Окружающий мир 1- 4 кл ЗПР

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А. О.
27.08.2025 г.

Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для обучающихся с задержкой психического развития
1-4 класс

Составитель:
учитель начальных классов
Постникова А. Ю.

Нижнетуринский муниципальный округ
2025

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 часов)
Количество часов
№
Наименование разделов и
Контроль
п/п
тем программы
Всего
ные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Школа. Школьная жизнь.

1.2

Семья. Взаимоотношения
взаимопомощь в семье.

1.3

Россия - наша Родина.

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

3
и

2
11

Итого по разделу
16
Раздел 2.Человек и природа
Природа - среда обитания
2.1
человека. Взаимосвязи между 13
человеком и природой.
2.2

Растительный мир.

2

9

1

Мир животных. Разные группы
15
животных.
Итого по разделу
37
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
2.3

3.1

Режим дня школьника.

Безопасность в быту,
3.2
безопасность пешехода,
безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

3

3

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

4

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

7
6
66

0

3

1 дополнительный класс (66 часов)
№
п/п

Наименование разделов
тем программы

и

Количество часов
Контро
Всего
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Школа. Школьная жизнь.

1.2

Семья. Взаимоотношения
взаимопомощь в семье.

1.3

Россия - наша Родина.

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

3
и

2
11

Итого по разделу
16
Раздел 2.Человек и природа
Природа - среда обитания
2.1
человека. Взаимосвязи между 13
человеком и природой.
2.2

Растительный мир.

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

2

9

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

1

Мир животных. Разные группы
15
животных.
Итого по разделу
37
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
2.3

3.1

Режим дня школьника.

Безопасность в быту,
безопасность пешехода,
безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3.2

3

3
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

4
7
6

1

66

0

4

2 класс ( 68 часов)
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем
Контро
программы
Всего
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Наша родина - Россия

Семья. Семейные ценности и
традиции
Правила культурного
1.3
поведения в общественных
местах
Итого по разделу
Раздел 2.Человек и природа
Методы познания природы.
2.1
Земля и другие планеты,
звезды и созвездия.
2.2
Многообразие растений
1.2

12
2

1

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

2
16

7
8

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

1

1

3

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :

2.3

Многообразие животных

https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

11

Красная книга России.
Заповедники и природные 8
парки
Итого по разделу
34
1
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый
образ
жизни
3.1
4
школьника
Безопасность в школе и
3.2
общественном транспорте,
8
безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
12
1
Резервное время
6
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
68
3
ПРОГРАММЕ

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

2.4

3
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

2
2
6

3 класс ( 68 часов)
№
п/п

Количество часов
Контро
Наименование разделов и тем
Всего
льные
программы
работы

Раздел 1.Человек и общество
Наша родина – Российская
1.1
14
Федерация
Семья – коллектив близких,
1.2
2
родных людей
1.3

Страны и народы мира.

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Бактерии,
грибы
и
разнообразие
Разнообразие растений
Разнообразие животных
Природные сообщества
Человек – часть природы

1

4

Итого по разделу
Раздел 2.Человек и природа
Методы познания природы.
Разнообразие веществ в
2.1
окружающем мире

20

1
1

11
их

Практи
ческие
работы

3

1

7
3
5

Итого по разделу
35
1
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

2

2
7

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
5

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

3.1

Здоровый образ жизни.

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
«Интернет»
5

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

2

Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
68
ПРОГРАММЕ

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

1

1
3

1

3

8

4 класс ( 68 часов)
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы
Всего

Контро
льные
работы

Раздел 1.Человек и общество
Наша родина – Российская
1.1
10
Федерация
История Отечества «Лента
времени»
и историческая карта 17
1.2

1.3

2.3

2.4

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
1

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

Человек – творец культурных
ценностей.
Всемирное
культурное 6
наследие

Итого по разделу
Раздел 2.Человек и природа
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
2.1

2.2

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Формы земной поверхности.
Водоемы и их разнообразие

33

1

1

5

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

9

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

Природные
зоны
России:
общее
5
представление,
основные природные зоны
Природные
и
культурные
объекты Всемирного
наследия.
5
Экологические проблемы.

