Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
коррекционного курса
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с задержкой психического развития
1-4 классы
Составитель:
учитель-логопед
Алферова Ю.А.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР
3. Особенности осуществления образовательного процесса
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
4.2. Промежуточные планируемые результаты
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1 Общие положения
5.2 Содержание занятий
5.3 Организация логопедической работы
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ
5.5 Определение эффективности логопедической работы
6. Программно-методическое обеспечение
7. Перечень нормативных и нормативно-методических источников
2
3
3
4
5
5
6
7
7
7
40
40
40
41
41
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся детей с ЗПР по варианту 7.2 в
условиях общеобразовательной школы. Является обязательной частью основной
образовательной программы для обеспечения равных возможностей получения
качественного начального общего образования детьми с ЗПР, обучающимися по
адаптированной основной общеобразовательной программе. Программа коррекционной
работы направлена на организацию комплексной помощи школьникам варианта 7.2.
Предлагаемая программа предполагает вариативность, что нашло отражение в задачах,
содержании и планируемых результатах работы.
При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в
области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л. М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко
Г. Г., Садовниковой И, Н., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.,
Лопухиной И. С. и др.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с
задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдается
большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи,
проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что
приводит к трудностям освоения учебного материала.
2. Характеристика возрастных особенностей обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются различные нарушения высших психических функций.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности
сформированы недостаточно. Достаточно часто отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Для этих детей характерны повышенная утомляемость и
истощаемость психических процессов, в разной степени выраженный дефицит
познавательных и социальных способностей.
У детей обнаруживаются различные нарушения чтения, устной и письменной речи.
У обучающихся 2 классов предпосылки для успешного усвоения программы по русскому
языку (фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа, объём
слухоречевой памяти) не сформированы или находятся на очень низком уровне. Из-за
недостаточности общего запаса и уровня знаний, ограниченности представлений об
окружающем мире словарный запас крайне беден и ограничен пределами обихода.
Навыки словообразования находятся на крайне низком уровне. Связная речь не
сформирована или сформирована недостаточно. Эти недостатки речевого развития
наблюдаются у многих вновь поступающих учащихся 3-4 классов.
Дополнительными факторами, осложняющими логопедическую коррекционную
работу с такими детьми, является зачастую отрицательное отношение к школе и процессу
обучения вообще и поздние сроки выявления речевого дефекта.
Успешность освоения программы начального общего образования ребёнком с ЗПР
и логопедической коррекции зависит от характера и степени выраженности первичного
нарушения, степени педагогической запущенности, эффективности систематической и
комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
3
Целью программы коррекционной работы учителя-логопеда с учащимися по
варианту 7.2 в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР является
создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении АООП НОО, имеющим
нарушения в устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и
обучении.
Задачи программы:
обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в
соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ЗПР АООП
НОО;
оказание коррекционной помощи;
реализация мероприятий по адаптации детей;
организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и
их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Курс «Логопедические занятия» по варианту 7.2 включает в первую очередь
занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и
чтением, а также профилактику и коррекцию их нарушений. Она предполагает, что
обучающиеся с ЗПР получат образование сопоставимое обучающимся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:
коррекции нарушений устной и письменной речи;
развития речевой деятельности;
формирования и развития коммуникативных навыков;
восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и
предупреждения их возникновения;
формирования и развития различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной);
обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической
системности, формирование семантических полей;
коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоциональноличностной сферы;
формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой
регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
повышения уровня общего развития.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих принципов:
принцип синхронного выравнивания речевого и психического развития
детей с нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития
детской речи в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
4
принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
принцип обеспечения активной языковой практики.
Задачи по формированию УУД на логопедических занятиях.
1. Коммуникативные:
развитие умения работать по словесной инструкции, слушать, вступать в
диалог, задавать вопросы;
научить строить продуктивное высказывание в общении со сверстниками и с
взрослыми;
развивать умение адекватно воспринимать и передавать информацию,
правильно и логично выражать свои мысли.
2. Регулятивные:
развитие умения планировать свою деятельность при выполнении учебной
задачи;
развитие навыков самопроверки, самоконтроля и волевой саморегуляции.
3. Познавательные:
развитие обще учебных логических действий;
формирование умений работать с информацией в тексте и навыков
смыслового чтения.
4. Личностные:
развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы.
Все коррекционно-развивающие (индивидуальные, групповые, подгрупповые), в
соответствии с адаптированной программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнения.
Таким образом, основной задачей курса «Логопедические занятия» является
овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка и обеспечивает
преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты).
Развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма),
обеспечивающих эффективное овладение различными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
К целевым ориентирам школьного образования следующие социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка:
1.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять
рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы
элементарные навыки звуко-слогового анализа.
2.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
3.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и
умения в различных видах деятельности.
4.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
5
5.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к
различным видам деятельности.
6.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать
конфликты.
7.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
8.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям.
9.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять
ими.
4.2. Промежуточные планируемые результаты.
Ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в
образовательной области ФГОС:
1)
Нормализация фонетической стороны речи.
2)
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
способен
участвовать
в
коллективной
беседе
(самостоятельно
формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершения разговора.
