Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08. 2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ №164 о/д от 01.09.2025
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1-4 классы
Составитель:
учитель начальных классов
Павлова Г.Л.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения курса
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
–
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
2
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты освоения курса
УУД
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность для формирования:
Личностные УУД
-проявлять учебно познавательный интерес к
новому учебному
материалу и способам
решения новой частной
задачи;
-умение адекватно
оценивать результаты своей
работы на основе критерия
успешности учебной
деятельности;
-понимание причин успеха
в учебной деятельности;
- умение определять
границы своего незнания,
преодолевать трудности с
помощью одноклассников,
учителя;
- представление об
основных моральных
нормах.
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым
общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин
успешности/неуспешности учебной
деятельности;
-осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им.
Регулятивные
УУД
- принимать и сохранять
учебную задачу;
- планировать этапы
решения задачи, определять
последовательность
учебных действий в
соответствии с
поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый и
итоговый контроль по
результату под
руководством учителя;
- анализировать ошибки и
определять пути их
преодоления;
- различать способы и
результат действия;
-прогнозировать результаты своих
действий на основе анализа
учебной ситуации;
-проявлять познавательную
инициативу и самостоятельность;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
и
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы и по ходу
решения учебной задачи.
3
Познавательные
УУД
-адекватно
воспринимать
оценку
сверстников
и
учителя
-анализировать объекты,
выделять их характерные
признаки и свойства,
узнавать объекты по
заданным признакам;
- анализировать
информацию, выбирать
рациональный пособ
решения задачи;
- находить сходства,
различия, закономерности,
основания для
упорядочения объектов;
- классифицировать
объекты по заданным
критериям и
формулировать названия
полученных групп;
-отрабатывать
вычислительные навыки;
- осуществлять синтез как
составление целого из
частей;
- выделять в тексте задания
основную и
второстепенную
информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об
объекте, его форме,
свойствах;
-устанавливать причинноследственные отношения
между изучаемыми
понятиями и явлениями.
Коммуникативные -принимать участие в
УУД
совместной работе
коллектива;
- вести диалог, работая в
парах, группах;
- допускать существование
различных точек зрения,
уважать чужое мнение;
- координировать свои
действия с действиями
партнеров;
-аналогии:
- выбирать рациональный способ
на основе анализа различных
вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение,
включающее установление
причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и
необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
-самостоятельно находить
способы решения проблем
творческого и поискового
характера.
- критически относиться к своему
и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и
совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
-принимать самостоятельно
решения;
-содействовать разрешению
конфликтов, учитывая позиции
участников
4
-корректно высказывать
свое мнение, обосновывать
свою позицию;
- задавать вопросы для
организации собственной и
совместной деятельности;
-осуществлять взаимный
контроль совместных
действий;
- совершенствовать
математическую речь;
- высказывать суждения,
используя различные
аналоги понятия; слова,
словосочетания,
уточняющие смысл
высказывания.
Предметные результаты (по разделам за 4 года обучения)
Раздел
Числа.
Арифметические
действия.
Величины:
Общие результаты
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные
способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
—выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего
суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Мир
занимательных
задач:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте,
выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы;
5
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
использовать соответствующие знаково-символические средства
для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные
действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно,
неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая
мозаика
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной
детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия
при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного
решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты (по годам обучения)
1 класс
Обучающийся научится
- понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.
Обучающийся получит возможность научиться
6
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки,
задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных
геометрических фигурах.
2 класс
Обучающийся научится
- понимать нумерацию древних римлян;
- некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
- выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов
Обучающийся получит возможность научиться
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим
содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур
3 класс
Обучающийся научится
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из
палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
4 класс
Обучающийся научится
- проводить вычисление площади фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
Обучающийся получит возможность научиться
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами
7
8
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Разделы
1 класс
Названия
и
Числа.
последовательность
чисел
Арифметические
от 1 до 20.
действия.
Числа от 1 до 100. Решение и
Величины.
составление
ребусов,
содержащих числа.
Мир
занимательных
задач.
Задачи, допускающие
несколько способов
решения. Задачи с
недостаточными,
некорректными данными, с
избыточным составом
условия.
Последовательность
«шагов» (алгоритм)
решения задачи. Задачи,
имеющие несколько
решений. Обратные задачи
и задания. Ориентировка в
тексте задачи, выделение
2 класс
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100.
Таблица
умножения
однозначных
чисел
и
соответствующие
случаи
деления.
Числовые
головоломки: соединение
чисел знаками действия так,
чтобы в ответе получилось
заданное число, и др.
3 класс
Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта. Последовательное
выполнение
арифметических действий:
отгадывание
задуманных
чисел.
Заполнение
числовых
кроссвордов (судоку, какуро
и др.).
Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 1000.
Выбор необходимой
информации, содержащейся
в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Старинные задачи.
Логические задачи. Задачи
на переливание.
Составление аналогичных
задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Старинные задачи.
