небо днем и ночью
Сутки. Занятие людей в течение суток
Режим дня
Сезонные изменения в природе
Осень
Признаки осени
Признаки осени
Занятия и одежда осенью
Погода. Календарь природы
Живая природа. Растения
Растения
Строение и сходство растений
Различия растений
Безопасное поведение
Профилактика простуд: закаливание, одевание по
погоде.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной и инфекционной
болезни.

1
1
1
1
1

2 четверть
Живая природа. Растения
Разнообразие цветов
Семена
Плоды растений
Плоды растений. Пр.р.№1 Сбор плодов, семян и
листьев.
Приспособление растений к сезонным изменениям

16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

Дата
проведения

22
23
24

6
7
8

25
26
27
28
29

9
10
11
12
13

30

14

31

15

32

16

33

1

34
35

2
3

36
37
38
39
40

4
5
6
7
8

41
42
43
44
45
46
47

9
10
11
12
13
14
15

48

16

49

17

50

18

51
52
53
54
55

1
2
3
4
5

56

6

Уход за растениями
Приспособления растений к условиям жизни
Растения (обобщающий урок)
Животные
Животные. Строение и сходство животных
Различие животных
Детеныши животных
Домашние животные
Дикие животные
Безопасное поведение
Правила поведения человека при контакте с
домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в
зоопарке.
Правила поведения человека с диким животным в
природе.
3 четверть
Животные
Приспособление животных к различным условиям
обитания
Приспособление животных к временам года
Животные (обобщающий урок)
Сезонные изменения в природе
Зима
Признаки зимы
Признаки зимы. Пр.р. № 2 Изготовление кормушек
Занятия и одежда зимой
Погода. Календарь природы
Человек
Человек.
Части тела человека
Гигиенические навыки
Лицо человека
Глаза. Пр.р.№3 Гигиена глаз
Уши. Пр.р. № 4 Гигиена ушей
Нос. Пр.р. № 5 Гигиена носа
Безопасное поведение
Правила поведения на улице. Движения по улице
группой.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице.
Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
4 четверть
Человек
Рот. Пр.р. № 6 Гигиена полости рта
Кожа. Пр.р. № 7 Гигиена кожи
Осанка
Скелет и мышцы человека
Скелет и мышцы человека
Сезонные изменения в природе
Весна

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63

7
8
9
10
11
12
13

64
65
66

14
15
16

Признаки весны
Занятия и одежда весной
Погода. Календарь природы
Лето
Признаки лета
Занятия и одежда летом
Занятия и одежда летом
Безопасное поведение
Правила поведение в лесу.
Правила поведение на воде, в грозу.
Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
Мир природы и человека
Календарно-тематический план
(2 часа в неделю-68 часов в год)
№ ур. в
году

№ ур. в
четверт
и

Тема урока

Кол-во
часов

1 четверть – 16 уроков.
Сезонные изменения. (Осень)
1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

6
7
8

6
7
8

9

9

10
11

10
11

12

12

13
14

13
14

15

15

Временные изменения.
Основные признаки осени. Экскурсия.
Изменения в жизни растений.
Изменения в жизни животных.
Изменения в жизни человека.
Неживая природа
Пр. р. №1 Вода. Простейшие свойства воды.
Вода в природе: дождь, снег, лёд.
Первичные представления о температуре
воды. Вода холодная и горячая.
Первичные представления о термометре как
приборе для измерения температуры.
Вода в природе: река, озеро, пруд, болото.
Значение воды для жизни растений,
животных, человека.
Живая природа. Растения
Части растений: корень, стебель, лист,
цветок.
Жизнь растений.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые:
традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения:
фиалка и традесканция

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Дата
проведения

16

16

17
18
19
20
21
22
23
24

1
2
3
4
5
6
7
8

Комнатные растения.
2 четверть – 16 уроков.
Пр. р.№2 Уход за комнатными растениями.
Овощи, их признаки.
Огород.
Овощи в питании человека.
Сад.
Фрукты. Названия и признаки.
Фрукты в питании человека.
Значение овощей и фруктов в питании
человека
Уход за растениями сада и огорода.
Обобщение по теме «Растения».
Животные
Разнообразие животных.
Домашние животные: кошка.
Дикие животные: рысь.
Сравнение кошки и рыси.
Породы кошек.
Домашние животные: собака.
3 четверть- 21 урок.
Дикие животные: волк.
Сравнение собаки и волка.
Породы собак.
Отношения человека к животным.
Рыбы. Строение рыб.
Рыбы. Среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных
угодий. Обобщение по теме «Животные».
Сезонные изменения. Зима
Основные признаки зимы.
Основные признаки зимы. Экскурсия.
Изменения в жизни растений.
Изменения в жизни животных.
Одежда людей, игры детей, труд людей в
зимнее время года.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.