3)
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя
речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением,
активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами
языка;
использует
разнообразные
способы
словообразования,
сложные
предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей
предложения;
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные
произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
4)
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи,
правильно использует в своей речи;
способен делить предложения на слова и составлять из слов;
способен членить слова на слоги и составлять из слогов;
способен проводить звуковой анализ слов;
понимает смыслоразличительную роль фонемы.
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1. Общие положения.
Основными направлениями курса «Коррекционно-развивающие логопедические
занятия» являются следующие направления:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
информационно-просветительское.
6
Диагностическая работа: комплексное обследование учеников с ЗПР, изучение
социальной ситуации их развития и условий семейного воспитания, контроль динамики
развития обучающихся, анализ успешности коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных
методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.2) состоит из следующих форм
работы:
1.
Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
2.
Развитие речевого слуха.
3.
Формирование звукового анализа и синтеза.
4.
Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
5.
Ознакомление с предложением и словом в предложении.
6.
Развитие инициативной речи и мышления.
7.
Развитие грамматических навыков.
8.
Совершенствование связной речи.
9.
Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по
вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с
обучающимися; консультативную помощь семье.
5.2. Содержание занятий.
Коррекционная работа в 1-4-х классах ведется в трех основных направлениях:
на фонетическом уровне (коррекция дефектов произношения; формирование
полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического
восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом
анализе и синтезе, развитие слоговой и ритмической структуры слова);
на лексико-грамматическом уровне (уточнение значений слов, имеющихся в
словарном запасе обучающихся; дальнейшее обогащение словарного запаса путем
накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; формирования
представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и
синтеза);
на синтаксическом уровне (уточнение, развитие, совершенствование
грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических
конструкций, развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления
последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка
строить и перестраивать предложения по заданным образцам).
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы
логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для
повторения.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами
и отрабатываются в зависимости от диагноза ребенка.
Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:
1.
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
2.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
3.
Звукобуквенный анализ и синтез.
4.
Слоговой анализ и синтез.
5.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой
мягкий знак.
6.
Разделительный мягкий ь.
7.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и
графическим признакам.
7
8.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим
и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
каждый из звуков отрабатывается изолированно, уточняется его артикуляция,
фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический
анализ и синтез слов с заданным звуком. Оппозиционные звуки дифференцируют по
артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове,
формируется навык правильного письма. Работа на уровне слога, слова, словосочетания,
предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время
дифференциации оппозиционных звуков.
Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:
1.
Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
2.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы,
антонимы, многозначность слов.
3.
Состав слова.
4.
Корень слова и однокоренные слова.
5.
Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль
ударения.
6.
Приставка, суффикс. Словообразование.
7.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
8.
Предлоги.
9.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописании.
Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:
1.
Составление предложений. Выделение их из текста.
2.
Связь слов в предложении.
3.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
4.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного
текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания
в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать
связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и
словосочетание.
Коррекционная индивидуальная работа строится по следующим направлениям:
совершенствование статической и динамической организации движений
(общая, мелкая и артикуляционная моторика);
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование
звукопроизносительных
навыков,
фонематических
процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи;
формирование
функционального
базиса
письменной
речи.
8
Поурочно-тематическое планирование
№
1.
1 класс (66 часов)
Содержание
Название раздела,
темы
логопедического
занятия
Раздел 1. Обследование речевого развития (4 ч.)
1.3
Изучение медицинских
карт, сведения о семье
ребенка, данных о
речевом развитии.
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи, слоговой
структуры
слова,
словарного
запаса,
импрессивной
речи,
экспрессивной
речи,
грамматического строя
речи.
Обследование чтения.
1.4
Обследование письма.
2.
2.1
Раздел 2. Добукварный период (11 ч.)
Правила при письме.
Познакомить детей с правильным хватом карандаша
пальцами рук, правильная посадка, положение листа.
Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную
активность гибкость пальцев, кистей рук, умение
понимать словесные установки.
2.2
Вертикальные линии.
1.1
1.2
Грибова О. Е. «Технология организации логопедического
обследования».
Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
карты».
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений.
Уметь
называть
предметные, сюжетные
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
Чтение букв, слогов,
слов,
предложений,
текстов.
Письмо букв, слогов,
слов,
предложений,
текстов.
вводный
Знать
правила
при текущий
письме.
Уметь ориентироваться
на листе.
Уметь проводить прямые
линии.
Формировать пространственную ориентацию на листе Знать
правила
при текущий
бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить письме.
9
Дата
2.3
Вертикальные линии.
2.4
Вертикальные линии.
2.5
Горизонтальные линии.
2.6
Учимся штриховать.
2.7
Волнистые линии.
вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от Уметь ориентироваться
листа бумаги.
на листе.
Уметь
проводить
вертикальные линии.
правила
при
Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, Знать
беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на письме.
полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор Уметь ориентироваться в
также слева направо, проводя вертикально линии сверху пространстве.
Уметь проводить линии
вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них
по точкам.
правила
при
Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя Знать
нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в письме.
ограниченном
пространстве.
Развивать
моторные Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе.
движения и действия правой и левой руки.
Уметь
проводить
вертикальные линии с
разным нажимом на
карандаш.
