Альтернативная коммуникация УО (2) 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»

Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165
о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.

Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
6 класс
для обучающейся с УО (вариант 2)

Составила: учитель-логопед
Иншакова В.С.

Нижнетуринский городской округ
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часов в год.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на обучение детей
с ограниченными возможностями здоровья, их социализацию в современном мире через
привитие им норм социального адекватного поведения, повышение уровня
коммуникативной компетентности.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его
специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений,
являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с
ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими фонетикой, графикой и орфографией,
своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Целью данной программы является формирование коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умение
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
1. Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности;
2. Развитие коммуникативно-речевых навыков.
3. Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.
4. Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
5. Практическое овладение обучающимися нормами речи.
Принципы реализации программы:
 приоритетности интересов обучающегося (определяет подход к обучающемуся,
основанном на учете его индивидуальных образовательных потребностей);
 системности (обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы);
 непрерывности (обеспечивает проведение коррекционной работы на протяжении
всего периода обучения с учетом изменений личности обучающегося);
 вариативности (предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития);
 сотрудничества с семьей (основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество).
Срок реализации программы – 1 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Общение — это
передача и обмен информацией, возможность донести собеседнику свои мысли, желания,
выразить просьбу. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают
полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании
2

с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности
выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и
целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями
интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей общению должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных
средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами
пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к
жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям,
рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в
распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои
желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную
коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда, обучение,
общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы,
взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе). Кроме того,
системы альтернативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе
позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.
Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение
ими детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью будут компенсировать у
«неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, поможет данной категории
детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и
познавательной деятельности ребенка. Обеспечение детей средствами альтернативной
коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество
жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной
личностью.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности
являются:
 объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные
по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы;
 закрепление изученного материала с использованием дидактического материала,
предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и
позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
 обобщение и систематизация пройденного материала с использованием
дидактических игр.
Методы обучения:
 словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
 наглядные (наблюдения, демонстрация),
 практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические
игры).
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Технологии
обучения: игровые,
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные.
Структура коррекционных занятий:
1. Вводная часть (создание у обучающейся положительного эмоционального фона,
выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого
занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические
функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

3

2. Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
3. Заключительная часть (подведение итогов занятия, анализ результатов и
трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
Программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация»
включает следующие разделы:
1.
2.
3.
4.

Обследование.
Развитие моторики.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Чтение и письмо.

Раздел «Обследование» направлен на диагностику уровня развития речи и речевых
процессов обучающейся. Проводится в начале и в конце учебного года.
Раздел «Развитие моторики» направлен на совершенствование общей, мелкой,
артикуляционной моторики и речевого дыхания, что способствует развитию речевых
процессов.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
направлен на развитие координации движений, ориентировку в пространстве через
выполнение устных инструкций учителя; на формирование пассивного и активного
словарного запаса.
Раздел «Чтение и письмо» включает предпосылки к осмысленному чтению и
письму, начальные навыки чтения и письма: узнавание звука в слове; соотнесение звука с
буквой; называние буквы, чтение односложных слов с картинками, формирование
зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков,
обведение и дописывание элементов букв; прослушивание небольших по объёму текстов и
подбор соответствующих иллюстраций к прочитанному, выбор картинок при ответах на
вопросы.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем
разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, дидактические игры, расширяются понятия.
Эффективность коррекционных занятий и перенос полученных навыков в учебную
обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в
соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных результатов
образования.
Ожидаемые личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
4

3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду.
Возможные предметные результаты:
1) формирование интереса к занятиям;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение развивающими упражнениями по развитию артикуляционной,
дыхательной, общей и мелкой моторики;
4) овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными;
5) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова;
6) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
Изучение коррекционного курса социального направления «Альтернативная
коммуникация» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных
действий:
Личностные учебные действия:
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации;
 дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
 осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,
ученик - класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
 обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
 ориентироваться в пространстве класса;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
 выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками (выполнение
задания полностью (от начала до конца); выполнение задания с заданными
5











качественными параметрами; переход от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.)
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью
учителя;
ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу) с помощью учителя;
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью
учителя;
использовать знако-символические средства с помощью учителя;
узнавать и различать образы графем.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.
п.
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока, раздела
Обследование.
Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на начало учебного года.
Развитие моторики
Развитие общей артикуляционной моторики.
Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого
дыхания.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.
Развитие речи средствами вербальной
и невербальной коммуникации (
Развитие координации движений. Ориентировка в
пространстве.
Жесты, символы и их значение.
Мимика и её роль в общении.
Понимание простых по звуковому составу слов.
Понимание слов, обозначающих предмет.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание слов, обозначающих признак предмета.
Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние.
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.
Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов.
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
6

Кол-во
часов

6

2
2
2
2

2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3

предложении.
Соотнесение слов с иллюстративным материалом.
Предложение. Понимание простых предложений.
Деление предложений на слова.
Подбор картинок к заданному предложению.
Составление простых предложений по сюжетным
картинкам.
23 Соотнесение
предложений
с
иллюстративным
материалом.
Чтение и письмо (
24 Звуки и буквы.
25 Звуки гласные и согласные.
26 Соотнесение звука с буквой.
27 Узнавание звука в слоге (слове).
28 Выкладывание букв из простых материалов.
29 Написание букв с опорой на образец.
30 Узнавание графического изображения буквы в слоге
(слове)
31 Образование и прочтение открытых слогов.
31 Чтение односложных слов с опорой на картинку.
32 Составление связного высказывания.
33 Проигрывание простых речевых ситуаций.
34 Диагностика уровня развития речи, речевых процессов
обучающегося на конец учебного года.
Итого:
18
19
20
21
22

3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
6
102

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная.
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599.
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с УО (ИН) (вариант 2) (дополнительный первый класс - IX классы) ГКОУ
«Тверская школа-интернат №1»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Дополнительная.
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств
альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями
развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная
вкладка.
2. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
7

3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие
адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
4. Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с
неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга
для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
6. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:
Методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен,
2006.
7. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.
Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005.
8. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.
Часть 2 - М.: ВЛАДОС, 2005.
9..Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для
учителя-логопеда. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
10..Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с
использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И.
Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012.
11.Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой
интеллектуальной недостаточностью. М.:«Академия», 2003.
12.Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №7. – С. 42 – 47. 23.Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред.
И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Печатные пособия.
Таблицы с буквами, слогами.
Карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы,
символы)
Напечатанные слова.
Наборы сюжетных картинок с различной тематикой.
Электронные образовательные ресурсы.
Информационные
и
коммуникационные
технологии
в
обучении
http://www.9151394.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
http://luchikivnuchiki.ru/obzor-obrazovatelynh-saytov/
https://www.logoped.ru/index.htm/
http://www.stuttering.ru/

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».