Подготовка к ВПР по русскому языку

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Подготовка к ВПР по русскому языку
5-8 класс

Составили
учителя русского языка
и литературы
Куклина Л.Х.,
Постникова Т.М.,
Толкачева Е.А.,
Бехтерева Л.Б.

Нижнетуринский муниципальный округ
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание проверочной работы, определяется на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (зарегистрирован Министерством
ВПР. Русский язык. 6 класс © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки 3 юстиции Российской Федерации 05.07.2021 № 64101) и
федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 370 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 12.07.2023 № 74223).
2. Перечень проверяемых требований к метапредметным результатам
освоения

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования.
1 Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи

1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о
взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный
особенностей

эксперимент,
объекта

небольшое
изучения,

исследование

по

установлению

причинно-следственных

связей

и

зависимостей объектов между собой
1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать
искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение
1.3 Работа с информацией

1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающиеодну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями
1.3.4

Оценивать

предложенным

надежность

педагогическим

информации

работником

или

по

критериям,

сформулированным

самостоятельно
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах
2.1.2 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения
3 Регулятивные УУД
3.1 Самоорганизация
3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях, самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений
3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой),
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),

корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте, делать выбор и брать ответственность за решение
3.2 Самоконтроль
3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
3.2.2

Вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей
3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи; адаптировать решение к
меняющимся

обстоятельствам;

объяснять

причины

достижения

(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям
3.3 Эмоциональный интеллект
3.3.1 Различать, называть собственные эмоции и эмоции других и
управлять ими; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого; регулировать
способ выражения эмоций
3.4 Принятие себя и других
3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; быть открытым себе и другим; осознавать невозможность
контролировать все вокруг

Cодержание учебного материала
№ п/п

Наименование разделов предмета

На
изучение
материала

1

Текст

1

2

Лексикология

5

3

Словообразование

2

4

Морфология

6

5

Культура речи

7

6

Орфография

11

7

Пунктуация

2

ИТОГО

34

Текст (1 ч.)
Средства связи предложений в тексте. Анализ текста, его композиционных
особенностей.
Лексикология (5 ч.)
слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и
заимствованные слова; слова с точки зрения их принадлежности к активному
или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и
архаизмы);

слова

с

точки

зрения

сферы

их

употребления:

общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления
(диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); стилистическая
окраска слова. Лексический анализ слов. Значение фразеологизмов.
Словообразование (2 ч.)
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Культура речи (7 ч.)

Нормы произношения имен существительных и имен прилагательных.
Нормы словоизменения, имен существительных и имен прилагательных.
Нормы словообразования имен прилагательных. Склонение числительных.
Склонение местоимений. Употребление собирательных имен числительных.
Орфография (11 ч.)
Нормы правописания сложных и сложносокращенных слов. Нормы
правописания корня -кас- и -кос с чередованием а(о). Нормы правописания
гласных в приставках пре- и при-. Нормы слитного и дефисного написания
пол- и полу- со словами. Нормы правописания н и нн в именах
прилагательных.

Нормы

правописания

суффиксов

-к-

и

-ск

имен

прилагательных. Нормы правописания сложных имен прилагательных.
Нормы правописания имен числительных, в том числе написание ь в именах
числительных, написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное
написание числительных, нормы правописания окончаний числительных.
Правописание местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного
написания местоимений. Правописание ь в формах глагола повелительного
наклонения. Орфографический анализ слов.
Пунктуация (2 ч.)
Синтаксический и пунктуационный анализ простых осложненных и сложных
предложений.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2

Тема
Вводное занятие
Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор
предложения

Формы проведения
занятий
Лекция
Семинар,
Практическая работа
Семинар,
Практическая работа
Практическая работа

3

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор
предложения. Практикум

4

Фонетика. Графика

5

Орфоэпия

6

Морфемика. Морфемный разбор слова

7
8

Текст. Тема текста
Текст. Основная мысль текста

9

Текст. План текста

10

Текст. План текста. Виды планов

11

Текст. Содержание текста

Самостоятельная
работа
Практическая работа

12

Текст. Содержание текста. Практикум

Практическая работа

13

Лексика. Слово и его лексическое значение.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеология

