Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по биологии»
для основного общего образования
9 класс
Составила:
учитель биологии
Черногородова Л.А.
2025-2026 уч. год
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь находить:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и
хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
•
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности
организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах;
•
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности,
высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
•
объяснять: роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого
ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни
человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость
защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными,
место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
•
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы
цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных
отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные
растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных,
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
•
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы
органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать
выводы на основе сравнения;
•
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
•
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
•
проводить
самостоятельный
поиск
биологической
информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения
биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о
живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
•
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств
живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные
и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры
профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности:
обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление
продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их
классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные
растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие
сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих
видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в
процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция
у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы.
Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и
жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика
заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе
эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и
исчезающих видов животных.
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания
человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе
органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение
организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения
организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика
травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для
формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорнодвигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства.
Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание
крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные
прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и
пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция
дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания
органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и
меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и
энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.
Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход
за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания
органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое
созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧинфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое
консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность.
Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя,
наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения
зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное
чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны,
механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной
систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты.
Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание.
Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и
одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии
поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического
состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в
организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли.
Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль
питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в
жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.
Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая
единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.
Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный
отбор.
Результаты
эволюции:
многообразие
видов,
приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ,
энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных
видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые
связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—
глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере.
Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль
человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека
в экосистемах.
3. Тематическое планирование
Номер
раздела
Название раздела
Количество часов
Раздел 1.
Развитие жизни - от неклеточных форм к
высшим растениям.
5 часов
Раздел 2
Отдел Покрытосеменные или Цветковые.
Строение и систематика
5 часов
Раздел 3
Царство Животные
9 часов
Раздел 4.
Развитие жизни на Земле
2 часа
Раздел 5
Организм человека как единое целое
2 часа
Раздел 6.
Системы органов: строение и функции.(
10 часов
№
1
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Деятельность обучающихся
Введение Клеточное строение
- планирование
организмов. Признаки
- методы научных исследований
организмов.
- значение биологических знаний
Вводное тестирование.
Раздел 1. Развитие жизни - от неклеточных форм к высшим растениям. (5часов)
2
Неклеточная форма жизни -общая характеристика, многообразие, значение в
Вирусы. Царство Бактерии.
природе и жизни людей
Царство Грибы.
3
Низшие растения. Водоросли.
- общая характеристика, многообразие, значение
Отдел лишайники.
в природе и жизни людей
4
Высшие споровые растения.
Отделы Мохообразные,
Папоротникообразные,
Хвощеобразные,
Плаунообразные.
- общая характеристика, жизнедеятельность,
многообразие, значение в природе и жизни
людей
5
Отдел Голосеменные.
6
Отдел Покрытосеменные.
- общая характеристика, жизнедеятельность,
многообразие, значение в природе и жизни
людей
- общая характеристика, жизнедеятельность,
многообразие, значение в природе и жизни
людей
Раздел 2. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Строение и систематика.(5часов)
7
Растительные ткани.
- образовательные или меристемы
- покровные (кожица - эпидерма, пробкаперидерма)
- проводящие (сосуды, ситовидные трубки)
- древесина (ксилема),
- луб (флоэма)
- механическая (склеренхима - волокна)
- основные ткани (паренхима)
- запасающая,
- ассимиляционная
8
Вегетативные органы - корень,
- орган и его функции
стебель, лист. Вегетативное
- видоизменения органов
размножение цветковых растений. - вегетативное размножение
9
Цветок, семя, плод.
- строение и функции генеративных органов
- соцветия
-двойное оплодотворение цветковых
10
Систематика цветковых растений.
11
Растительные
сообщества. Экологические
группы растений.
отличительные признаки классов и семейств,
характеристика семейств, фазы развития
пшеницы
- фитоценоз, флора, преобладающие и
сопутствующие виды, ярусность
Раздел 3. Царство Животные. (9часов)
12
Простейшие.