Итого по разделу
24
1
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ
1

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/

ЦОС МОЯ ШКОЛА :

3.2

жизни: профилактика вредных
привычек
Безопасность в городе.
Безопасность в сети
4
«Интернет»

Итого по разделу
5
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
68
ПРОГРАММЕ

https://myschool.edu.ru/

ЦОС МОЯ ШКОЛА :
https://myschool.edu.ru/
1
3
3

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока

Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
Наша Родина: от края и до края. Символы
России
Народы России. Народов дружная семья
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:
название. Моя малая родина
Путешествие по родному краю

Количество часов
Контро
Всего
льные
работы
1
1
1
1
1
1
1
1

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

9
10
11
12
13

14

15

16

17
18
19
20
21

22

23

24

25

26

27
28

Культурные объекты родного края
Резервный урок. Повторение изученного
по разделу "Человек и
природа"
Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?
Явления и объекты неживой природы
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий
Природа
и
человек.
Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество
Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
Что мы знаем о растениях? Что общего у
разных растений? Практическая работа
«Изучаем части растений».
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения
Разнообразие
растений:
узнавание,
называние, краткое описание
Комнатные растения. Растения в твоём
доме: краткое описание
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
Особенности
лиственных
растений:
узнавание, краткое описание.
Лиственные растения нашего края
Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края
Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание
Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение, краткое
описание)
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания,
способа питания
Мир животных: звери (узнавание,

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

называние, сравнение, краткое описание)

29

30

31
32
33
34
35
36

37

38
39
40
41
42
43
44
45
46

47
48
49

Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
1
животных. Забота зверей о своих
детёнышах
Времена
года:
наблюдения
за
особенностью погоды, жизнью
1
растительного и животного мира осенью
Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни
Знакомься: электронные ресурсы школы.
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
Ты - пешеход! Знаки дорожного
движения
Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи
Водоснабжение жилого дома
Бытовые электрические и газовые
приборы:
правила
безопасного
использования. Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Номера
телефонов экстренных служб
Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений. Термометр.
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)
Откуда берутся снег и лед?
Резервный урок. Откуда в снежках грязь?
Как живут растения?
Как живут животные? Какие животные
живут в нашем регионе?
Времена
года:
наблюдения
за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой
Резервный урок. Откуда берётся и куда
девается мусор?
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности
Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха
Времена года. Сезонные изменения.
Мир животных. Где живут белые

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60

61

62
63
64

медведи?
Мир животных. Где живут слоны?
Мир животных. Перелётные и зимующие
птицы. Где зимуют птицы?
Декоративное
творчество
народов,
которое воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
Труд людей родного края
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
Резервный урок. Повторение изученного
по разделу "Человек и природа"
Мир животных. Почему мы любим кошек
и собак?
Прогулки на природе. Правила поведения
в природе
Зачем нужна вежливость?
Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника
Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и развитие
ребенка 6-7 лет. Правила поведения за
столом
Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания
Времена
года:
наблюдения
за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной
Резервный урок. Зачем люди осваивают
космос?
Труд и быт людей в разные времена года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о 1
65
животных. Мои домашние питомцы
Резервный урок. Повторение изученного
66
1
в 1 классе
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
66
ПРОГРАММЕ
1 дополнительный класс
№
Тема урока
п/п
1

Мы – школьники.
школы. Знакомство со

0

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Адрес

1

3

Дата
Практические
проведения
работы

2
3
4

5

6

7

8
9

10

11
12

13

14

15

16

школьными помещениями
Наша страна – Россия,
Российская Федерация. Что
такое Родина?
Наша Родина: от края и до
края. Символы России
Народы России. Народов
дружная семья
Отражение
в
предметах
декоративного искусства
природных условий жизни и
традиций народов РФ
Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности
Москвы
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о
родном крае:
название. Моя малая родина
Путешествие по родному
краю
Культурные объекты родного
края
Резервный урок. Повторение
изученного
по
разделу
"Человек и
природа"
Что такое окружающий мир?
Что природа даёт человеку?
Явления и объекты неживой
природы
Объекты живой природы.
Сравнение объектов неживой
и живой природы: выделение
различий
Природа
и
человек.
Природные материалы и
изделия из них. Наше
творчество
Дикорастущие и
культурные растения вокруг
нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных
растений
Что мы знаем о растениях?
Что общего у разных
растений?
Практическая
работа «Составление
гербария»