Практическая работа

15

Практикум. Морфологический разбор имени
существительного

16

Пробная работа (Вариант №1)

Самостоятельная
работа
Практическая работа

17

Практикум. Работа с текстом

18

Практикум. Работа с фразеологизмом

19

Практикум. Работа с планом текста

14

Семинар,
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Семинар,
Практическая работа
Практическая работа

Практическая работа

Самостоятельная
работа
Практическая работа
Самостоятельная
работа

20
21

Практикум. Морфологический разбор имени
прилагательного
Практикум по теме «Лексика»

Практическая работа

22
23
24
25

Практикум по теме «Синонимы»
Практикум по теме «Антонимы»
Практикум. Морфологический разбор глагола
Пробная работа (Вариант №2)

Самостоятельная
работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

26
27

Работа над ошибками
Пробная работа (Вариант №3)

Практическая работа
Практическая работа

28

Работа над ошибками

Практическая работа

29

Пробная работа (Вариант №4)

Практическая работа

30
31

Работа над ошибками
Пробная работа (Вариант №5)

Практическая работа
Практическая работа

32
33

Работа над ошибками
Пробная работа (Вариант №6)

Практическая работа
Практическая работа

34

Итоговое занятие

Отчёт

6 класс
№ п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема
Раздел 1. Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных
особенностей, микротем и абзацев; использование
языковых средств выразительности
Раздел 2. Лексикология
Лексика русского языка с точки зрения ее
происхождения: исконно русские и заимствованные
слова
Лексика русского языка с точки зрения
принадлежности к активному и пассивному запасу:
неологизмы, устаревшие слова
Лексика русского языка с точки зрения сферы
употребления: общеупотребительная лексика и
лексика ограниченного употребления
Стилистические пласты лексики: стилистически
нейтральная, высокая и сниженная лексика
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Лексический анализ слова
Раздел 3. Словообразование
Основные способы образования слов в русском
языке
Морфемный и словообразовательный анализ слов
Раздел 4. Морфология
Морфологический анализ имен существительных
Склонение количественных и порядковых имен
числительных
Морфологический анализ имен числительных
Склонение местоимений
Морфологический анализ местоимений
Морфологический анализ глаголов
Раздел 5. Культура речи
Употребление местоимений в соответствии с
требованиями русского речевого этикета
Нормы словоизменения имен существительных
Нормы словоизменения имен прилагательных
Правильное образование форм имен числительных
Нормы словоизменения глаголов

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Правильное употребление собирательных имен
числительных
Видо-временная соотнесенность глагольных форм в
тексте
Раздел 6. Орфография
Правописание сложных и сложносокращенных слов
Нормы правописания корня -кас- и -кос- с
чередованием а // о
Нормы правописания гласных в приставках пре- и
при
Нормы слитного и дефисного написания пол- и
полу- со словами
Правописание н и нн в именах прилагательных
Правописание суффиксов -к- и -ск- имен
прилагательных
Правописание сложных имен прилагательных
Нормы правописания имен числительных
Нормы правописания местоимений
Использование ь как показателя грамматической
формы в повелительном наклонении глагола
Орфографический анализ слов
Раздел 7. Пунктуация
Пунктуация как раздел лингвистики
Пунктуация как раздел лингвистики

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№
п/п
1
2

6

Формы проведения
занятий
Орфоэпический минимум
Лекция
Орфоэпические особенности некоторых слов.
Самостоятельная
Входное тестирование
работа
Морфологический разбор имени
Семинар,
существительного и прилагательного
Практическая работа
Морфологический разбор имени числительного и Практическая работа
местоимения
Морфологический разбор причастия
Семинар,
Практическая работа
Морфологический разбор глагола
Практическая работа

7
8

Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор наречия

9

Итоговая работа по теме «Морфология»

10

Толкование лексического значения слова

11

Синонимы и антонимы. Фразеологизмы

12

Практическая работа

13

Итоговая работа по теме «Лексикология.
Фразеология»
Разбор слова по составу

14

Морфемный разбор

Практическая работа

15

Словообразовательный разбор

16

Итоговая работа по теме «Состав слова.
Словообразование»
"Понятие о грамматической основе.
Второстепенные члены

Самостоятельная
работа
Практическая работа

3
4
5

17

Тема

18

предложения"

