Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А. О.
27.08.2025 г.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«ОРКСЭ»
для обучающихся с задержкой психического развития
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Постникова А. Ю.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модуль «Основы светской этики» (34 часа)
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Россия — наша
Родина (1 ч)
Россия — многонациональное
государство.
Культурные
традиции.
Культурное
многообразие России. Народы
и религии в России.
Использовать ключевые понятия учебной
темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений
и фактов действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций в
жизни народов России, о значении
культурных традиций в жизни человека,
семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Приводить примеры единения народов
России (например, праздники).
Этика и её
значение в жизни
человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы.
(8 ч)
Этика в отношениях людей в
обществе. Добро и зло как
основные категории этики.
Культура и религия. Нормы
морали. «Золотое правило
этики».
Нравственные
ценности, идеалы, принципы в
культуре народов России.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи,
рассматривать иллюстративный материал,
соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять по предварительно составленному
плану и ключевым словам небольшой текстрассуждение на темы добра и зла.
Высказывать суждения оценочного характера
о значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества, государства.
Рассуждать о возможности и необходимости
соблюдения нравственных норм в жизни
человека, общества, раскрывать понимание
«золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Государство и
мораль
гражданина.
Основной Закон
(Конституция) в
государстве как
источник
российской
гражданской
этики (1 ч)
Нравственный
долг
и
ответственность человека в
обществе. Мораль в культуре
народов России. Государство и
мораль гражданина. Основной
Закон (Конституция) в России
как источник общепринятых
норм гражданкой этики в
российском обществе.
Читать и понимать учебный текст, объяснять
значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга и
ответственности человека в российском
обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской
этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и
поведения
людей,
основанных
на
конституционных
правах,
свободах,
обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм
российской
гражданской
этики
(справедливость, ответственность, ценность и
достоинство
человеческой
жизни,
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
взаимоуважение, уважение к старшим, к
труду,
свобода
совести,
свобода
вероисповедания,
забота
о
природе,
историческом и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений
при выполнении заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Образцы
нравственности в
культуре
Отечества,
народов России.
Природа и
человек (8 ч)
Образцы нравственности в
культуре Отечества, народов
России.
Справедливость,
дружба,
труд,
помощь
нуждающимся,
служение
своему
народу,
России.
Народные сказки, пословицы,
поговорки о нравственности.
Отношение к природе как
нравственная категория.
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на
примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории России и
современности.
Рассуждать о возможности и необходимости
бережного отношения к природе и личной
ответственности за это каждого человека.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Составлять коллективно небольшой текстрассуждение
на
тему
«Образцы
нравственного
поведения
в
культуре
Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему
миру,
для
осмысления
примеров
нравственного поведения людей в истории и
культуре Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Праздники как
одна из форм
исторической
памяти (2 ч)
Народные, государственные
праздники
в
России.
Нравственное
значение
праздника,
значение
праздников для укрепления
единства народа, сохранения
исторической памяти.
Объяснять значение праздников как одной из
форм исторической памяти народа, общества,
их значение для укрепления единства народа,
общества.
Рассказывать о российских праздниках
(государственные, народные, религиозные,
семейные), День народного единства, День
защитников Отечества и др., о праздниках в
своём регионе, местности проживания.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового
чтения
учебных
текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Семейные
ценности. Этика
семейных
Семья как ценность. Семейные
ценности в России. Этика
семейных
отношений.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание понимания
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
отношений (1 ч)
Традиционные
семейные
ценности народов России.
семьи, отношений в семье на основе
взаимной любви и уважения, любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о
нуждающихся
в
помощи
родителях;
уважение старших.
Рассказывать о семейных традициях народов
России, приводить примеры.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Трудовая мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательс
тва (3 ч)
Труд как ценность. Уважение
труда, трудящихся людей в
культуре народов России.
Нравственные
традиции
предпринимательства
в
России, благотворительность.
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Рассказывать
о
трудовой
морали,
нравственных
традициях
трудовой
деятельности, предпринимательства в России,
приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера
о трудолюбии, честном труде, об уважении к
труду, к трудящимся людям, результатам
труда (своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Что значит быть
нравственным
в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенство
вания (6 ч)
Нравственность общества и
нравственность
личности,
человека.
Нравственные
требования в наше время.
Воспитание
нравственной
культуры в обществе и
самовоспитание
человека.
Нравственный
выбор.
Нравственное
самосовершенствование.
Выражать своими словами понятия урока с
опорой на учебник.
Приводить
примеры
нравственных
поступков, оценивать поступки свои и других
людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом
личного опыта поведения.
Составлять коллективно небольшой текстрассуждение
на
тему
«Образцы
нравственного
поведения
людей
в
современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Тема
Основное содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Этикет (2 ч)
Понятие этикета. Этика и
этикет в отношениях к
старшим,
учителям,
в
коллективе, дома и в школе, в
разных жизненных ситуациях.
Речевой этикет.
Размышлять и рассуждать на темы правил
поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила
этикета, приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета,
целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных
жизненных ситуациях, приводить примеры,
использовать
народные
пословицы
и
поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения
правил этикета в разных ситуациях.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и многоконфессионального народа
России (2 ч)
Служение человека обществу,
Родине, Отечеству в культуре
народов России. Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа России.
Закреплять
и
систематизировать
представления о российской светской этике,
духовно-нравственной
культуре
многонационального народа России, их
значении в жизни человека, семьи,
российского общества.
Сопоставлять
понятия
«патриотизм»,
«Отечество», «многонациональный народ
России»,
«служение»,
соотносить
определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модуль «Основы светской этики»
№
п/п
Тема
Количе
ство
часов
1.
Россия — наша Родина. Культура и религия.
1
2.
Этика и её значение в жизни человека.
1
3.
Этика и её значение в жизни человека.
1
4.
Нормы морали.
1
5.
6.
Нравственные ценности, идеалы, принципы.
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек.
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России.
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек.
Семейные
ценности. Этика
семейных
отношений.
Праздники как одна из форм исторической
памяти.
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства.
Образцы нравственности в культуре Отечества,
народов России.
Образцы нравственности в культуре Отечества,
народов России. Природа и человек.
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Что значит быть нравственным в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек.
Что значит быть нравственным в наше время.
Образование как нравственная норма.
1
1
Образцы нравственности в культуре Отечества,
народов России. Природа и человек.
Что значит быть нравственным в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы.
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Планируемая
дата
Фактическая
дата
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы.
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Методика создания
морального кодекса в школе.
1
Что значит быть нравственным в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Этика и её значение в жизни человека.
1
Что значит быть нравственным в наше
время.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Этикет.
Этикет.
Праздники как одна из форм исторической
памяти.
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России.
Образцы нравственности в культуре Отечества,
народов России.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
1
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
1
ОБЩЕЕ КОЛИСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34