Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Аннотации к адаптированным рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
5-9 классы
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение цели:
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
задачи:
—
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
—
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основеграмматических знаний и умений;
—
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решенияпрактических (коммуникативно-речевых) задач;
—
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественногои научно-познавательного текстов;
—
развитие навыков речевого общения
на
материале
доступных для
пониманияхудожественных и научно-познавательных текстов;
—
развитие положительных качеств и свойств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с
интеллектуальными нарушениями (легкая умственная отсталость). На предмет «Письмо и
развитие речи» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями
выделяется:
5 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
6 класс – 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 136ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 680 часов
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»
Изучение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» направлено на
достижение цели: развитие речи как средства общения и способа коррекции мыслительной
деятельности.
задачи:
—
формирование техники чтения (правильности, выразительности на основе
понимания читаемого материала);
—
правильное изложение своих мыслей в устной речи;
—
коррекция мышления, речи;
—
обогащение лексического запаса;
—
развитие социальных и нравственных черт личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» входит в предметную область
«Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана
образования учащихся с интеллектуальными нарушениями (легкая умственная отсталость). На
предмет «Чтение и развитие речи» учебным планом обучения учащихся с интеллектуальными
нарушениями выделяется:
5 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
6 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс – 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
Всего 680 часов.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
Изучение учебного предмета «Математика»
направлено на достижение цели:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического
применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении
других учебных предметов;
задачи:
—
дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
используемых в повседневной жизни;
—
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития;
—
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с интеллектуальными
нарушениями (легкая умственная отсталость). На предмет «Математика» учебным планом
обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями выделяется:
5 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
6 класс - 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс – 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 578 часов.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
Изучение учебного предмета «Природоведение» направлено на достижение цели:
расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
задачи:
—
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
—
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
—
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
—
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
—
воспитание социально значимых качеств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
На
предмет
«Природоведение» учебным
планом
учащихся
с интеллектуальными нарушениями выделяется:
5 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
6 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 136 часов.
обучения
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ »
Изучение учебного предмета «Биология» направлено на достижение цели:
изучение элементарных сведений, о растениях, животных, об организме человека и
охране его здоровья.
задачи:
—
формировать элементарные научные представления о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
—
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
—
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому
воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
—
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с интеллектуальными
нарушениями (легкая умственная отсталость). На предмет «Биология» учебным планом
обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями выделяется:
7 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 204 часа.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Изучение учебного предмета «География»
направлено на достижение цели:
сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
задачи:
—
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально- экономических процессов и их взаимосвязей;
—
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран.
—
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
—
формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф
—
овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для
получения географической информации;
—
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с интеллектуальными
нарушениями (легкая умственная отсталость). На предмет «География» учебным планом
обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями выделяется:
6 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
Всего 272 часа.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА »
Изучение учебного предмета «История Отечества» направлено на достижение цели:
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения
применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных
при умственной отсталости высших психических функций.
задачи:
—
овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
—
формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
—
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
—
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого
и настоящего;
—
усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
—
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания.
—
формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
—
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
—
воспитание гражданственности и толерантности;
—
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Место учебного предмета в учебном плане
На
предмет
«История
Отечества» учебным
планом
учащихся
с интеллектуальными нарушениями выделяется:
7 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 204 часа.
обучения
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ИСТОРИИ»
Изучение учебного предмета «Мир истории» направлено на достижение цели:
подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
задач:
—
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
—
формирование первоначальных исторических представлений о «историческом
времени» и
—
«историческом пространстве»;
—
формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых
других; формирование умения работать с «лентой времени»;
—
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
—
воспитание интереса к изучению истории.
Место учебного предмета в учебном плане
На
предмет
«Мир истории»
учебным
планом
учащихся
с интеллектуальными нарушениями выделяется:
6 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
обучения
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Изучение учебного предмета «Основы социальной жизни» направлено на достижение
цели: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более
отдаленном социуме.
задачи:
—
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
—
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
—
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
—
практическое ознакомление с
деятельностью
различных учреждений
социальной направленности;
—
-формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
—
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в
том числе с использованием деловых бумаг);
—
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
Место учебного предмета в учебном плане
На предмет «Основы социальной жизни» учебным планом обучения
интеллектуальными нарушениями выделяется:
5 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
6 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 544 часа.
учащихся
с
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО) »
Изучение учебного предмета «Рисование (Изобразительное искусство)» направлено на
достижение цели: формирование эстетического отражения действительности, овладение
техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся
с ограниченными возможностями
задачи:
—
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся
путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие между предметами;
—
развивать у учащихся анапитико-синтегической деятельность, деятельность
сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном выполнении рисунка;
—
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного
изобразительного материала; формировать элементарные знания основ реалистического
рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования
и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
—
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать
активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
—
знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
—
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики,
совершенствовать фразовую речь;
—
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Место учебного предмета в учебном плане
На предмет «Рисование (Изобразительное искусство)» учебным планом обучения
учащихся с интеллектуальными нарушениями выделяется:
5 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
—
воспитание интереса к физической культуре и спорту;
—
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
—
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм
поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
—
воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке.
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая
атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В
каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и
«Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических
возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические
сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
Место учебного предмета в учебном плане
На предмет «Адаптивная физическая культура» учебным планом выделяется:
5 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
6 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
9 класс - 168 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Всего 340 часов.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков;
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом
личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих
задач:
—
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
—
уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
—
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по
месту жительства;
—
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно- преобразующей деятельности человека;
—
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
—
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
—
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
—
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и
получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
—
формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
—
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья учащихся;
—
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
—
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
—
совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
—
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
—
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
—
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
—
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
—
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
—
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
Место учебного предмета в учебном плане
На предмет «Профильный труд» учебным планом выделяется:
5 класс - 204 ч. (6 ч в неделю, 34 учебные недели),
6 класс - 204 ч. (6 ч в неделю, 34 учебные недели),
7 класс – 238 ч. (7ч в неделю, 34 учебные недели),
8 класс - 238 ч. (7 ч в неделю, 34 учебные недели),
9 класс - 238 ч. (7 ч в неделю, 34 учебные недели).
Всего 1122 часа.