19

Знаки при однородных членах предложения

20

Знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом

Практическая работа
Семинар,
Практическая работа
Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа

Практическая работа

Самостоятельная
работа
Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа

21

Знаки препинания в предложениях с
деепричастным оборотом

Самостоятельная
работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

22
23
24
25

Синтаксический разбор простого предложения
Тире в простом предложении
Знаки препинания в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложения
Предложение с прямой речью. Обращение

26
27

Итоговая работа по теме «Синтаксис»
О и Ё после шипящих

Практическая работа
Практическая работа

28

Н и НН в именах прилагательных и причастиях

Практическая работа

29

Написание производных союзов

Практическая работа

30
31

НЕ с разными частями речи
Правописание производных предлогов

Практическая работа
Практическая работа

32
33

О и А на конце наречий
Итоговая работа по теме «Орфография»

34

Типы речи. Работа с текстом: определение
основной мысли

Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа

Практическая работа

8 класс
№
п/п
1

Тема

Формы проведения
занятий
Лекция

4

Ознакомление с всероссийской проверочной
работой. Разбор демонстрационного варианта
ВПР для 8 класса по русскому языку 2025 года
Соблюдение основных языковых норм.
Грамматические нормы
Соблюдение основных языковых норм.
Пунктуационные нормы
Морфемный разбор

5
6

Морфологический разбор
Синтаксический разбор

7
8

Правописание НЕ со словами разных частей речи Практическая работа
Правописание НЕ со словами разных частей речи Практическая работа

9

Правописание Н и НН в словах разных частей
речи
Правописание Н и НН в словах разных частей
речи

2
3

10

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа
Практическая работа

11
12

Орфоэпический анализ слова
Орфоэпический анализ слова

13

Основные языковые нормы в устной и
письменной речи
Определение основной мысли текста

Практическая работа

15

Распознавание и формулировка микротемы
заданной части текста

16

Определение лексических средств
выразительности
Определение лексических средств
выразительности

Самостоятельная
работа
Практическая работа

14

17
18
19

Определение лексического значения
многозначного слова
Определение вида сочинительной связи

20

Определение вида подчинительной связи

Практическая работа

Самостоятельная
работа
Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа

21

Поиск грамматической основы предложения

22
23
24
25

Определение типа односоставного предложения
Определение типа односоставного предложения
Определение типа односоставного предложения
Распознавание предложения с вводным словом

26

32
33

Распознавание предложения с обособленным
согласованным определением
Распознавание предложения с обособленным
согласованным определением
Распознавание предложения с обособленным
обстоятельством
Распознавание предложения с обособленным
обстоятельством
Распознавание предложения, осложнённого
однородными сказуемыми
Распознавание предложения, осложнённого
однородными сказуемыми. Практикум
Разбор заданий ВПР. Разбор задания №1
Разбор заданий ВПР. Работа над ошибками

34

Итоговое повторение

27
28
29
30
31

Самостоятельная
работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект по русскому языку для 5-7 классов
Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. включает:
• рабочую тетрадь в двух частях
• диктанты и изложения
• диагностические работы
• аудиоприложения
• методическое пособие
• поурочные разработки.
Учебно-методический комплект по русскому языку для 8-9 классов
Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. и др. включает:
• рабочие программы
• рабочую тетрадь
• методические рекомендации
• тематические тесты
• диагностические работы.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.
5 класс учебник в 2 частях – 5 изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.
2) Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6
класс учебник в 2 частях – 5 изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.
3) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык.
7 класс – Москва: Просвещение, 2016.
4) Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык. 8 класс – 2 изд. –
Москва: Просвещение, 2020.
5) Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык. 9 класс – Москва:
Просвещение, 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бондаренко М.А. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 7
класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др.
Бондаренко М.А. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8
класс» С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.
Бондаренко М.А. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 9
класс» С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение
русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение
русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов.
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Обучение
русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение
русскому языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение
русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: Поурочные разработки.
8 класс.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: Поурочные разработки.
9 класс.
Запорожец А.И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8— 9 классы (из
опыта работы).
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для
учителей и методистов. 5 класс.
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для
учителей и методистов. 6 класс.
Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/cfc3faa1-d730-4a75-a1847452925f700b
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».