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Части растения. Название,
краткая
характеристика
значения для жизни
растения
Разнообразие
растений:
узнавание,
называние,
краткое описание
Комнатные
растения.
Растения в твоём доме:
краткое описание
Как мы ухаживаем за
растениями
(практическая
работа)
Особенности
лиственных
растений: узнавание,
краткое
описание.
Лиственные растения нашего
края
Особенности
хвойных
растений: узнавание,
краткое описание. Хвойные
растения нашего края
Мир животных: насекомые
(узнавание, называние).
Главная особенность этой
группы животных
Какие звери живут в морях и
океанах? Морские звери:
узнавание, называние,
краткое описание
Мир
животных:
рыбы
пресных и солёных
водоёмов (сравнение, краткое
описание)
Мир
животных:
птицы
(узнавание,
называние).
Главная особенность этой
группы животных
Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы:
сравнение места обитания,
способа питания
Мир
животных:
звери
(узнавание,
называние,
сравнение, краткое описание)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мир животных: чем похожи
все звери: главная
особенность этой группы 1
животных. Забота зверей о
своих детёнышах

1

30

31

32
33
34
35
36

37

38

39

40
41
42
43

44

45

46

Времена года: наблюдения за
особенностью
погоды,
жизнью растительного и
животного мира осенью
Домашние
и
дикие
животные.
Различия
в
условиях жизни
Знакомься: электронные
ресурсы школы. Что умеет
компьютер?
Что вокруг нас может быть
опасным?
Ты
пешеход!
Знаки
дорожного движения
Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи
Водоснабжение жилого дома

1

1

1
1
1
1
1

Бытовые электрические и
газовые приборы: правила
безопасного использования.
Поведение в экстремальных 1
ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
Наблюдение за погодой.
Анализ
результатов
наблюдений. Термометр.
Практические
занятия:
измерение
температуры
воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на
улице)
Откуда берутся снег и лед?
Резервный урок. Откуда в
снежках грязь?
Как живут растения?
Как живут животные? Какие
животные живут в нашем
регионе?
Времена года: наблюдения за
особенностью
погоды,
жизнью растительного и
животного мира зимой
Резервный урок. Откуда
берётся и куда девается
мусор?
Классный коллектив. Мои
друзья – одноклассники.
Правила совместной

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

47
48
49
50
51

52
53
54

55

56
57
58
59

60

61

62

деятельности
Учебный класс. Рабочее
место школьника. Режим
учебного труда, отдыха
Времена года. Сезонные
изменения.
Мир животных. Где живут
белые медведи?
Мир животных. Где живут
слоны?
Мир животных. Перелётные
и зимующие птицы. Где
зимуют птицы?
Декоративное
творчество
народов,
которое
воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
Труд людей родного края
Семейные поколения. Моя
семья
в
прошлом
и
настоящем
Резервный урок. Повторение
изученного
по
разделу
"Человек и
природа"
Мир животных. Почему мы
любим кошек и собак?
Прогулки
на
природе.
Правила
поведения
в
природе
Зачем нужна вежливость?
Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда
и
отдыха
в
режиме
первоклассника
Правила здорового питания.
Состав пищи,
обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7 лет.
Правила поведения за
столом
Предметы личной гигиены.
Закаливание
организма
солнцем, воздухом, водой.
Условия
и
правила
закаливания
Времена года: наблюдения за
особенностью
погоды,
жизнью растительного и
животного мира весной

1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

63
64

65

66

Резервный урок. Зачем люди
осваивают космос?
Труд и быт людей в разные
времена года
Кто заботится о домашних
животных Профессии
людей, которые заботятся о
животных. Мои домашние
питомцы
Резервный урок. Повторение
изученного в 1 классе

