Юные инспектора движения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на педсовете

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

протокол № 1
от 27.08. 2025 г.

Заместитель директора
О.Р. Никулина
27.08.2025 г.

Приказ № 164 о/д
от 01.09.2025
Директор
Л.Б. Бехтерева

Юные инспектора движения
программа внеурочной деятельности
основного общего образования

Составила:
Давлетгареева Наталья Сергеевна

г. Нижняя Тура, п. Ис
2025 – 2026 уч. г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные Инспектора Движения»
(далее ЮИД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности
дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности»,
«Правил безопасногоповедения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков
культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни
детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею
общественного движения «ЮИД», целью которого является объединение детей
и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного
травматизма.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Особенность программы заключается в создании условий для
формирования
безопасного
образовательного
пространства
при
взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на
один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся шестых классов. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Программа внеурочной деятельности «ЮИД» относится к социальнопедагогической направленности: создаются условия для социальной практики
ребёнка в его реальной жизни. накопления нравственного и практического
опыта.
Цель программы:
Формирование обязательного минимума знаний и умений, который
обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника
дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем
дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что
приведет к уменьшению числа дорожнотранспортных происшествий,
участниками которых становятся школьники. Программа направлена на
реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности
в рамках внеурочной образовательной деятельности

Задачи:
Обучающие:
• Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношение;
• Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения;
• Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;
Развивающие:
• Повысить интерес школьников к велоспорту;
• Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
Воспитательные:
• Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения
на дорогах и улицах;
Главные принципы программы
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы кружка.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
• самостоятельности в принятии правильных решений;
• убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
• внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
• здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.

•
•
•
•
•

Нормативно правовое обеспечение программы
Конституция РФ
Конвенция «О правах ребенка»
Правила дорожного движения
Учебный план
Учебные программы

• План воспитательной работы ОУ
• План воспитательной работы класса
• Положение об отряде юных инспекторов движения
Информационное обеспечение
• Обзор аналитической информации
• Оформление информационных стендов
• Разработки уроков, бесед для учащихся
Научно – методическое обеспечение
• Государственный образовательный стандарт
• Учебный план и учебные программы школы
• Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения
• Общие положения;
• Обязанности пешеходов;
• Сигналы светофора;
• Правила для водителей;
• Дорожные знаки;
• Практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• Общие принципы оказания доврачебной медицинской помощи;
• Техника наложения повязок;
• Первая помощь при общих ранениях.

•
•
•
•
•
•

Формы подведения итогов реализации программы.
Выставки
Флеш-мобы
Практическая работа
Соревнования
Конкурсы
Агитбригады

I.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые
учащимися в результате освоения программы:
Личностные результаты:
• самостоятельность в принятии правильного решения;
• убеждённость и активность в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения
своей жизни;
• внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
• здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенствования;
• дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
• уметь ориентироваться в дорожной обстановке;
• выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с
особенностями своего поведения как участника движения;
• объяснять значение и функции конкретного знака;
• находить и исправлять ошибки в графическом изображении
дорожных ситуаций;
• разыгрывать различные роли участников движения, передавать
особенности их поведения в зависимости от ситуации.
• уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждения;
• планировать и оценивать результаты своего поведения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
• определять цель деятельности;
• учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности.
Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
• задавать вопросы.

Формируемые УУД:
• ориентирование и поведение в окружающей среде (определять
пространственное
положение
и
взаимоотношения
объектов
окружающего мира, сравнивать предметы, объяснять свой путь от дома
до школы);
• умение определять безопасное поведение в условиях дорожного
движения (выделять из многообразия объектов транспортное средство,
выделять знаки дорожного движения, различать цвет и форму знаков,
объяснять сигналы светофора, находить места переходов по дорожным
знакам, группировать транспортные средства по видам).
Предметные результаты:
• знание основных частей дорог, общие правила ориентации, правила
перехода дорог;
• знание названий, назначений и возможные места установки изучаемых
дорожных знаков; знание значений сигналов светофора и регулировщика.
• определение наиболее опасных участков дорог; определение безопасного
маршрута «Дом-школа-дом»;
• знание правил безопасного поведения обучающихся при движении
группой и колонной по дороге;
• развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания
первой доврачебной помощи;
• формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение
спортивного мастерства;
• формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
• формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного
движения;
• формирование у детей желание вести работу по профилактике дорожнотранспортных происшествий и навыков пропагандисткой работы.