1

1

1
1

25
26

9
10

27
28
29
30
31
32

11
12
13
14
15
16

33
34
35
36
37
38
39

1
2
3
4
5
6
7

40
41
42
43
44

8
9
10
11
12

45

13

46

14

47

15

Органы пищеварения: ротовая полость,
пищевод, желудок, кишечник.
Пр. р. №.3. Уход за ротовой полостью.

48
49

16
17

Питание человека.
Правильное питание.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

50

18

51
52
53

19
20
21

54
55
56
57
58

1
2
3
4
5

59

6

60
61
62

7
8
9

63
64
65
66
67

10
11
12
13
14

68

15

Значение овощей и фруктов в питании
человека.
Правила питания.
Профилактика пищевых отравлений.
Охрана здоровья. Твое тело.
Обобщение по теме «Человек».
4 четверть- 15 уроков
Сезонные изменения в природе. Весна
Основные признаки весны.
Основные признаки весны. Экскурсия.
Изменения в жизни растений.
Изменения в жизни животных.
Одежда людей, игры детей, труд людей в
весеннее время года.
Пр. р. №4. Труд людей в разное время года.
Посев семян, цветов.
Безопасное поведение
Детские игры в природе.
Предупреждение травм, несчастных случаев.
Поведение человека во время грозы, дождя.
Сезонные изменения в природе. Лето
Основные признаки лета.
Основные признаки лета. Экскурсия.
Изменения в жизни растений.
Изменения в жизни животных.
Одежда людей, игры детей, труд людей в
летнее время года.
Повторение изученного материала.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
Мир природы и человека
Календарно – тематический план
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
№ ур. в
году

№
ур. в
четв.

Тема урока

Кол – во
часов.

1 четверть – 16часов.

1

1

Раздел «Сезонные изменения».
Осень. Основные признаки осени (изменения
в неживой природе). Осенние месяцы.
Порядок месяцев в сезоне. Осень – начальная
осень, середина сезона, поздняя осень.
Календарь. Пр.р №1. Работа с календарем:

1

Дата
проведения.

2

2

3

3

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9

9.

10

10.

дни, недели, порядок следования, рабочие и
выходные дни. Неделя и месяцы.
Основные признаки осени (изменение в
жизни растений).
Основные признаки осени (изменения в
жизни животных).
Основные признаки осени(изменения в жизни
человека: одежда людей, игры детей, труд
людей в сельской местности и в городе).
Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей.
Правила поведения на улице. Движение по
улице группой.
Неживая природа.

1
1
1

1

Солнце: внешний вид, наиболее
существенные свойства, значение.
Солнце в разные времена года.

1

Воздух. Наиболее существенные и заметные
его свойства.
Воздух. Место в природе, значение.
Термометр.
Ветер. Место в природе, значение.

1

1

1
1

Живая природа.
Растения. Грибы.
11

11.

Деревья. Кустарники. Травянистые растения.

1

12

12.

Части растений. Корень.

1

13

13.

Части растений. Стебель (ствол).

1

14

14.

Части растений. Лист..

1

15

15.

Части растений. Цветок.

1

16

16.

Растения культурные. Фрукты. Ягоды.
Внешний вид, место произрастания,
использование человеком.
2 четверть – 16 часов.

1

17

1.

Растения дикорастущие: деревья, кустарники.
Правила поведения в лесу.

1

18
19

2.
3.

Плоды и семена.
Лесные ягоды. Использование их человеком.
Правила сбора урожая лесных ягод.
Предупреждение отравления ядовитыми
ягодами. Признаки отравления. Вызов скорой
помощи. Телефон первой помощи. Звонок по
телефону экстренных служб.

1
1

20

4.

21

5

22

6.

23

7.

24
25

8.
9.

26

10.

27

11.

28

12.

29

13

30

14.

31

15.

32

16.

33

1.

34

2.

35

3.