1
1

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
66
ПО ПРОГРАММЕ

0

4

2 класс
№
п/п

1
2
3

4

5
6
7

8

9
10

Тема урока

Наша Родина ‒ Россия, Российская
Федерация
Народы России. Родная страна
Родной
край,
его
природные
достопримечательности.
Город и село
Значимые события истории родного
края.
Исторические
памятники,
старинные постройки. Природа и
предметы, созданные человеком

Количество часов
Контрольные
Практические
Всего
работы
работы
1
1
1

1

Заповедники России (Остров Врангеля,
Большой Арктический заповедник).
1
Охрана природы
Заповедники России. Охрана природы
1
Резервный
урок.
Тематическая
проверочная работа "Где мы живём?"
1
Связи
в
природе:
зависимость
изменений в живой природе от
изменений в неживой природе. Неживая 1
и живая природа.
Явления природы
Что такое погода. Как предсказывают
1
погоду
Годовой ход изменений в
1

1

Дата
изучения

11

12

13
14
15
16

17

18

19

20
21

22
23
24
25

26
27

жизни животных. Жизнь животных
осенью и зимой. Явления природы
Зависимость жизни растений
от
состояния неживой природы. Жизнь
растений осенью и зимой. Невидимые 1
нити природы
Как человек познаёт окружающую
природу? Особенности разных методов
1
познания окружающего мира
Звёздное небо: звёзды и
созвездия. Солнечная система: планеты
(название, расположение от Солнца,
краткая характеристика)
Земля - планета Солнечной системы.
Что есть на Земле
Земля - живая планета Солнечной
системы
Почему на Земле есть жизнь? Условия
жизни на Земле.
Водные богатства Земли
Деревья, кустарники, травы родного
края (узнавание, называние, краткое
описание). Какие бывают растения
Деревья лиственные и хвойные.
Сравнение лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия
Многообразие животных родного края
и разных территорий России. Какие
бывают животные

1
1
1
1

1

1

1

Зависимость жизни растений
от
состояния
неживой
природы. 1
Невидимые нити.
Растения дикорастущие и культурные:
1
общее и различия
Мир животных. Особенности внешнего
вида,
передвижения,
питания:
1
узнавание, называние, описание
Животные и их потомство. Размножение
животных.
Многообразие животных. Дикие и
домашние животные
Разнообразие растений по
месту обитания, внешнему виду.
Растений
разных
климатических
условий.
Комнатные растения
Про кошек и собак
Красная книга России. Её значение в
сохранении и охране редких растений и
животных

1
1
1

1
1

28

29

30

31

32
33

34

35
36
37

38
39
40

41

42

Отдельные представители растений
Красной книги России (включая
представителей растительного мира
1
региона): узнавание, называние и
описание
Отдельные представители животных
Красной книги России (включая
представителей
животного
мира
1
региона): узнавание, называние и
описание
Заповедники: значение для охраны
1
природы
Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения на
1
территории заповедника
Будь
природе
другом!
Правила
1
поведения в природе
Резервный
урок.
Тематическая
проверочная
работа
по
разделу 1
"Человек и природа"
Экономика
хозяйственная
деятельность людей. Зачем человек
1
трудится?
Ценность
труда
и
трудолюбия.
Резервный урок. Из чего что сделано
1
Ценность труда и трудолюбия.
1
Профессии. Все профессии важны

1

Мир профессий жителей нашего
1
региона
Наш регион, какой он? Культура
родного края. Родной край, его
1
культурные достопримечательности
Человек. Строение тела
человека. Как работает наш организм

1

Здоровый образ жизни. Режим дня.
Рациональное питание.
1
Личная гигиена
Физическая культура, игры на воздухе
как условие
1
сохранения и укрепления здоровья
Безопасное
движение
пешехода.
Практическая работа «Учимся соблюдать
изученные правила безопасности под 1
руководством учителя».