правила
при
Развивать зрительно-моторную координацию, чувство Знать
письме.
пространства, умение соблюдать на листе бумаги
направление линий (вертикальные, горизонтальные, Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе.
наклонные) рисуя по образцу.
Уметь
проводить
различные линии.
правила
Познакомить детей с правилами штриховки: проводить Знать
штриховки.
линии только в заданном направление, не выходя за
выполнять
контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать Уметь
правила
штриховки.
параллельность линий. Продолжать активизировать
Знать,
что
такое
моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики
параллельность линий.
Учить рисовать волнистую линию, слева на право.
Знать
правила
при
Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, письме;
продолжать
формировать
зрительно-моторную Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе;
координацию.
10
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
2.8
Ориентация на листе.
Развивать у детей мелкую моторику рук, умение
пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение
ориентироваться на листе бумаги
2.9
Сложные линии.
Учить детей вырезать по сложной линии контура
собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную
активность пальцев рук
2.10 Рисуем по точкам.
Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в
направление стрелок, формировать восприятия форм
предмета,
зрительно-двигательную
координацию.
Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний
угол, верх, низ.
11
Уметь
проводить
волнистые линии;
Уметь
пользоваться текущий
ножницами.
Знать
меры
предосторожности при
работе с ножницами.
Уметь резать строго по
линии.
Уметь
пользоваться текущий
ножницами.
Знать
меры
предосторожности при
работе с ножницами.
Уметь
вырезать
по
сложной линии контура.
Уметь ориентироваться в текущий
пространстве и на листе.
Знать понятия правый,
левый, верхний угол,
нижний угол, верх, низ.
2.11 Рисуем узор.
3.1
3.2
Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из
полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не
заходя за контур. Формировать умение анализировать и
воспроизводить образец.
Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных
размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.
Раздел 3. Буквенный период 1 этап (11 ч.)
Звук и буква А.
Учить четкому произношению звука; соотнесению звука с
буквой и символом; печатанию буквы А, написанию
элементов заглавной и строчной рукописной и печатной
буквы А; выделению звука А среди сочетаний гласных,
слогов и слов; развивать простые формы звукового
анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление,
память, оптические представления; формировать
навыки употребления существительных в косвенных
падежах.
Звук и буква У.
Познакомить с буквой У, учить соотносить звук с
буквой и символом, отрабатывать четкое произношение
звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков,
слогов и слов; определять основные признаки ягод и
грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У;
развивать у детей навык письма; тренировать детей в
понимании смысла пословиц и поговорок; развивать у
детей зрительное восприятие, память, внимание,
связную речь.
12
Уметь ориентироваться в текущий
пространстве и на листе.
Уметь
проводить
полукруглые линии.
Уметь ориентироваться в
пространстве и на листе.
Уметь рисовать колечки,
кружки разных размеров.
Уметь
пользоваться
ножницами.
Знать
меры
предосторожности при
работе с ножницами.
Уметь
вырезать
по
сложной линии контура.
Понимать
положение текущий
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
текущий
3.3
Звук и буква О.
3.4
Звук и буква Э.
3.5
Звук и буква Ы.
3.6
Звук и буква И.
Закрепить знания о гласных звуках и буквах; познакомить
детей с характеристикой и нормой произношения звука О;
учить соотносить звук с буквой и символом; развивать
навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с
детьми произведения К. И. Чуковского; формировать знания
о структуре предложений (учить подбирать предложения к
предложенным схемам); учить составлять предложения по
картинкам;
закреплять
навыки
орфографически
правильного письма и знания языковых норм языка;
развивать зрительную память, внимание, восприятие,
логическое мышление.
Познакомить со звуком и буквой Э; учить соотнесению
звука с буквой и символом; познакомить с нормой
артикуляции
звука
Э;
развивать
навыки
фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э;
формировать знания норм орфографии; тренировать в
составлении предложений с использованием глаголов
совершенного вида.
Познакомить со звуком Ы; закрепить знания о гласных
звуках; научить давать характеристику звука,
познакомить с артикуляцией звука Ы; учить соотноси ь
звук с буквой и символом; закреплять навыки подбора
и
правописания
качественных
прилагательных,
образования и дифференциации существительных
множественного числа; развивать слуховое и зрительное
внимание, фонематическое восприятие.
Познакомить со звуком и буквой И; учить
соотнесению звука с буквой и символом; познакомить
с артикуляцией и характеристикой звука И;
обогащать словарь детей словами со звуком И; развивать
навыки звукового анализа и синтеза; отрабатывать
навык употребления существительных в косвенных
падежах; развивать логическое мышление, слуховое
13
внимание и зрительное восприятие.
3.7
Буква Я.
Познакомить с буквой Я; закрепить знания о мягкости
согласных, о смягчении согласных перед гласными II
ряда; развивать навыки звуко-буквенного анализа и
синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми схемами;
закреплять знания норм орфографии: тренировать в
согласовании слов в предложении;
Познакомить с буквой Ю; закрепить знания о правописании
слогов ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ; закрепить навык
употребления глаголов настоящего времени; развивать
навыки словообразования, звукового анализа и синтеза,
согласования слов в словосочетаниях; развивать логическое
мышление.