Результаты обучающихся от реализации программы
«Юные инспектора движения»
Предметные результаты:
• знают историю детского объединения Юные Инспектора Движения;
• знают правила дорожного движения;
• знают
классификации
дорожных
знаков:
информационных,
предписывающих, особых предписаний, дополнительной информации;
• знают новые формы агитаций и пропаганды правил дорожного движения:
викторины, игры, конкуры, пятиминутки, акции;
• знают устройство велосипеда;
• знают правила поведения в различных видах транспорта;
• знают символику одежды сотрудника ГИБДД.
Умеют:
• самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
• работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
• читать информацию по дорожным знакам;
• работать по карточкам, предложенным преподавателем;
• оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
• оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
• представление о профессии сотрудника ГИБДД.
Имеют:
• имеют навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как
пешехода, пассажира, велосипедиста;
• имеют навыки взаимной поддержки и выручки во время проведения
конкурсных мероприятий;
• имеют навыки участия в конкурсах, соревнованиях.

Содержание курса «Юные инспектора движения»
34 часа (1 час в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Раздел 1: Введение.
Занятие № 1-2.
Мой безопасный маршрут. История возникновения отрядов ЮИД.
Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его
заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза,
разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.
Планирование работы отряда ЮИД.
Задание: изготовить плакат о целях и задачах ЮИД. Разработать брошюры
по ПДД. Подготовить и провести акцию отряда ЮИД.
Раздел 2: Правила дорожного движения.
Занятие № 3-19
Правила дорожного движения, их история. История автомототранспорта и
безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Основные
термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть,
тротуар, обочина.
Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных
средств. Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн.
Обязанности пассажиров. Возможные опасные ситуации, возникающие при
переходе дороги. Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание
отвлечено», «Середина проезжей части», «Пустынная улица» и др.
(Использование плакатов или стендов «Кажется безопасно? Нет – опасно!»,
плакатов «Улица без опасности»).
Дорожно-транспортные происшествия. Виды и причины ДТП. Беседа: Как
нужно переходить дорогу. Основные причины ДТП по вине пешеходов.
Дорожные ловушки.
Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное
регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов
светофора. Предложить темы доклада, реферата, беседы, сообщения по
правилам дорожного движения для детей. Тема определяется учителем в
соответствии с желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают перед
школьниками младших классов и сверстниками. Выступления проходят в
период подготовки к школьным каникулам в ходе «Недели безопасности
дорожного движения».
Задание: изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в
младших классах.
Предупредительные сигналы автомобиля.
Задание: изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика
Наблюдение за работой регулировщика.
Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие,
знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки
особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
Значение отдельных дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части).

Обязанности водителей. Правила движения велосипедистов, требования к
управлению велосипедом, мопедом, возраст, разрешающий движение по
проезжей части, движение колонн велосипедистов.
Современные транспортные средства. Конструктивные особенности
транспортных средств. Остановочный путь. Двухколесные ТС. Рельсовые ТС.
Дорога – зона повышенной опасности. Пешеходные переходы и остановки
маршрутных транспортных средств. Виды пешеходных переходов.
Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание: начертить
перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила перехода
дороги. Сфотографировать пешеходов, пользующихся подземными
переходами, придумать под этим снимком интересную подпись.
Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками
интересные подписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой
проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении
занятий и игр с учащимися младших классов по безопасности движения.
Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Задание: изучить разметку
проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов.
Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести
в классе игру «Наш перекресток». Написать в школьную газету заметку под
названием «На перекрестке».
Полезные навыки и опасные привычки на дороге. Маневрирование, обгон.
Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и
остановке. Перестроение. Расположение транспортных средств на проезжей
части. Особенности движения по узкой проезжей части, многополосной дороге,
дороге с тремя полосами движения. Обгон, встречный разъезд.
Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет маршрутных
транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и
звуковыми сигналами, применение спецсигналов.
Буксировка, перевозка людей и грузов.
Обзор дороги, видимость в темноте и в непогоду.
Решение задач, повторение изученного (решение тестов). Подготовка к
акциям и конкурсам отрядов ЮИД.
Раздел 3: Устройство и вождение велосипеда.
Занятие № 20-23
Безопасность движения на велосипедах. Общее устройство велосипеда.
Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение,
расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт
велосипеда. Требования ПДД к движению велосипедистов.
Учебная езда. Вводный инструктаж. Ознакомление с условиями
соревнований «Безопасное колесо» (трассой, системой штрафов).
Фигурное вождение велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на
велосипеде. Ускорение, замедление. Правила вождения велосипеда по
пересеченной местности. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий
проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через
песок» и др.
Велосипедист и другие ТС.