1

43

44

45

46
47

48

49

50

51

52
53
54

55

56

57

Правила безопасности в
школе: маршрут до школы, поведение
на занятиях, переменах, при приемах 1
пищи, на пришкольной территории
Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное
пользование
электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи.
1
Номера телефонов экстренной
помощи. Домашние опасности
Безопасное поведение на прогулках:
правила
поведения
на
игровых
площадках; езда на велосипедах
1
(санках, самокатах) и качелях. На воде
и в лесу. Опасные незнакомцы
Подробнее о лесных опасностях
1
Правила культурного
поведения в общественных местах. Что 1
такое этикет
Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи. Наша
1
дружная семья
Главные правила взаимоотношений
членов общества: доброта,
справедливость, честность, уважение к 1
чужому мнению
Безопасное пользование Интернетом.
1
Ты и твои друзья
Практическая работа по теме «Правила
пользования компьютером (посадка,
1
время отдыха, обязательность отдыха и
другие)»
Правила
безопасного
поведения
пассажира наземного транспорта. Мы —
1
пассажиры

1

Знаки безопасности на
общественном транспорте
Правила безопасного
поведения пассажира метро. Знаки
безопасности в метро
Родословная.
Родословное
древо,
история семьи.
Предшествующие поколения.
Практическая работа "Составление схемы
родословного древа семьи"
Модели Земли - глобус, карта, план.
Практическая работа
«Учимся работать с глобусом».
Карта мира. Материки и
океаны. Практическая работа "Как
показывать объекты на карте"

1

1

1

1

1

1

1
1

58
59
60
61
62

63
64

65

66

Ориентирование на местности по
местным природным признакам и с
использованием компаса. Практическая 1
работа с компасом.
Резервный урок. Формы земной
1
поверхности
Москва
‒
столица
России.
Достопримечательности Москвы
1
Путешествие по Москве
Московский Кремль и Красная площадь

1
1

Санкт-Петербург ‒ северная столица.
Достопримечательности города

1

Резервный урок. Древние
кремлёвские города: Нижний Новгород,
1
Псков, Смоленск. Города России
Наш регион на карте России. Столица
1
региона.
Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных весной и
1
летом. Явления природы. В гости к

67

весне. Впереди лето
Растения нашего края:
узнавание, название, краткое описание

68

Резервный
урок.
Тематическая
проверочная работа по итогам 2 класса 1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
68

1

ЧАСОВ

ПО

1

3

1
6

3 класс

№
п/п

1
2

3
4
5

Тема урока

Количество часов
Контрол Практические
Всего ьные
работы
работы

Безопасная информационная среда
1
Методы
изучения
природы:
наблюдения,
сравнения, измерения, опыты и
1
эксперименты. Материки и океаны, части
света: картины природы
Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые
1
существа
Естественные природные сообщества: лес, луг,
1
водоём
Искусственные
природные
сообщества,
созданные человеком – пруд, поле, парк, огород
1

6

Природные сообщества родного края – два- три
1
примера на основе наблюдения

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям, истории разных 1
народов и своего народа

8
9

10
11

12

13

14

15

Что такое общество?
1
Наша Родина – Российская Федерация
Государственная символика Российской
1
Федерации. Уважение к государственным
символам России
Родной край – малая родина. Российская
1
Федерация
Труд жителей региона. Профессии, связанные с
1
трудом в учреждениях
образования и культуры
Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение
свойств
твердых
веществ, 1
жидкостей и газов.
Разнообразие веществ в природе. Примеры
веществ (соль, сахар, вода, природный газ):
1
узнавание, называние, краткая
характеристика.
Воздух как смесь газов. Практическая
работа «Воздух и его свойства». Значение
1
воздуха для жизни флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха.
Вода как вещество. Практическая работа
«Вода и ее свойства».

1

1

1

Дата
изучения

16
17
18

Распространение воды в природе: водоёмы, реки.
1
Круговорот воды в природе.
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной деятельности людей. 1
Охрана воды
Почва, её состав. Значение для живой природы
1

19

Разнообразие растений: зависимость внешнего
1
вида от условий и места обитания

20

Растения родного края: названия и краткая
1
характеристика (на основе наблюдения)

21
22

Растение как живой организм
1
Как растения размножаются? Практическая
работа «Размножение растений (побегом, листом, 1
семенами)»

23

Развитие растения от семени до семени (по
1
результатам практических работ).

