Русский язык РАС 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165
о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А. О.
27.08.2025 г.

Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
вариант 8.3
1-4 классы

Составитель:
учитель начальных классов
Постникова А. Ю.

Нижнетуринский муниципальный округ
2025

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
1 дополнительный класс первого года обучения
№
п/п
1

Наименование
раздела
Добукварный
период

2

Слово,
предложение, слог,
звук

Краткое содержание раздела

Кол-во
часов
Развитие зрительных и пространственных восприятий
10
Выкладывание
и
называние
цветных
полосок/предметов по образцу учителя. Составление из
полосок
схематичного
изображения
знакомых
предметов по образцу учителя. Выкладывание, с
опорой на образец, прописных буквенных знаков
печатного шрифта (без их названия) из полосок
различного цвета и величины. Знакомство с
простейшими геометрическими фигурами. Подбор
одинаковых фигур разного цвета или различной
величины. Составление по образцу комбинаций из
разных фигур разного цвета. Составление из
геометрических фигур знакомых предметов. Выработка
умения показывать и называть предметы, их
изображения слева на право, в заданном порядке; в
заданном направлении. Узнавание предмета по его
части, составление предмета из частей (не более 2-3).
Выкладывание картинки по образцу. Развитие
слухового внимания Различие звуков окружающей
действительности, их узнавание. Дифференциация
неречевых звуков. Имитация голосов животных,
узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение
звуков окружающего мира с речевыми звуками.
Практическое знакомство со словом. Фиксация слова
22
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными
предметами. Четкое различие предмета и слова, его
называющего. Называние окружающих предметов,
предметов
на
картинке,
«запись»
слов
с
использованием условно-графических схем.
Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с
фиксацией каждого слова картинкой и схемой.
«Чтение» слов.
Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действий. Фиксация предложения
условнографическим
изображением.
Составление
предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную
или предметную картинку. Составление схем
предложений.
«Чтение» каждого
предложения.
Деление предложения на слова, фиксация их
условнографической
схемой
и
последующим
«чтением».
Деление двусложных слов на части. Выполнение
упражнений на произнесение слов по слогам.
Артикуляционная
гимнастика.
Дыхательные
2

3

Развитие моторных
умений

4

Букварный период.
Формирование
элементарных
навыков письма

упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и
выразительного произношения на материале коротких
4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация
сходных звуков. Развитие умения слышать заданный
звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто
повторяющегося звука при акцентированном его
произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с
заданного звука с опорой на картинку, предмет.
Правильное расположение учебных принадлежностей
На
при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и каждом
координации движений кисти руки, пальцев. Развитие уроке
умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом.
Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным
точкам. Переключение с одного направления на другое
при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение
пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их
восприятия в виде целостных, нерасчлененных
структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У,
М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв,
наложение одинаковых букв, объединение одинаковых
букв, разных по размеру/цвету, складывание
предъявленной буквы с помощью учителя из
полосок/палочек.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и
34
отчетливое
произношение
изучаемых
звуков,
различение их в начале слова. Соотнесение звуков с
соответствующими
буквами.
Определение
их
местоположения в словах (в начале). Подбор слова,
начинающегося с изучаемого звука с опорой на
картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и
букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых
двухзвуковых слогов. Развитие мелкой моторики
пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов,
слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм.
Итого
66

1 дополнительный класс второго года обучения
№
п/п
1

Наименование
раздела

Краткое содержание раздела

Букварный период.
Формирование
элементарных
навыков письма

Повторение пройденных в 1 дополнительном классе
первого года обучения звуков и букв и изучение новых:
н, ы, л, в, и, ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и
3

