Школьный музей
23.02.2025
Историко-краеведческий музей МАОУ НТГО «ИСОШ»: традиции и
современность
Чтобы встретиться с
детством и юностью,
Приглашает вас школьный
музей.
Посмотреть фотографии,
вспомнить всё,
И на сердце станет
теплей.
Уважают в школе
традиции
И поддерживают их
всегда.
Наш народ должен
помнить прошлое
И гордиться им на века…
Музейная
деятельность в МАОУ НТГО "ИСОШ"
Богата история школьного музея (открыт в 1960 г.;
переаттестация – свидетельство № 398 от 26.01.2006, паспортизация 2010 г.).
Материалы для его создания собирались в 50-60-е годы учениками и учителями
школы в ходе поисковой туристско-краеведческой работы. Руководила музеем и
краеведческой работой Болотова Надежда Дмитриевна – заслуженный учитель РСФСР.
Было собрано около 3000 экспонатов основного и вспомогательного фонда. Работали
отделы музея:
- Природа
родного края
- Дореволюционное
прошлое Исовского прииска
- Октябрьская
революция и гражданская война
- Первые
пятилетки
- Современное
производство
- Великая
Отечественная война
- История
комсомола
- История
школы
В 1961 году в музей приезжали представители Центральной
детской экскурсионной станции. В 1962 году на I Всесоюзном слёте юных
путешественников школе был вручён кубок за краеведческую работу. Трижды команда
школы защищала честь Свердловской области на Всероссийских слётах юных
туристов. В 1964 году школу посетили директора областных детских экскурсионных
станций с целью знакомства с туристско-краеведческой работой. В 1982 году школа
представляла город Нижняя Тура на Республиканском слёте актива школьных музеев.
В 1989 году участвовала в областной краеведческой конференции.
Это только основные вехи в истории музея, который
соответствовал трём главным особенностям школьных музеев:
- были
собраны подробнейшие сведения о ближайших окрестностях школы (природе,
истории, производстве и т. д.), что позволяет «отразить мир в капле воды»;
- музей
помогал в учебно-воспитательной работе школы;
- показывал
пути и методы ведения краеведческой работы в школе.
В конце 80-х годов музей был расформирован. Экспонаты и
материалы хранились в разных зданиях и помещениях, в плохих условиях. Многие из
них были разрушены, испорчены, утеряны.
В 90-е годы оформлялись отдельные
композиции и тематические выставки:
- 1995
год – создан отдел музея «История школы»;
- 1997
год – «Ратные дела уральцев»
Музей был восстановлен в 1998-1999 учебном году.
В помещении музея оформили 4 раздела:
- История
школы
- История
посёлка
- Гражданская
война
- Великая
Отечественная война
С конца 90-х годов руководителем школьного музея назначена
Кардаполова Елена Ивановна, учитель истории и обществознания, выпускница
Исовской средней школы.
Краеведение – традиционно является одним из основных
направлений в программе развития школы. Сохранены школьные традиции
музейной деятельности. Совет музея в сотрудничестве с советом библиотеки,
школьными методическими объединениями планируют, проводят циклы общешкольных
мероприятий ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню памяти и скорби и др.
В основу работы взят «Календарь знаменательных и памятных дат», «Дни воинской
славы», юбилейные даты из истории страны, малой родины, школы.
На базе музея школы успешно проведены городские семинары:
- 1998
год – «История школы в лицах и документах», устный журнал «Путешествие
длиною в 80 лет»;
- 2001
год – «Экскурс по памятным событиям школьного краеведения»;
- 2005
год – «Современный урок» – «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти».
Определена концепция краеведческого направления: «Моя малая
родина в истории страны». Работа ведётся по уровням патриотического воспитания:
«Я – Моя семья – Моя школа – Мой край – Моё Отечество». Главной
целью музейной педагогики является воспитание
патриотизма, любви к родному краю, интереса к его истории как части истории
Отечества.