Раздел 4: Основы доврачебной помощи.
Занятие № 24-30
Первая медицинская помощь при ДТП. История создания ПМП в России.
Характерные травмы при ДТП, принципы оказания ПМП. Комплектация
медицинской индивидуальной аптечки первой помощи. Шоковое состояние,
обморок, стресс. Тепловой и солнечный удары. Холодовая травма.
Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы, вывихи. Первая помощь
при переломах. Транспортная иммобилизация (наложение шин), правила ее
проведения, особенности иммобилизации при различных повреждениях.
Правила переноски пострадавшего.
Задание: наложение шин.
Ожоги. Виды ожогов. Степени поражения при термических ожогах.
Первая помощь при ожогах. Раны и кровотечения. Виды ран. Виды
кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки
кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок.
Задание: наложить различные виды повязок.
Алгоритм оказания помощи при ДТП. Оценка тяжести состояния
пострадавшего.
Отравление. Первая медицинская помощь при отравлении.
Раздел 5: Творческая деятельность.
Занятие № 31-34
Подготовка и проведение конкурса плакатов по безопасности дорожного
движения «Сами не видят, а другим говорят».
Составление памятки «Юному велосипедисту», «Памятка юному
пешеходу», «Памятка для родителей»
Итоговый флеш-моб.

Тематическое планирование
№
урока

ТЕМА ПРОВОДИМОГО ЗАНЯТИЯ

Раздел 1. «Введение»
1 Введение. Цели и задачи отряда ЮИД.
Определение структуры отряда.
2 История возникновения отрядов ЮИД.
Планирование работы отряда ЮИД
Раздел 2. «Правила дорожного движения»
3 История возникновения ПДД
4 Правила дорожного движения
5 Обязанности пешеходов и пассажиров
6
7
8

Колво
часов

Форма занятия

2
Беседа
1
1
17
1
1
1

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа, практическое занятие
(разбор ситуаций-ловушек)

Дорожно-транспортные происшествия
Движение велосипедистов
Сигналы светофора и регулировщика. История
регулирования
Дорожные
знаки.
Дорожная
разметка.
Обязанности водителей
Современные ТС – источник повышенной
опасности

1
1
1

Беседа
Беседа

1

Беседа

1

Просмотр
«Всемирный
жертв ДТП»

Дорога – зона повышенной опытности
Пешеходные переходы и остановки
маршрутных ТС. Проезд перекрестков
Полезные навыки и опасные привычки на дороге.

1
1

Беседа
Беседа

1

Подготовка к акции
«Безопасный Новый год.
Практическая работа по
созданию поделок, игрушек к
новому году, относящихся к
ПДД.

1

Беседа

1

Беседа

16
17

Движение через ж/д переезды, в жилых зонах.
Приоритет маршрутных ТС.
Пользование внешними световыми приборами и
звуковыми
сигналами,
применение
спецсигналов.
Буксировка ТС, перевозка людей и грузов.
Обзор дороги, видимость в темноте и в непогоду.

1
1

Беседа

18
29

Дидактическая игра «На дороге с умом»
Дорога без опасности

1
1

Викторина по ПДД
Разбор ситуации по ПДД.
Повторение изученного.