Познакомить с гласной Ё; развивать фонематическое
восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
Познакомить с гласной Е; развивать фонематическое
восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
Выявить степень усвоения детьми знаний и умений,
полученных на предыдущих занятиях.
Выработать дифференцированные движения органов
артикуляционного аппарата
3.8
Буква Ю.
3.9
Буква Ё.
3.10
Буква Е
3.11
Итоговое занятие по
теме «Гласные буквы и
звуки».
4
4.1
Раздел 4. Буквенный период 2 этап (11 ч.).
Звуки [м, м’] и буква Познакомить с согласными буквами; закрепить знания о Понимать
положение текущий
М.
твёрдости и мягкости согласных, о смягчении согласных артикуляционного
14
текущий
текущий
текущий
текущий
Понимать
положение текущий
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
4.2
Звуки [н, н’] и буква Н.
4.3
Звуки [к, к’] и буква К.
4.4
Звуки [т, т’] и буква Т.
4.5
Звуки [б, б’] и буква Б.
4.6
Звуки [г, г’] и буква Г.
4.7
Звуки [л, л’] и буква Л.
4.8
Звуки [с, с’] и буква С.
перед
гласными
II
ряда;
развивать
навыки
звукобуквенного анализа и синтеза; учить соотнесению
слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм
орфографии: тренировать в согласовании слов в
предложении.
Формировать умение различать на слух и в собственном
произношении твердые и мягкие согласные звуки.
Развивать фонематический слух.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивать память, воображение.
Развивать
временные
и
пространственные
представления.
Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Звуки [ф, ф’] и буква
Ф.
4.10 Звуки [х, х’] и буква Х.
текущий
4.11 Итоговое занятие по
твёрдые
и
мягкие
согласные.
5
Раздел 5. Буквенный период 3 этап (10 ч.)
5.1 Звуки [р, р’] и буква Р. Познакомить с согласными буквами; закрепить знания о
твёрдости и мягкости согласных, о смягчении согласных
гласными
II
ряда;
развивать
навыки
5.2 Звуки [п, п’] и буква П. перед
звукобуквенного анализа и синтеза; учить соотнесению
слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм
5.3 Звуки [з, з’] и буква З.
орфографии: тренировать в согласовании слов в
5.4 Звуки [в, в’] и буква В. предложении.
Формировать умение различать на слух и в собственном
произношении твердые и мягкие согласные звуки.
5.5 Звук и буква Ж.
Развивать фонематический слух.
текущий
4.9
текущий
15
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
Понимать
положение
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
5.6
Звуки [д, д’] и буква Д.
5.7
Звуки [р, р’] и буква Р.
5.8
Звук и буква Й.
5.9
Буква Ъ.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивать память, воображение.
Развивать
временные
и
пространственные
представления.
Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
7.2
7.3
текущий
текущий
текущий
5.10 Слова с
разделительным Ь.
6
Раздел 6. Буквенный период 4 этап (4 ч.)
6.1 Звук и буква Щ.
Познакомить детей с буквами занятия; научить детей
сравнивать буквы ш – щ – ц по начертанию,
дифференцировать буквы занятия изолированно, в
6.2 Звук и буква Ц.
слогах,
словах;
научить
детей
образовывать
существительные при помощи суффикса -ИЩ- ;
развивать у детей зрительное внимание, восприятие,
6.3 Звук и буква Ш.
умение образовывать существительные от глаголов,
кинестетические
ощущения;
способствовать
преодолению кинетических нарушений у детей.
6.4 Итоговое занятие
7
7.1
текущий
Раздел 7. Дифференциация звонких и глухих парных согласных (7 ч.)
Дифференциация Б – П Учить
различать
звуки,
имеющие
акустикоизолированно, в слогах, артикуляционное сходство на слух, в собственном
слове.
произношении и на письме.
Дифференциация В – Ф
изолированно, в слогах,
в слове.
Дифференциация Г – К
изолированно, в слогах,
в слове.
16
текущий
Знать
и
различать текущий
оптически
похожие
буквы на письме.
Уметь
образовывать текущий
существительные.
текущий
текущий
Понимать
сравнение текущий
звуков
по
артикуляционным
и
акустическим признакам. текущий
Выполнять задания на
развитие
фонематического
текущий
восприятия.
Научиться
7.4
7.5
7.6
7.7
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
9
9.1
9.2
Дифференциация Д – Т
изолированно, в слогах,
в слове.
Дифференциация Ж –
Ш изолированно, в
слогах, в слове.
Дифференциация З – С
изолированно, в слогах,
в слове.
Итоговое занятие по Проверить уровень знаний учащихся.
теме «Звонкие и глухие
согласные».
Раздел 8. Предложение (4 ч.)
Обозначение
границ Формировать умение правильно оформлять границы
предложения.
предложения в устной и письменной речи, выделять
законченные предложения из сплошного текста.
Выделение
умение
распространять
простое
предложений из текста. Формировать
двусоставное предложение.
Дополнение
предложений
с
помощью вопросов и
слов для справок.
Упражнения в чтении и
письме
слов
по
пройденному
материалу.
Раздел 9. Обследование (4 ч.)
Фронтальное
Грибова,
О.
Е.
«Технология
организации
обследование
логопедического обследования».
Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
карты».
Фронтальное
обследование
17
произношению
звуков текущий
изолированно,
слогах,
словах и предложении.
текущий
текущий
текущий
Иметь представление о
предложении.
Уметь
отличать
предложение от набора
слов.
Уметь
определять
границы предложения.
Уметь
письменно
оформлять текст.
текущий
текущий
текущий
текущий
Выполнять задания на итоговое
повторение слогов, слов,
предложений.
Уметь.
называть
предметные, сюжетные итоговое
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
Название раздела,
темы логопедического
занятия
2 класс (68 часов)
Содержание
Раздел 1. Обследование речевого развития (4 ч.)
Изучение медицинских Грибова,
О.Е.
«Технология
организации
карт, сведения о семье логопедического обследования».
ребенка,
данных
о Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
речевом развитии.
карты».
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи, слоговой
структуры
слова,
словарного
запаса,
импрессивной
речи,
экспрессивной
речи,
грамматического строя
речи
Обследование чтения.
Обследование письма.
Раздел 2. Звуковой анализ (5 ч.)
Образование
звуков Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.
речи.
Наблюдение за формированием звуков речи.
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль
Выполнять задания на вводный
повторение слогов, слов,
предложений.
Уметь
называть
предметные, сюжетные
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
Понимать
положение текущий
артикуляционного
аппарата.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу.
положение текущий
Узнавание
гласного Познакомить учеников с образованием гласных 1-го Понимать
артикуляционного
звука на слух.
ряда.
аппарата.
Развивать фонематический слух.
Выполнять упражнения
и пробы по образцу
18
Дата
2.3
Согласные звуки.
2.4
Слова,
одним
звуком.
2.5
Звуковой анализ слов с Развивать фонематические процессы.
опорой на цифровой
ряд.
3.
3.1
Раздел 3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласным (7 ч.)
Дифференциация
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных
твёрдых
и
мягких звуков на слух и в произношении.
согласных
перед Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с
гласными И – Ы в помощью гласных 2-го ряда
слогах, в словах.
Дифференциация
твёрдых
и
мягких
согласных
перед
гласными А – Я в
слогах, словах
Дифференциация
твёрдых
и
мягких
3.2
3.3
Формировать
понятие
о
фонеме
как
смыслоразличительной единице языка.
Показать различие в образовании гласных и согласных
звуков.
Упражнять
в
определении
количества
и
отличающиеся последовательности звуков в слове.
согласным
19
Иметь представление о
звуковом составе слова
на
базе
развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слогозвукового состава слова
Иметь представление о
звуковом составе слова
на
базе
развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слогозвукового состава слова
Иметь представление о
звуковом составе слова
на
базе
развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слогозвукового состава слова
Понимать
сравнение текущий
звуков
по
артикуляционным
и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие
текущий
фонематического
восприятия.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах, текущий
словах и предложении
3.4
3.5
3.6
3.7
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
согласных
перед
гласными У – Ю в
слогах, словах.
Дифференциация
твёрдых
и
мягких
согласных
перед
гласными О – Ё в
слогах, в словах.
Обозначение мягкости
согласных при помощи
буквы «Е» в слогах,
словах.
Обозначение мягкости Наглядно показать количественную разницу между
согласных при помощи звуковым и буквенным составом слова.
буквы «Ь» в словах.
Итоговое занятие по Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие
теме «Твёрдые и мягкие согласные.
согласные».
Раздел 4. Слоговая структура слова (6 ч.)
Анализ односложных Развивать умение анализировать слоговую структуру
слов.
слова.
преобразовывать
двусложные
слова
в
Анализ
двусложных Учить
трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части
слов.
Анализ
трёхсложных слова.
слов.
Деление на слоги слов Упражнять в нахождении слогов со стечением
со
стечением согласных в слове.
согласных.
Определение ударного Учить определять ударный слог.
слога в словах.
Закрепление
Закрепить умение распознавать ударную и безударную
пройденного материала гласную в слове и обосновывать своё мнение. Закрепить
умение определять ударный слог.
20
текущий
текущий
текущий
текущий
Иметь представление о
звуковом составе слова
на
базе
развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слогозвукового состава слова
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
Раздел 5. Дифференциация звонких и глухих парных согласных (7 ч.)
Дифференциация Б – П Учить
различать
звуки,
имеющие
акустиков слогах, словах.
артикуляционное сходство на слух, в собственном
Дифференциация В – Ф произношении и на письме.
в слогах, в словах.
Дифференциация Г – К
в слогах, в словах.
Дифференциация Д – Т
в слогах, в словах.
Дифференциация Ж –
Ш в слогах, в словах.
Дифференциация З – С
в слогах, в словах.
Итоговое занятие по Проверить уровень знаний учащихся.
теме «Звонкие и глухие
согласные».
Раздел 6. Дифференциация согласных (6 ч.)
Дифференциация С – Ц Учить различать данные звуки, сопоставляя их по
в слогах, словах.
акустическим и артикуляционным признакам, на слух и
Дифференциация Ч – Ц в произношении.
в слогах, словах.
Дифференциация Ч –
Щ в слогах, словах.
Дифференциация Ш –
Щ в слогах, словах.