Логические задачи. Задачи
на переливание.
Составление аналогичных
задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Использование знаковосимволических средств для
моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом
перебора. «Открытые»
задачи и задания. Задачи и
задания по проверке
4 класс
Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и
др.). Числовой палиндром:
число, которое читается
одинаково слева направо и
справа налево. Поиск и
чтение слов, связанных с
математикой (в таблице,
ходом шахматного коня и
др.). Занимательные задания
с
римскими
цифрами.
Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы.
Литр.
Анализ и оценка готовых
решений задачи, выбор
верных решений. Задачи на
доказательство, например,
найти цифровое значение
букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и
др. Обоснование
выполняемых и
выполненных действий.
Решение олимпиадных
задач международного
конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа
решения задачи. Выбор
9
условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин).
Геометрическая
мозаика.
Пространственные
представления. Понятия
«влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут
передвижения. Точка
начала движения; число,
стрелки 1→ 1↓,
указывающие направление
движения. Проведение
линии по заданному
маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на
листе в клетку). Построение
собственного маршрута
(рисунка) и его описание.
Геометрические узоры.
Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько
осей симметрии.
Расположение деталей
фигуры в исходной
конструкции (треугольники,
уголки). Части фигуры.
Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение
деталей. Выбор деталей в
соответствии с заданным
контуром конструкции.
Поиск нескольких
возможных вариантов
решения. Составление и
зарисовка фигур по
собственному замыслу.
готовых решений, в том
числе неверных.
наиболее эффективных
способов решения.
Разрезание и составление
фигур. Деление заданной
фигуры на равные по
площади части. Поиск
заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации.
Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Распознавание
(нахождение) окружности
на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля
(по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры:
цилиндр, конус, пирамида,
шар, куб. Моделирование
из проволоки. Создание
объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая
пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по
выбору учащихся).
Содержание курса
№
1.
2.
3.
Разделы
Числа. Арифметические действия.
Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
14
12
14
10
6
13
33
10
12
34
14
8
34
18
6
34
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Математика — это
интересно.
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Путешествие
точки.
"Спичечный"
конструктор.
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Волшебная
линейка
Праздник числа 10
8
Конструирование
многоугольников из
деталей танграма
9
10
Играсоревнование
«Веселый счёт»
Игры с кубиками.
11-12
Конструкторы
13
Весёлая геометрия
Математические
игры.
15-16 «Спичечный»
конструктор
14
17
Задачи-смекалки.
18
Прятки с
фигурами
Содержание занятия
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»
перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево»,
«вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Проверка выполненной работы.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с
заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).
Проверка работы. Построение собственного рисунка и
описание его «шагов».
Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный
контроль.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Составление картинки, представленной в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки.
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Составление многоугольников с заданным разбиением на
части; с частично заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление многоугольников,
представленных в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).
Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по
порядку, а разбросаны по всей таблице.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций.
Выполнение постройки по собственно- му замыслу.
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии
с условием. Проверка выполненной работы.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие
несколько способов решения. Решение разных видов задач.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной
фигуре».
11
19
Математические
игры
Числовые
головоломки
21-22 Математическая
карусель.
23
Уголки
20
24
Игра в магазин.
Монеты.
25
Конструирование
фигур из деталей
танграма.
26
Игры с кубиками
27
Математическое
путешествие.
28
Математические
игры
29
Секреты задач
30
Математическая
карусель
Числовые
головоломки.
Математические
игры.
31
32
33
КВН
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в
пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование
действий сложения и вычитания с помощью предметов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательные задачи».
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному замыслу.
Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование
приема выполнения действия сложения с переходом через
десяток в пределах 20.
Составление фигур с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Составление фигур, представленных в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа
точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого
два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6,
7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение
заданий по образцу, использование метода от обратного.
Взаимный контроль.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.
1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2,
третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к
четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с
зонтиками». Решение простые задач, представленных в
одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному
алгоритму; с применением знаний в измененных условиях.
Решение задач разными способами. Решение нестандартных
задач.
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.
Математические головоломки. Занимательные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
Проведение математического КВНа. Подведение итогов.
Награждение участников.
12
2 класс
№
1
Тема
«Удивительная
снежинка»
Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с
линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности
в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры.
Симметрия»
2
Крестики-нолики
Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в
пределах 20).
3
Математические игры
4
Прятки с фигурами
5
Секреты задач
6-7
«Спичечный»
конструктор
8
Геометрический
калейдоскоп
9
Числовые головоломки
10
«Шаг в будущее»
11
Геометрия вокруг нас
12
Путешествие точки
13
«Шаг в будущее»
14
Тайны окружности
15
Математическое
путешествие
1617
«Новогодний
серпантин»
18
Математические игры
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение
математических пирамид: «Сложение и вычитание в
пределах 20 (с переходом через разряд)».
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач на деление заданной
фигуры на равные части.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи
в стихах.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условиями. Проверка выполненной
работы.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Танграм. Составление картинки без
разбиения на части и представленной в уменьшенном
масштабе.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья
сумма больше?».