Колво
часов
66

Звуки и буквы
Графика
Слово
Имена
собственные
Предложение
Развитие речи

точности
движения
руки.
Развитие
умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски. Усвоение начертания
рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением
гигиенических
норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным
письмом.
Дословное
списывание слов и предложений; списывание со
вставкой пропущенной буквы или слога после
предварительного разбора с учителем. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания
текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных
по структуре слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Практическое усвоение
некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной
буквой начала предложения, имен людей, кличек
животных; обозначение на письме буквами сочетания
гласных после шипящих (жи – ши). Использование
усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и
собственного
намерения
(после
проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы педагога
и товарищей класса. Обозначение звуков на письме.
Гласные и согласные. Большая буква в именах, кличках
животных.
Итого

66

1 класс
№
п/п
1

Наименование
раздела

Краткое содержание раздела

Букварный период.
Формирование
элементарных
навыков письма
Звуки и буквы
Графика
Слово
Имена
собственные
Предложение
Развитие речи

Повторение пройденных в 1 дополнительном классе
второго года обучения звуков и букв и изучение новых:
г, ь, е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Соотнесение звуков с
соответствующими буквами. Развитие мелкой моторики
пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа
в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение
начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо
букв,
буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным
письмом.
Дословное списывание слов и предложений; списывание
со вставкой пропущенной буквы или слога после
предварительного разбора с учителем. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания
текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных
по структуре слов и предложений, написание которых не
4

Колво
часов
136

расходится с их произношением. Практическое усвоение
некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной
буквой начала предложения, имен людей, кличек
животных; обозначение на письме буквами сочетания
гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Использование усвоенных языковых средств (слов,
словосочетаний и конструкций предложений) для
выражения просьбы и собственного намерения (после
проведения подготовительной работы); ответов на
вопросы педагога и товарищей класса. Обозначение
звуков на письме. Гласные и согласные. Слог, слово.
Большая буква в именах, кличках животных.
Составление предложений с опорой на сюжетную
картину, серию сюжетных картин, по вопросам.
Составление подписей к картинкам.
Итого

136

2 класс
№
п/п

Наименование
раздела

1

Повторение
изученного в 1
классе

2

Звуки и буквы

Краткое содержание раздела
Письмо букв прописных и строчных. Схема
предложения. Большая буква в начале предложения и
точка в конце. Обозначение в схеме правил записи
предложения. Распространение предложений с помощью
картинок. Составление предложения с заданным словом
(2-4 слова, включая предлог). Различение реального
предмета или его изображения и слова, называющего
этот предмет. Называние предмета: реального,
изображенного, относящегося к определённой родовой
группе.
Гласные и согласные звуки и буквы. Условное
обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме
слова. Различение слов, различающихся одним звуком,
количеством звуков, их расположением. Ударение в
словах (2 слога). Знак ударения. Выделение ударного
гласного. Деление слов на слоги. Составление слов из
данных слогов с опорой на картинку. Слогообразующая
роль гласных. Перенос двусложных слов по слогам.
Различение слов со звуками [и], [й]. Деление данных
слов на слоги. Дифференциация на слух и в
произношении слов со звуками [л], [р]. Звонкие и глухие
согласные. Различение их по вибрации гортани.
Обозначение в словах звонких и глухих звуков в
сильной позиции (в начале слова и перед гласными)
соответствующими буквами. Дифференциация на слух и
5