Применяются формы и методы работы:
- планирование,
организация, руководство и подведение итогов традиционных месячников,
декад, комплексных мероприятий (общешкольных и поселковых);
- конкурсные
программы (конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, викторины);
- музейные
и тематические классные часы, уроки Мужества;
- подготовка
экскурсоводов и лекторских групп;
- экскурсии
в школьном музее, поездки в музеи района;
- концертные
программы и акции милосердия в Исовском отделении медико-социальной
реабилитации;
- выставки
материалов музея, рисунков, плакатов, боевых листков;
- встречи
с интересными людьми в школьном музее, в том числе по линии Совета
ветеранов посёлка и города Нижняя Тура;
- поздравление
ветеранов войны и участников боевых действий в микрорайоне школы;
- субботники
по благоустройству территории у памятника исовчанам, погибшим в годы
Великой Отечественной войны;
- участие
в митингах, посвящённых Дню Победы и Дню памяти и скорби (шествие,
возложение гирлянды, подготовка чтецов, почётного караула);
- учебно-познавательные
игры, интегрированные и открытые уроки.
Материалы музея пользуются большим спросом. Выполняются
заявки от учащихся и учителей школы к урокам и классным часам, от выпускников
школы и студентов, обучающихся в г. Нижняя Тура, Качканар, Екатеринбург,
Краснотурьинск для докладов и исследовательских работ, от частных лиц,
краеведов (Мосин К.И., Кривошеина Л.Г., Гаврилова А.Н.).
Разнообразны темы заявок: «Моя малая родина», история
создания и развития музея, история школы, областная программа «Родники», о
политических репрессиях, история Лялинского ЛПУ МГ, об участниках войны и
тружениках тыла, Героях Советского Союза – наших земляках и другие. Музей
предоставлял материалы по заданию городского Совета ветеранов для книг об
исовчанах-участниках войны и тружениках тыла.
В музее ведётся фотолетопись школьной
жизни. Листы выставляются для всеобщего обозрения на вечерах встречи
выпускников, которые с удовольствием рассматривают и вспоминают о своём участии
в делах школы.
В музейных папках хранятся сведения о войне, творческие
работы учащихся, листы «Дембельского альбома» и т.д.
С научно-исследовательскими проектами («История развития
золотоплатиновой промышленности на примере Исовского прииска», «Вклад родного
края в Великую Победу») ученики выступали на муниципальной научно-практической
конференции в г. Нижняя Тура и Малых Демидовских чтениях в г. Нижний Тагил.
Участвовал школьный музей в работе МИСОР –
Музейно-исторического сообщества региона (г. Лесной, г. Нижняя Тура, г.
Качканар) по обмену опытом, в смотре-конкурсе музеев и уголков боевой славы ОУ
Нижнетуринского городского округа.
Результаты музейно-краеведческой деятельности отражены в
грамотах разного уровня, неоднократно музей занимал призовые места и получал
благодарности за участие в муниципальных и областных акциях по военной истории
(за участие в сохранении исторического наследия и в областной акции «60-летию
Великой Победы – 60 добрых дел», «Лучшие архивные материалы, отражающие роль
исовчан в победе над Германией», за хорошую организацию работы по
гражданско-патриотической деятельности). Творческие отчёты о работе школьного
музея представляли:
- 2014
г. – в Конкурсе на соискание Премии «Белая птица» ООО «Газпром трансгаз
Югорск» – проект «Школьный историко-краеведческий музей – центр
гражданско-патриотического воспитания»;
- 2015
г. – на Международной научной конференции «70-летие Великой Победы:
исторический опыт и проблемы современности», секция «История Великой
Отечественной войны в процессе образования и патриотического воспитания»
(Екатеринбург. УрГУ);
- 2015
г. – на Открытой музейной конференции «Потенциал музеев всех форм в
образовательном и культурном пространстве территории» (г. Лесной);
- 2020
г. – в Муниципальной школе молодых педагогов на базе нашей школы – мастер
класс «Актуальные аспекты гражданско-патриотического воспитания в
современной школе».
Т.о., музейную деятельность, историко-краеведческое и
гражданско-патриотическое направления, доставшиеся нам в наследство от 50-60-х
гг. прошлого века от замечательных наставников старшего поколения, с честью
продолжает нынешнее поколение школы.