Шляпочные грибы: съедобные и
несъедобные. Название места произрастания.
Внешний вид.
Значение грибов в природе. Использование
человеком. Правила сбора урожая грибов.
Предупреждение отравления ядовитыми
грибами. Признаки отравления. Вызов скорой
помощи. Телефон первой помощи. Звонок по
телефону экстренных служб.
Растения дикорастущие: травянистые
растения.
Значение растений в природе. Бережное
отношение к дикорастущим
растениям.Охрана дикорастущих растений.
Животные.
Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Дикие животные: лось. Внешнее строение:
название частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни.
Дикие животные: кабан. Внешнее строение:
название частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни.
Дикие животные: заяц. Внешнее строение:
название частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни.
Домашние животные: корова. Внешнее
строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами коровы, чем кормят их люди.
Скотный двор. Ферма.
Домашние животные: свинья. Внешнее
строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами коровы, чем кормят их люди.
Ферма.
Домашние животные: кролики. Внешнее
строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами коровы, чем кормят их люди.
Ознакомление с правилами ухода за
домашними животными, с видами помощи
диким животным.
Дикие животные: птицы. Названия. Внешнее
строение: название частей тела. Место
обитания, питание, образ жизни.
3 четверть. – 21 час.
Роль в природе птиц. Помощь птицам зимой
(подкормка, изготовление кормушек).
Помощь птицам весной в период гнездования
(сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и
уединенности птиц на природе).
Безопасное поведение.
Правила поведения при контакте с
домашними животными. Правила поведения
человека с дикими животными в зоопарке, в
природе.

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

36

4.

37

5.

38

6.

39

7.

40

8.

41

9.

42

10.

43

11.

Сезонные изменения.
Зима. Основные признаки зимы (изменения в
неживой природе). Зимние месяцы. Порядок
месяцев в сезоне. Зима – начало, середина,
конец зимы. Календарь. Пр.р № 2. Работа с
календарем: дни недели, порядок следования,
рабочие и выходные дни. Недели и месяц.
Основные признаки зимы (изменения в
жизни растений).
Основные признаки зимы (изменения в
жизни животных).
Основные признаки зимы (изменения в
жизни человека: труд людей в сельской
местности и городе).
Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей.
Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения
ребенка на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу).
Человек.
Строение тела человека (голова, туловище,
ноги, руки (конечности). Ориентировка в
схеме тела на картине и на себе. Голова,
лицо: глаза, рот, нос, уши. Покровы тела:
кожа, ногти, волосы.
Первичные ознакомления с внутренним
строением тела человека: органы дыхания.
Здоровый образ жизни: гигиена жилища
(проветривание, регулярная уборка).

1

1
1
1

1

1

1
1

Безопасное поведение.
44

12.

45

13.

46

14.

47

15.

Поведение во время простудной (постельный
режим, соблюдение назначения врача)
инфекционной болезни (изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка
белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из
поликлиники.
Профилактика простудных заболеваний:
закаливание, одевание по погоде,
проветривание помещений, предупреждение
появления сквозняков).
Профилактика вирусных заболеваний
(гриппа): прием витаминов, гигиена полости
носа и рта, предупреждение контактов с
больными людьми.

1

Первичное ознакомление с внутренним
строением тела человека: кровеносные
сосуды. Кровь и ее значение для человека.

1

1

1

48

16.

49

17.

50

18.

51

19.

52

20

53

21

54

1

55

2

56

3

57

4

58

5

59

6

Пр.р № 3. Простейшие действия при
получении травмы, при порезах. Поведение
при оказании медицинской помощи.
Первичное ознакомление с внутренним
строением тела человека: сердце. Пр.р № 4.
Определение пульса.
Здоровый образ жизни: гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты,
мясо, рыба).
Сезонные изменения.

1

1

Весна. Основные признаки весны (изменения
в неживой природе). Весенние месяцы.
Порядок месяцев в сезоне. Весна – ранняя,
середина весны, поздняя весна. Календарь.
Пр.р № 5. Работа с календарем: дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные
дни. Недели и месяц.
Основные признаки весны ( изменения в
жизни растений).
Основные признаки весны (изменения в
жизни животных).
Основные признаки весны (изменения в
жизни человека: труд людей в сельской
местности и городе).
4 четверть – 15 часов.
Сезонные изменения.
Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизнь людей.
Правила поведения на улице.
Человек.

1

Магазины («овощи – фрукты», продуктовый,
промтоварный, одежда, обувь, бытовая
техника, книжный). Основные профессии
людей, работающих в магазине. Правила
поведения в магазине.
Человек – член общества: член семьи, ученик,
одноклассник, друг. Личные вещи ребенка:
гигиенические принадлежности, игрушки,
учебные вещи, одежда, обувь). Вещи
мальчиков и девочек.
Транспорт. Назначение. Название отдельных
видов транспорта. Городской, пассажирский
транспорт. Транспорт междугородний.
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения в
общественном транспорте. Безопасное
поведение в общественном транспорте.
Наша Родина - Россия. Столица. Флаг. Герб.
Гимн России. Президент России.
Россия – многонациональная страна.
Национальные костюмы.