Дифференциация И – Й
изолированно
и
в
словах.
Закрепление
пройденного материала
Раздел 7. Дифференциация сонорных согласные (2 ч.)
21
Понимать
сравнение
звуков
по
артикуляционным
и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие
фонематического
восприятия.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах,
словах и предложении
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Понимать
сравнение
звуков
по
артикуляционным
и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
развитие
фонематического
восприятия.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах,
словах и предложении
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
7.1
7.2
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
9.
9.1
9.2
Дифференциация
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать Понимать
сравнение текущий
согласных Р – Л в на слух и в произношении.
звуков
по
слогах, словах.
артикуляционным
и
акустическим признакам.
Выполнять задания на
Дифференциация
развитие
согласных Р – Л в
фонематического
предложении.
восприятия.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах,
словах и предложении
Раздел 8. Дифференциация свистящих и шипящих согласных (4 ч.)
Дифференциация С – Учить
различать
звуки,
имеющие
акустико- Понимать
сравнение текущий
Ш в слогах, словах.
артикуляционное сходство на слух и в соответственном звуков
по
артикуляционным
и
Дифференциация З – Ж произношении.
акустическим признакам.
в слогах, словах.
Выполнять задания на
Дифференциация С –
развитие
Щ в слогах, словах.
Закрепление
Закрепить умение дифференцировать свистящие и фонематического
восприятия.
пройденного материала шипящие согласные.
Научиться
произношению
звуков
изолированно,
слогах,
словах и предложении.
Раздел 9. Слова, обозначающие предметы (4 ч.)
Различение
Учить различать предметы по вопросам «Кто это?»,
одушевлённых
и «Что это?».
неодушевлённых
предметов.
Определение предмета Учить определять предмет по его составным частям.
по
названию
его
составных частей.
22
Иметь представление о текущий
том,
что
такое
«существительное».
Уметь
находить
существительное
по
вопросу, на который оно
отвечает.
9.3
9.4
10.
10.1
10.2
10.3
10.4
11
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6
Различение
слов, Закрепить умение различать слова по их отношению к Уметь
задавать
обозначающих
родовым категориям.
правильный вопрос к
обобщённые понятия.
предметам.
Уметь
обобщать
Закрепление
Иметь представление о словах, обозначающих предмет
предметы по схожему
пройденного
признаку.
материала.
Раздел 10. Слова, обозначающие действие предмета (4 ч.)
Различение животных Учить различать предметы по их действиям и
по их действиям.
группировать действия по признаку их однородности
(кто как передвигается, кто как голос подаёт).
Различение профессии Учить различать профессии людей по действиям,
людей по их действиям. которые они выполняют.
Упражнение в подборе Учить подбирать слова – действия к словам –
слов,
обозначающих предметам.
предметы, к словам,
обозначающим
действия.
Закрепление
Уметь различать слова, обозначающие действие
пройденного материала
Раздел 11. Работа с предлогами (6 ч.)
Применение предлогов Предупредить
использование
ошибочных
в речи.
словосочетаний в речи.
Предложения
с Познакомить детей с предлогами на практическом
уровне.
предлогами на, в.
Предложения
с Уточнить конкретно – пространственное значение
предлогов. Учить выделять предлоги в предложении,
предлогом с, из.
Предложения
с используя схему предложения.
предлогом от, к.
Предложения
с
предлогом над, под.
Закрепление понятия о
предлогах.
23
Иметь представление о текущий
словах-действиях.
Уметь задавать вопросы
к слова-действиям.
Уметь
графически
изображать
словадействия
Иметь представление о текущий
предлогах.
Уметь
правильно текущий
употреблять предлоги в
речи.
Уметь
определять
предлоги в тексте.
Уметь
подбирать
предлоги по смыслу.
Знать
конкретнопространственные
свойства предлогов.
12.
12.1
12.2
12.3
12.4
12.5
12.6
13.
13.1
13.2
13.3
14.
14.1
14.2
Раздел 12. Предложение (6 ч.)
Обозначение
границ Формировать умение правильно оформлять границы
предложения.
предложения в устной и письменной речи.
Составление
Учить составлять грамматически верное предложение.
предложений из слов,
данных
в
нужной
форме вразбивку.
Сложное предложение. Познакомить
детей
со
сложносочинённым
предложением с союзом «а»).
Интонационная
Формировать представление об интонации. Упражнять
законченность
детей в правильном интонационном оформлении
предложения.
различных видов предложений.
Интонационная
законченность
предложения.
Закрепление
Закрепить знания о предложении.
пройденного
материала.
Раздел 13. Текст (3 ч.)
Ознакомление
с Формировать умение отличать текст от группы
признаками текста.
предложений.
Формировать умение устанавливать последовательность
предложений в тексте.
Пересказ текста по Формировать умение составлять ответ на вопрос,
вопросам.
учитывая связь предложений в тексте.
Составление рассказа Учить выделять части в рассказе, последовательно
по серии картинок.
излагать текст.
Раздел 14. Обследование (4 ч.)
Фронтальное
Грибова О. Е. «Технология организации
обследование
логопедического обследования».
Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
Фронтальное
карты».
обследование
24
Иметь представление о текущий
предложении.
Уметь
отличать
предложение от набора
слов.