24

Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений). Бережное отношение 1
человека к растениям

25

26
27
28
29
30
31

32
33

34

35

1

Условия, необходимые для жизни животных:
воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) –
1
обобщение на основе
результатов наблюдений и работы с
информацией
Жизнь животных в разные времена года.
1
Разнообразие животных
Особенности питания животных. Цепи питания
1
Размножение и развитие рыб, птиц, зверей
1
Роль животных в природе и жизни людей
1
Бережное отношение к животным – нравственная
ценность людей. Охрана животного мира в 1
России
Животные родного края: узнавание,
1
называние, краткая характеристика
Резервный урок. Проверочная работа по
1
теме «Многообразие растений и животных»
Разнообразие грибов: узнавание, называние,
1
описание
Общее представление о строении организма
человека. Температура тела, частота пульса как
1
показатели здоровья человека.
Практическая работа "Измерение
температуры тела и частоты пульса"
Резервный урок. Органы чувств, их роль в жизни
1
человека

1

1

36

Опорно-двигательная система и её роль в жизни
1
человека

37

Пищеварительная система и её роль в жизни
1
человека

38
39
40

Дыхательная система и её роль в жизни человека

1

Кровеносная и нервная система и их роль в жизни
1
человека
Профилактика заболеваний. Роль закаливания
для здоровья растущего организма
1

41

Роль
двигательной
активности:
гимнастики, динамических пауз

утренней

42

Резервный урок. Проверочная работа по
теме «Человек – часть природы. Строение тела 1
человека»

43

Знаки безопасности во дворе жилого дома.
Безопасность в доме. Практическая работа
«Рассматривание знаков (опасно,
пожароопасно,
взрывоопасно;
внимание
–
1
автопогрузчик; электрический ток; малозаметное
препятствие; падение с
высоты), коллективное объяснение их
значения».

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного
транспорта.
безопасности

45

Безопасное поведение пассажира авиа и водного
1
транспорта

46
47

48

49
50

51

1

1

Знаки 1

Соблюдение правил перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части.
1
Нужны ли обществу правила поведения?
1
Правила поведения в социуме
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как общественно значимая
1
ценность в культуре народов России
Горная порода как соединение разных минералов.
1
Примеры минералов
Полезные ископаемые – богатство земных недр

1

Полезные
ископаемые
родного
края:
характеристика, использование в хозяйственной
1
деятельности региона.
Практические работы «Горные породы и
минералы – название, сравнение, описание».

1

52
53
54
55

56

57
58
59
60

Растения, используемые людьми в хозяйственной
1
деятельности
Труд жителей региона. Профессии, связанные с
трудом на производстве, в сельском хозяйстве
1
Резервный урок. Семья: традиции,
1
праздники. Государственный бюджет
Семья – первый и главный коллектив в жизни
1
человека. Повседневные заботы
семьи
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и
расходы
семьи.
Практическая
работа
1
«Моделирование семейного
бюджета».
Города Золотого кольца России: Сергиев Посад,
1
Переславль-Залесский
Города Золотого кольца России: Ростов, Углич,
1
Ярославль
Уникальные памятники культуры
Красная площадь, Кремль
Уникальные памятники культуры
исторический центр Санкт-Петербурга

России:
России:

1
1

61

Уникальные памятники культуры России: Кижи,
1
памятники Великого Новгорода

62

Достопримечательности родного края: памятники
1
природы и культуры региона

63

64
65
66

1

Практическая работа «Картой «Страны мира».
Памятники природы и культуры стран
Европы (по выбору)

1

1

Памятники природы и культуры Белоруссии (по
1
выбору)
Памятники природы и культуры Китая (по
выбору)
Памятники природы и культуры стран Азии (по
выбору)

1
1

67

Резервный урок. Повторение по теме «Наша
Родина – Российская Федерация»

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по итогам
обучения в 3 классе

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68

3

8

4 класс

№
п/п

1
2
3

Количество часов
Контро
льные
Всего
работы

Тема урока

Как человек изучает окружающую природу?
1
Солнце – звезда
1
Планеты Солнечной системы. Луна – спутник
1
Земли

4

Смена дня и ночи на Земле как результат
1
вращения планеты вокруг своей оси.