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку)
в соответствии с заданной последовательностью шагов
(по алгоритму). Проверка работы. Построение
собственного рисунка и описание его шагов.
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья
сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля
(по образцу, по собственному замыслу).
Вычисления в группах. Первый ученик из числа
вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий —
вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к
пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20
+ 18 = 38
38 – 16 = 22 22 + 15 = 37
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с
Содержание занятия
13
19
21
«Часы нас будят по
утрам…»
Геометрический
калейдоскоп
Головоломки
22
Секреты задач
23
«Что скрывает
сорока?»
24
Интеллектуальная
разминка
25
Дважды два — четыре
2627
Дважды два — четыре
28
В царстве смекалки
29
Интеллектуальная
разминка
30
Составь квадрат
3132
Мир занимательных
задач
33
Математические
фокусы
Математическая
эстафета
20
34
палитрой — основой с цветными фишками и
комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и
вычитание до 100».
Определение времени по часам с точностью до часа.
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Задания на разрезание и составление фигур.
Расшифровка закодированных слов. Восстановление
примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить,
перевернув карточку.
Задачи с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа:
ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и
др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Таблица умножения однозначных чисел. Игра
«Говорящая таблица умножения»1. Игра
«Математическое домино». Математические пирамиды:
«Умножение», «Деление». Математический набор
«Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной
стороне — задание, на другой — ответ.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись
результатов умножения чисел (числа точек) на верхних
гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра
«Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение
и деление чисел» .
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление
прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные
задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные
решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке,
козе и капусте».
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов:
слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
Решение олимпиадных задач (подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру»).
14
3 класс
№
1
2
Тема
Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор
Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с
помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, …
, 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … ,
900.
Конструирование многоугольников из одинаковых
треугольников.
3
Геометрия вокруг
нас
4
Задачи на переливание.
5-6
Волшебные
переливания
В царстве смекалки
7
«Шаг в будущее»
8-9
«Спичечный»
конструктор
10
Числовые
головоломки
Интеллектуальная
разминка
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель»,
«Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях
(без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1
знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,
… , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково
слева направо и справа налево. Числовые головоломки:
запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого из
жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает
140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а
четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти
раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520
520 + 150= 670
Единица длины километр. Составление карты путешествия:
на определённом транспорте по выбранному маршруту,
15
1112
13
Математические
фокусы
14
Математические
игры
15
Секреты чисел
16
Математическая
копилка
Математическое
путешествие
17
18
Выбери маршрут
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор
информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
19
2021
22
Числовые
головоломки
В царстве смекалки
Мир занимательных
задач
23
Геометрический
калейдоскоп
24
Интеллектуальная
разминка
25
Разверни листок
2627
От секунды до
столетия
28
29
Числовые
головоломки
Конкурс смекалки
30
Это было в старину
31
Математические
фокусы
3233
Энциклопедия
математических
развлечений
Математический
лабиринт
34
например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа
в группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом условия.
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения
изображения на части; заданного в уменьшенном
масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки,
занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя,
год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты.
Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире).
Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну
минуту, один час, за день, за сутки? Составление
различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин,
вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на
однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи
решения.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование разных источников информации (детские
познавательные журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
16
4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Интеллектуальная
разминка
Числа-великаны
Мир
занимательных
задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые
головоломки
Секреты задач
Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру».
Как велик миллион? Что такое гугол?
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи
на доказательство: найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах)
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
1011
В царстве
смекалки
Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор
12
Выбери маршрут
13
Интеллектуальная
разминка
14
Математические
фокусы
1517
Занимательное
моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор
«Геометрические тела». Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
18
Математическая
копилка
Какие слова
спрятаны в
таблице?
«Математика —
наш друг!»
Составление сборника числового материала, взятого из жизни
(газеты, детские журналы), для составления задач.
Поиск в таблице (9
9) слов, связанных с математикой.
Решай, отгадывай,
считай
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками
действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50,
9
19
20
21
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной работы.
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на
определённом транспорте по выбранному маршруту.
Определяем расстояния между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить
несколько последовательных чисел натурального ряда?
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Задачи, решаемые перебором различных вариантов.
«Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте
на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе неверных.
17
60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за
одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
2223
В царстве
смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
24
Числовые
головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).
2526
Мир
занимательных
задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в
виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным
составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи.
27
Математические
фокусы
Интеллектуальная
разминка
2829
30
31
32
33
34
Блиц-турнир по
решению задач
Математическая
копилка
Геометрические
фигуры вокруг нас
Математический
лабиринт
Математический
праздник
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач,
имеющих несколько решений.
Математика в спорте. Создание сборника числового материала
для составления задач
Поиск квадратов в прямоугольнике 2
5 см (на клетчатой
части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует)
геометрическую фигуру?
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному
конкурсу «Кенгуру».
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
18