Уметь
определять
границы предложения.
Уметь
письменно
оформлять текст.
Иметь представление о текущий
тексте.
Уметь
правильно
и
последовательно
излагать текст.
Уметь
устанавливать
связь между частями
текста.
4 ч.
Выполнять задания на итоговый
повторение слогов, слов,
предложений.
Уметь
называть
14.3
14.4
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
Фронтальное
обследование
Фронтальное
обследование
Название раздела,
темы логопедического
занятия
предметные, сюжетные
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
3 класс (68 часов)
Содержание
Раздел 1. Обследование речевого развития (4 ч.)
Изучение медицинских Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического
карт, сведения о семье обследования».
ребенка,
данных
о Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
речевом развитии.
карты».
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи, слоговой
структуры
слова,
словарного
запаса,
импрессивной
речи,
экспрессивной
речи,
грамматического строя
речи
Обследование чтения.
Обследование письма.
Раздел 2. Звуки речи (3 ч.)
Звуки и буквы. Алфавит. Развивать фонематический слух.
Формировать
понятие
о
фонеме
как
смыслоразличительной единице языка.
Гласные звуки и буквы.
Показать различие в образовании гласных и согласных
звуков.
25
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль
Выполнять задания на вводный
повторение
слогов,
слов, предложений.
Уметь
называть
предметные, сюжетные
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
Чтение букв, слогов,
слов,
предложений,
текстов.
Письмо букв, слогов,
слов,
предложений,
текстов.
Знать
различие
в текущий
понятиях
«звук»
и
«буква».
Знать
способ текущий
образования
гласных
Дата
2.3
Согласные
буквы.
3.
3.1
Раздел 3. Слоговая структура слова (3 ч.)
Анализ
двухсложных Развивать умение анализировать слоговую структуру
слов.
слова.
преобразовывать
двусложные
слова
в
Анализ
трёхсложных Учить
трёхсложные.
Закрепить
понятие
о
слоге
как
части
слова.
слов.
Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных
Слогообразующая роль в слове.
гласных.
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
звуки
и Упражнять
в
определении
последовательности звуков в слове.
Развивать фонематический слух.
количества
и звуков.
текущий
Знать
различие
в
образовании гласных и
согласных звуков.
Раздел 4. Ударение (2 ч.)
Ударение.
Развивать умение анализировать слоговую структуру
Ударные и безударные слова.
гласные.
Учить
преобразовывать
двусложные
слова
в
трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.
Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных
в слове.
Учить определять ударный слог.
Закрепление
Закрепить знания учеников об ударении в слове,
пройденного материала
слоговой структуре слова, звуках речи и предложении
Раздел 5. Предложение (8 ч.)
Предложение. Слово.
Формировать умение правильно оформлять границы
предложения в устной и письменной речи, выделять
законченные предложения из сплошного текста.
Формировать
умение
распространять
простое
двусоставное предложение.
Дифференциация
Научить соблюдать заданный порядок слов при записи
понятий
«слово», предложения;
«словосочетание»,
отличать связный текст от набора слов, словосочетаний,
«предложение», «текст». предложений и т.д.; составлять предложения из
26
Иметь представление о текущий
звуковом составе слова
на
базе
развития текущий
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слого- текущий
звукового состава слова
Иметь представление о текущий
звуковом составе слова
на
базе
развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
текущий
Знать
различие
понятиях
«предложение»
«слово».
в текущий
и
Знать,
что
такое текущий
«слово»,
«словосочетание»,
«предложение»,
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
Работа
с
деформированным
предложением.
Наблюдение
за
изменением
смысла
предложения
в
зависимости
от
перестановки слов.
Построение
предложений
с
заданным
словом
с
использованием разных
частей речи.
Установление
в
предложении причинноследственных связей.
Построение
сложноподчинённых
предложений.
Закрепление
пройденного материала.
6.
Раздел 6. Предлоги (6 ч.)
6.1
Предлоги
предложении.
6.2
Дифференциация
предлогов в-на.
6.3
Дифференциация
предлогов на-над.
6.4
Дифференциация
предлогов к-от.
7.5
Дифференциация
предлогов в-из.
заданного набора слов без пропуска членов предложения
и повторов; составлять тексты из 2—3 предложений,
связывая их между собой по смыслу и используя для
этого лексические повторы, личные местоимения,
наречия.
«текст».
текущий
Уметь
работа
с
деформированным
предложением, строить текущий
предложения;
устанавливать
причинно-следственных
связей.
текущий
текущий
текущий
текущий
в Закрепить знания о предлоге как о целом слове.
Учить различать предлоги в устной и письменной речи.
Учить пользоваться предлогами в устной и письменной
речи.
Развивать
временно-пространственные
представления.
27
Иметь представление о
предлогах.
Уметь
правильно
употреблять предлоги в
речи.
Уметь
определять
предлоги в тексте.
Уметь
подбирать
предлоги по смыслу.
Знать
конкретнопространственные
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
6.6
Итоговое занятие
теме: «Предлоги».
по
свойства предлогов.
7.
Раздел 7. Словообразование (12 ч.)
7.1
Родственные слова.
7.2
Подбор
слов.
7.3
Однокоренные слова.
7.4
Дифференциация
однокоренных
родственных слов.