9
10
11
12
13

14
15

Беседа, практическое занятие
на усвоение сигналов

видеоролика
день памяти

Беседа о необходимости
использования
световозвращающих
элементов

Раздел 3. «Устройство и вождение велосипеда»
20 Безопасность движения на велосипедах

4
1

21

1

Беседа. Подготовка к
акциям ЮИД по ПДД на
велосипеде.
Беседа

1
1

Вводный инструктаж
Беседа

22
23

Общее устройство велосипеда. Управление
велосипедом.
Требования ПДД к движению велосипедистов.
Велосипедист и другие ТС.

Раздел 4. «Основы доврачебной помощи»
24 Первая медицинская помощь при ДТП.
25 Комплектация медицинской аптечки первой
медицинской помощи
26 Шоковое состояние. Обморок, стресс.
27 Травмы, ушибы, переломы, вывихи.
28 Ожоги. Раны и кровотечения.
29 Алгоритм оказания помощи при ДТП.
30 Отравление
Раздел 5. «Творческая деятельность»
31/ Подготовка и проведение конкурса плакатов по
32 безопасности дорожного движения «Сами не
видят, а другим говорят».
33 Составление памятки «Юному велосипедисту»,
«Памятка юному пешеходу», «Памятка для
родителей»
34 Флешмоб «Мы за безопасность движения!»

7
1
1
1
1
1
1
1
4
2

Беседа
Беседа, практическая
работа
Беседа
Беседа
Беседа
Практическая работа
Беседа
Творческая работа

1

Творческая работа

1

Творческая работа

Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса.
Где
Кол-во
№
Наименование
находится
Литература
1 Экзаменационные тесты
библиотека
1
2 Правила дорожного движения (новая редакция)
библиотека
1
3 ПДД 5-11 классы (Поддубная Л.Б.,ИД «Корифей»
библиотека
1
2008г.
4 Дети и дорога ( Комлева Л.А., из-во «Калан», 1998)
библиотека
3
5 Психолого-педагогические основы дорожной
библиотека
1
безопасности несовершеннолетних (Кузнецова Н.М.,
Универсальная типография «Альфа Принт», 2016 г.
6 Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для
библиотека
1
школьников ( Ковалева Н.В., Ростов-на Дону
«Феникс», 2007г.
Настольные игры
1 Учим дорожные знаки
библиотека
1
2 Азбука безопасности
библиотека
1
Стенды
1 Безопасность дорожного движения. Добрая дорога
1 этаж
1
детства.
2 Правила пересечения проезжей части и поведение
1 этаж
1
рядом с ней.
3 Правила управления велосипедом.
1 этаж
1
4 Пристегни ремни безопасности.
1 этаж
1
5 Велосипедисты.
1 этаж
1
Фильмы
1 Смешарики. Дорожная азбука
библиотека
1
2 Уроки безопасности.
библиотека
1
3 Улица полна неожиданностей.
библиотека
1
Плакаты
Правила дорожного движения
библиотека
1
Комплект дорожных знаков
1 Набор ПДД (Дорожные знаки)
библиотека
1
2 Светофор (макет)
библиотека
1
3 Дорожный перекресток (учебный макет)
1 этаж
1
Периодические издания
1 Добрая дорога детства
библиотека 2 раза в
мес.

Название.
Юные инспектора движения
«БОНД»
Наш девиз.
До всех мальчишек и девчонок
По ПДД мы знания донесем!
Мы – за безопасное движение
И школу мы не подведем!
Наша речевка.
- Раз, два! - Три, четыре!
- Три, четыре!- Раз, два!
- Кто шагает дружно в ряд?
- Это мы – ЮИД отряд!
ПДД мы изучаем и ребятам объясняем,
Что такое переход,
Знать что должен пешеход.
К знаньям всех мы призываем,
Никогда не унываем!
КЛЯТВА
Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения,
клянусь:
• быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
• непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного
движения;
• всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
• хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения,
пропагандировать их среди ребят.
• для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно
совершенствовать:
• свои знания, посещать школьный клуб ЮИД;
• вырабатывать и закалять волю;
• активно участвовать в работе отряда ЮИД;
• знать о славных и героических делах государственной автомобильной
инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
• Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и
достоинством носить звание члена отряда ЮИД.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».