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены. Общая характеристика 1
времён года

6

Историческое время. Что такое «лента
времени»? Практическая работа
1
«Определение по «ленте времени» времени
(века), в котором происходили исторические
события».

7

Экологические проблемы
человека и природы

8
9
10
11
12
13
14
15

Практи
ческие
работы

взаимодействия

1

Всемирное культурное наследие России
1
Природные
и
культурные
объекты
1
Всемирного наследия в России
Природные
и
культурные
объекты
1
Всемирного наследия за рубежом
Знакомство
книгой

с

Международной

Красной

Всемирное культурное наследие
Охрана историко-культурного наследия
О вредных для здоровья привычках
Правила
цифровой
грамотности
использовании Интернет

1
1
1
1

при

1

1

Дата
изучения

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры населённого 1
пункта

17

Правила поведения в общественных местах:
зонах отдыха, учреждениях культуры и 1
торговых центрах

18
19

Безопасное поведение при езде на
1
велосипеде и самокате. Дорожные знаки
Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская
(название,
общая 1
характеристика, нахождение на карте)

20

Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные 1
вершины, место нахождения на карте)

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море, озеро, 1
болото. Примеры водоёмов в России

22
23
24

Река как водный поток
Крупнейшие
реки
России:
нахождение на карте

1
название,

1

Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1

25

Характеристика природных зон
тундра. Связи в природной зоне

России:

26

Характеристика природных зон
тайга. Связи в природной зоне

России:

27

Характеристика природных зон России:
смешанных и широколиственных лесов. 1
Связи в природной зоне

28

Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной 1
зоне

29
30
31
32

33
34

1
1

Резервный урок. Повторение по теме
1
«Природные зоны»
Формы земной поверхности (на примере
1
родного края)
Водоёмы и реки родного края
1
Использование рек и водоёмов человеком
1
(хозяйственная деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов
Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры 1
и фауны)
Искусственные водоёмы: водохранилища,

1

пруды (общая характеристика)
35
36
37
38
39
40
41
42

Резервный урок. Проверочная работа по теме
1
«Формы земной поверхности и
водоёмы»
Человек – творец культурных ценностей
1
Труд и быт людей в разные исторические
1
времена
Резервный урок. Новое время
1
Резервный урок. Новейшее время: история
1
продолжается сегодня
Государство Русь. Страницы общественной и
1
культурной жизни
Города России. Древние города России.
1
Страницы истории
Государство Русь. Человек – защитник своего
1
Отечества

43

Московское
государство.
общественной и культурной
Московском государстве

44

Образование и
государстве

45

Страницы истории Российской империи.
1
Пётр I

46
47
48

49

50
51
52

Страницы
жизни в 1

культура в Московском

1

Страницы Российской империи.
1
Преобразования в культуре, науке, быту
Образование в Российской империи
1
Развитие культуры в Российской империи
Российская империя: развитие культуры 1
XVIII века (архитектура, живопись, театр)
«Золотой век» русской культуры. Великие
поэты и писатели, композиторы и художники 1
XIX века
Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских завоевателей 1
Страницы истории России ХХ века
1
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
1
как все начиналось

53

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
1
главные сражения

54
55
56
57

Всё для фронта – всё для победы
Взятие Берлина. Парад Победы
Мы живём в Российской Федерации
Государственное устройство РФ (общее

1
1
1
1

1

представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политико-административная
карта России
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Родной край. Знаменитые люди родного края
Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка
Резервный урок. Проверочная работа по теме
«История Отечества»
Государственные праздники России
Праздник в жизни общества и человека
Праздники и памятные даты своего региона
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края
Наша малая Родина: главный город
Города России. Города-герои. Страницы
истории
Резервный
урок. Проверочная
"Оценим свои достижения"

работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

68

3

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».