Колво
часов
20

60

3

Слово

4

Предложение и
текст

в произношении слов. Условное обозначение звонких и
глухих согласных. Шипящие и свистящие согласные.
Дифференциация их на слух и в произношении.
Обозначение их буквами. Буквы е, ё, ю, я, в начале слова
или слога. Буквенная схема слов. Твёрдые и мягкие
согласные. Дифференциация их на слух и в
произношении. Обозначение при письме мягкости
согласных буквами и, е, ё, ю, я, твердости – буквами ы,
о, у, а. Мягкий знак для обозначения мягкости
согласного на конце слова. Дифференциация слов с
мягкими и твердыми согласными на конце слова.
Предмет и его название. Называние предметов,
отвечающих на вопрос что? Постановка вопроса что?
Различение сходных по назначению и по форме
предметов, их точное называние. Обозначение
обобщающим словом группы видовых предметов.
Постановка вопроса что? к группе предметов и их
обобщающему названию. Называние предметов,
отвечающих на вопрос кто? Постановка вопроса кто?
Группировка предметов и их названий, отвечающих на
вопрос кто? (люди, животные, птицы). Называние
одного и нескольких предметов. Подбор слов для
обозначения большого и маленького предмета (грибгрибок). Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных. Действие и его название. Называние
действий по вопросам что делает? что делают? Подбор
слов, обозначающих действие, по их назначению (кто
как голос подаёт, кто как передвигается). Согласования
слов, обозначающих действия, с названиями предметов.
Различение названий предметов и их действий.
Упражнение в составлении сочетаний слов по вопросам:
кто что делает? / делают? Предлог как отдельное слово:
в, на, из, у, с. Упражнения в использовании предлогов
для
обозначения
пространственного
положения
предмета. Составление предложений с использованием
предлога. Обозначение предлога в условно-графической
схеме предложения. Словарные слова (слова с
непроверяемой гласной): берёза, ветер, воробей, ворона,
заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина,
молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто,
помидор, ребята, собака, улица. Наблюдение за
единообразным написанием гласных в словах«родствениках».
Составление
предложений
со
словарными словами.
Составление предложений по картинке, по теме.
Выделение предложения из текста, поиск в тексте
предложения по заданию учителя. Графическое
обозначение предложения. Обозначение в схеме
большой буквы в начале и точки в конце. Различение
разрозненных слов и предложения. Завершение начатого
предложения с опорой на картинку. Работа с
деформированным предложением (слова даны в нужной
6

50

35

форме. Составления предложения по картинке
(предметной, сюжетной). Составления предложения по
вопросу (с ориентацией на слова вопроса). Различение
предложения-вопроса
и
предложения-ответа.
Вопросительный знак в конце предложениявопроса,
точка в конце предложения-ответа. Работа с
деформированным
текстом
(3
предложения):
расположение предложений в последовательном
порядке по серии сюжетных картинок, по сюжетной
картинке по наводящим вопросам.
5

Повторение
изученного во 2
классе

5
Итого

170

3 класс
№
п/п

Наименование
раздела

1

Повторение
изученного во 2
классе

2

Звуки и буквы

3

Слово

4

Предложение

5

Повторение

Краткое содержание раздела
Употребление простого предложения. Большая буква в
начале предложения, точка в конце. Составление
предложений по вопросу, картинке, на тему из слов,
данных в нужной форме вразбивку. Выделение
предложений из речи и текста.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные.
Ударение. Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь
знак. Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и.
Шипящие согласные. Гласные после шипящих Парные
звонкие и глухие согласные. Разделительный ъ знак
Слова, обозначающие названия предметов. Имена
собственные. Слова, обозначающие действия. Слова,
обозначающие признаки предметов. Предлог.
Построение простых
предложений. Составление
предложений с 796 употреблением косвенных падежей.
Составление предложений на заданную учителем тему.
Дополнение предложений по 1-2 вопросам. Составление
предложений из слов, данных в начальной форме

Колво
часов
26

69

46

20

9
170

Итого
4 класс
7

№
п/п

Наименование
раздела

2

Повторение
изученного в
Звуки и буквы

3

Слово

4
5

Предложение
Повторение

1

Краткое содержание раздела
Предложение
Алфавит. Гласные и согласные звуки. Ударные и
безударные гласные. Твёрдые и мягкие согласные.
Написание
жи-ши,
ча-ща,
чу-щу
в
словах.
Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё,
ю, я. Правописание звонких и глухих согласных на
конце слова.
Названия
предметов, действий, признаков. Имена
собственные. Предлоги.
Предложения, разные по интонации.
Итого

8

Колво
часов
26
57

42
25
20
170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».