13
Тип Кишечнополостные.
- строение, жизнедеятельность, значение
- конъюгация
- многообразие
- строение, жизнедеятельность, значение и
многообразие
- эктодерма, энтодерма
14
Типы Плоские, Круглые,
Кольчатые черви.
- строение, жизнедеятельность, значение и их
многообразие
- паренхима, первичная и вторичная полость
- циклы развития паразитических червей
- строение, жизнедеятельность, значение,
многообразие
15
Тип Моллюски.
Тип Членистоногие
16
Сравнительная характеристика
- ароморфозы многоклеточных беспозвоночных
основных типов беспозвоночных
животных.
Сравнительная характеристика
- ароморфозы классов типа Хордовые
основных классов типа Хордовые.
17
18
19
20
Надкласс Рыбы.
Классы Земноводные,
Пресмыкающиеся.
Классы Птицы, Млекопитающие.
- сравнение классов Хрящевые и Костные рыбы
сравнение классов Земноводные и
Пресмыкающиеся, их классификация
- приспособленность птиц к полету, выраженная
в строении и жизнедеятельности
- признаки усложнения млекопитающих
- многообразие и значение
Раздел 4. Развитие жизни на Земле. (2часа)
21
Эволюция животного и
-геологические эры и периоды
растительного мира.
- эволюция животных и растений
- ароморфозы
22
этапы эволюции человека
Происхождение человека.
- признаки Человека разумного
Раздел 5. Организм человека как единое целое.(2часа)
23
Общий обзор организма человека. - ткани, орган, системы органов и их функции,
функциональная системы
24
Развитие организма человека.
- внутриутробное развитие
- развитие после рождения
Раздел 6. Системы органов: строение и функции.(10часов)
25
Нервная система.
- структура и функции
- регуляция
26
Железы внутренней секреции.
- строение, функции желез и гормонов
- гормональные нарушения и их профилактика
27
Система опоры и движения
- строение и функции скелета и мышц
28
Внутренняя среда организма:
- гомеостаз
кровь, тканевая жидкость, лимфа.
- строение и функции форменных элементов
- иммунитет
29
Кровообращение.
30
Дыхание.
31
Пищеварение.
- сердце и сосуды, работа сердца, круги
кровообращения
- строение и функции органов дыхания
- газообмен, гигиена
- строение и функции органов пищеварения
- профилактика кишечных заболеваний
32
Метаболизм. Выделение. Кожа
- обмен веществ и энергии
- строение и функции органов выделения
- строение и функции покровного органа
33
Анализаторы и восприятие.
Высшая нервная деятельность.
- органы чувств, строение, функции, гигиена,
34
Нервная система.
профилактика нарушений
- условный и безусловный рефлексы, временная
связь, возбуждение и торможение
- особенности ВНД человека
- первая сигнальная система
- вторая сигнальная система
- сон и сновидения, гигиена сна
- структура и функции
- регуляция
Источники информации для обучающихся
Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
- http://www.school.edu.ru
Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным
предметам, методические рекомендации - fipi.ru
Интерактивная линия - internet-school.ru
Незнайка.про - https://neznaika.pro
РешуОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru
Перечень печатных ресурсов при подготовки к ОГЭ по биологии
Учебники для обучающихся:
1.
2.
3.
4.
5.
Биология. Бактерии. Грибы Растения. 5 класс. В.В. Пасечник
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. В.В. Пасечник.
Биология. Животные. 7 класс. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Биология. Человек. 8 кл. В. Д. Колесов, Р. Д. Маш. и др.
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А. А. Каменский, Е. А.
Криксунов, В. В. Пасечник
Учебные пособия для обучающихся:
1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2017. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ.
– М.: АСТ, 2017. – 128 с.
2. Лернер Г.И . ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий : 9 класс. Учебное пособие. – М.:
ЭКСМО, 2017
3. Лернер Г.И. ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий: 9класс-М.:Эксмо,2017.-240с.
4. Шабанов Д.А., Кравченко М.А. ОГЭ. Универсальный справочник. - Издательство: ЭксмоПресс, 2017 г. – 272 с.