1

1
1
1

1

1

1

1
1

60

7

61

8

62

9

Наша Республика – Удмуртия. Столица.
Флаг. Герб. Гимн УР.
Национальности, проживающие на
территории УР.
Великие люди удмуртского края.

1
1
1

Сезонные изменения.
63

10

64

11

65

12

66

13

67

14

68

15

Лето. Основные признаки лета (изменения в
неживой природе). Летние месяцы. Порядок
месяцев в сезоне.
Основные признаки лета (изменения в жизни
растений).
Основные признаки лета (изменения в жизни
животных).
Основные признаки лета (изменения в жизни
человека: одежда людей, игры детей, труд
людей в сельской местности и городе).
Правила поведения на воде, в грозу.
Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей.
Правила поведения на улице.
Безопасное поведение.

1

Правила поведения с незнакомыми людьми, в
незнакомом месте.

1

1
1
1

1

4 класс
Мир природы и человека
Календарно – тематический план
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
№ ур. в
году

№
ур. в
четв.

1

1

2

2

3

3

4.

4.

Тема урока

1 четверть – 16часов
Сезонные изменения.
Осень. Основные признаки осени (изменения
в неживой природе). Осенние месяцы.
Порядок месяцев в сезоне. Осень – начальная
осень, середина сезона, поздняя осень.
Календарь. Пр.р №1. Работа с календарем.
Основные признаки осени (изменение в
жизни растений).
Основные признаки осени (изменения в
жизни животных).
Основные признаки осени(изменения в жизни
человека: труд людей в сельской местности и
городе).

Кол – во
часов.

1

1
1
1

Дата
проведения.

5.

5.

Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизнь людей.
Правила поведения на улице. Движение по
улице.
Неживая природа

1

6.

6.

Элементарные сведения о Земле, как планете.

1

7.

7.

1

8.

8.

9

9.

10

10.

11

11.

Земля: песок (внешний вид, наиболее
существенные и заметные свойства, место в
природе, значение песка).
Земля: глина (внешний вид, наиболее
существенные и заметные свойства, место в
природе, значение глины).
Земля: камни (внешний вид, наиболее
существенные и заметные свойства, место в
природе, значение камня). Горы.
Почва. Место в природе. Внешний вид.
Значение.
Почва. Равнины. Холмы. Овраги.

1

1

1
1

Живая природа.
Растения.
Растения культурные. Овощи. Внешний вид.
Место произрастания (огород, поле).
Использование.
Растения культурные. Овощи. Значение для
жизни человека. Употребление в пищу.

1

Растения дикорастущие. Деревья.
Кустарники. Травянистые растения. Значение
растений в природе. Правила поведения в
лесу.
Лесные ягоды. Использование их человеком.
Правила сбора урожая лесных ягод.
Предупреждение отравления ядовитыми
ягодами. Признаки отравления. Вызов скорой
помощи по телефону. Телефоны скорой
помощи.
Растения культурные: фрукты, ягоды.
Внешний вид, место произрастания,
использование.
2 четверть – 16 часов

1

1.

Фрукты, ягоды. Значение для жизни
человека. Употребление в пищу.

1

18

2.

1

19

3.

20

4.

Растения культурные и дикорастущие,
травянистые растения: цветы.
Растения культурные и дикорастущие
(сравнение).
Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.

12

12.

13

13.

14

14.

15

15.

16

16.

17

1

1

1

1
1

21

5

22

6.

23

7.

24

8.

25

9.

26

10.

27

11.

28

12.

29

13

30

14.

31

15.

32

16.

33

1.

34

2.

35

3.

36

4.

37

5.

Зерновые культуры. Внешний вид, место
произрастания, использование.
Значение зерновых культур для жизни
человека. Употребление в пищу.
Пр.р № 2. Изготовление поделок из стеблей
зерновых культур.
Животные.
Домашние животные.
Звери. Названия (корова, овца, свинья,
лошадь). Внешнее строение: название частей
тела. Условия обитания, чем кормятся сами
животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животными.
Скотный двор, ферма.
Птицы (утки, гуси и куры). Внешнее
строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами птицы, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат
птиц), забота и уход за ними. Птичник.
Безопасное поведение.
Правила поведения человека при контакте с
домашними животными.
Дикие животные.
Птицы (утка). Внешнее строение: название
частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе.
Птицы (гусь). Внешнее строение: название
частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе.
Птицы (лебедь). Внешнее строение: название
частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе.
Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек)
3 четверть. – 21 час
Безопасное поведение.
Правила поведения при контакте с дикими
животными в зоопарке, в природе.
Сезонные изменения.
Зима. Основные признаки зимы (изменения в
неживой природе). Зимние месяцы. Порядок
месяцев в сезоне. Зима – начало, середина,
конец зимы. Календарь. Пр.р № 2. Работа с
календарем: дни недели, порядок следования,
рабочие и выходные дни. Недели и месяц.
Основные признаки зимы (изменения в
жизни растений).
Основные признаки зимы (изменения в
жизни животных).
Основные признаки зимы (изменения в
жизни человека: труд людей в сельской
местности и городе).

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизнь людей.
Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу.
Дикие животные.
Насекомые (бабочки, стрекозы, жуки, мухи).
Внешнее строение: названия частей тела.
Место обитания, питание, образ жизни, роль
в природе.
Насекомые (пчелы). Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни, роль в природе.
Человек.

1

Строение тела человека (голова, туловище,
ноги, руки (конечности). Ориентировка в
схеме тела на картине и на себе. Голова,
лицо: глаза, рот, нос, уши. Покровы тела:
кожа, ногти, волосы.
Первичные ознакомления с внутренним
строением тела человека: мозг.
Бережное отношение к себе, соблюдение
правил охраны головы.

1

12.

Соблюдение режима работы и отдыха.

1

45

13.

Режим сна, работы.

1

46

14.

Личная гигиена (умывание, прием ванной),
прогулки, занятия спортом.

1

47

15.

48

16.

49

17.

50

18.

Уход за комнатными растениями. Пр.р № 3.
Посадка и уход за растениями.
Сезонные изменения.

1

51

19.

Весна. Основные признаки весны (изменения
в неживой природе). Весенние месяцы.
Порядок месяцев в сезоне. Весна – ранняя,
середина весны, поздняя весна. Календарь.
Пр.р № 5. Работа с календарем: дни недели,

1

38

6.

39

7.

40

8.

41

9.

42

10.

43

11.

44

Безопасное поведение.
Профилактика вирусных заболеваний
(гриппа) – прием витаминов, гигиена полости
носа и рта, предупреждение контактов с
больными людьми.
Профилактика простуд: закаливание,
одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждений сквозняков.
Поведение во время простуды (постельный
режим, соблюдение назначение врача). Вызов
врача из поликлиники.
Растения.
Наблюдение за жизнью живой природы.

1

1

1
1

1

1

1

52

20

53

21

54

1

55

2

56

3

57

4

58

5

59

6

60

7

61

8

62

9

63

10

64

11

65

12

66

13

порядок следования, рабочие и выходные
дни. Недели и месяц.
Основные признаки весны ( изменения в
жизни растений).
Основные признаки весны (изменения в
жизни животных).
4 четверть – 15 часов
Сезонные изменения.
Основные признаки весны (изменения в
жизни человека: труд людей в сельской
местности и городе).
Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизнь людей.
Правила поведения на улице.
Безопасное поведение.
Зоопарк. Правила поведения человека с
диким животным в зоопарке.
Человек.

1
1

1

1

1

Почта. Основные профессии людей,
работающих в учреждении.
Больница. Поликлиника. Основные
профессии людей, работающих в
учреждениях.
Городской пассажирский транспорт.
Транспорт междугородний. Вокзалы и
аэропорты. Правила поведения в
общественном транспорте.
Наша Родина - Россия. Столица. Флаг. Герб.
Гимн России. Президент России. Россия –
многонациональная страна. Национальные
костюмы.
Наша Республика – Удмуртия. Столица.
Флаг. Герб. Гимн УР. Национальности,
проживающие на территории УР.
Сезонные изменения.

1

Лето. Основные признаки лета (изменения в
неживой природе). Летние месяцы. Порядок
месяцев в сезоне.
Основные признаки лета, изменения в жизни
растений.
Основные признаки лета (изменения в жизни
животных).
Основные признаки лета (изменения в жизни
человека: одежда людей, игры детей, труд
людей в сельской местности и городе).
Правила поведения на воде, в грозу.
Экскурсия. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизнь людей.
Правила поведения на улице.
Безопасное поведение.

1

1

1

1

1

1
1
1

1

67

14

68

15

Правила поведения с незнакомыми людьми, в
незнакомом месте.
Правила обращения с горячей водой (в кране,
в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».