Выделение
единого
корня и правописание
родственных
и
однокоренных слов.
Закрепление знаний о
приставках.
текущий
Познакомить учащихся c родственными словами.
Развитие грамматического строя.
родственных Обогащение и активизация словаря.
Знать об однокоренных текущий
и родственных словах.
Уметь
различать текущий
однокоренные
и
родственные слова.
Закрепить умение выделять корень слова, подбирать Уметь
подбирать текущий
однокоренные слова.
однокоренные слова.
Закреплять навык словообразования.
Научить различать однокоренные и родственные слова.
текущий
и Развитие звукобуквенного анализа.
и
текущий
Познакомить с приставками.
Развивать умение в нахождении приставки в словах.
временные
и
пространственные
7.7 Тренировка
в Развивать
нахождении приставки в представления. Развивать зрительное и слуховое внимание.
словах.
7.8 Образование новых слов
при помощи приставок.
Работа с антонимами.
7.9 Закрепление знаний о Познакомить с суффиксами. Объяснить значений
суффиксах.
различных суффиксов. Обогащать словарь по темам:
существительные
с
уменьшительно7.10 Обогащение словаря по профессии,
ласкательным значением.
теме «Профессии».
Уметь
образовывать текущий
новые слова с помощью
приставок;
выделять текущий
приставку в слове.
7.5
7.6
7.11 Образование
существительных
уменьшительно-
Закрепить знания
родственных
об
однокоренных
с
28
словах
текущий
Знать,
что
такое текущий
суффикс.
Уметь
образовывать текущий
новые
слова
при
помощи
суффиксов;
выделять суффикс в текущий
слове.
ласкательным
значением.
7.12 Закрепление знаний о
корне,
приставке,
суффиксе и окончании.
Формирование навыка
разбора слов по составу.
8.
Раздел 8. Слова, обозначающие предметы (7 ч.)
8.1 Слова-предметы.
Закрепить знания о словах-предметах. Обозначать
изучаемые слова при помощи схемы. Обогащение
номинативного словаря
8.2 Слова,
обозначающие Закрепить знания о понятии числа. Развивать навык
один и много предметов. словоизменения. Устранять аграмматизма в устной речи.
Тренировка в словоизменении существительных.
Развитие восприятия (зрительного, слухового).
8.3 Закрепление знаний об Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что
одушевлённых
и это?» Развивать навык словоизменения. Развивать
неодушевлённых именах внимания (слуховое, зрительное).
существительных.
8.4 Практическое
Учить определять род имени существительного, заменяя
употребление
слова-предметы подходящими по смыслу местоимением
существительных
(она). Учить определять род имени существительного,
разного рода.
заменяя слова-предметы подходящими по смыслу
местоимением (оно).
8.5 Употребление
Закрепить знания о падежах существительных.
существительных
в Учить
различать
существительные
в
форме
косвенных падежах.
именительного и винительного, родительного и
винительного падежей.
8.6 Существительные
в Учить образовывать множественное число имени
родительном
падеже существительного в родительном падеже.
единственного
и
множественного числа.
29
текущий
Иметь представление о
том,
что
такое
«существительное».
Уметь
находить
существительное
по
вопросу, на который
оно отвечает.
Уметь
задавать
правильный вопрос к
предметам.
Уметь
обобщать
предметы по схожему
признаку.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
8.7
9.
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
9.9
Итоговое занятие по Закрепить полученные знания.
теме
«Слова,
обозначающие
предметы».
Раздел 9. Слова, обозначающие действие предмета (9 ч.)
текущий
Слова,
обозначающие Закрепить знания о действиях предметов.
действие предмета.
Обогащать словарь действий.
Сопоставление
форм Развивать навык словоизменения. Развивать умения в
одного и того же подборе действия к предмету.
Научить согласовывать глагол с существительным в
глагола.
Употребление глаголов с числе, роде и во времени.
Развитие навыка словоизменения. Научить соотносить
различными
приставками (-в; -вы, -у). слов-действий с графической схемой.
Изменение
слов,
обозначающих действия,
по числам.
Изменение
слов,
обозначающих действия,
по родам.
Упражнения в подборе
слов,
обозначающих
действия,
к
словам,
обозначающим
предметы.
Согласование глагола с
существительным
в
числе.
Согласование глагола с
существительным
в
роде.
Согласование глагола с
существительным
во
времени.
Иметь представление о текущий
словах-действиях.
Уметь задавать вопросы текущий
к слова-действиям.
Уметь
графически
изображать
слова- текущий
действия.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
30
10. Раздел 10. Слова, обозначающие признак предмета 6 (ч.)
10.1 Слова,
обозначающие Развивать словарь признаков.
признак предмета.
Развивать навык подбора признаков к предмету.
Развивать навыки словоизменения и словообразования.
Развивать умение постановки вопроса к словампризнакам.
Развивать умение соотносить слов, обозначающих
признаки предметов со схемой.
10.2 Образование
Учить образовывать имена прилагательные от
относительных
существительных с помощью суффиксов.
прилагательных.
10.3 Образование
Учить
образовывать
прилагательные,
используя
прилагательных
с уменьшительно-ласкательные суффиксы.
уменьшительным
ласкательным
значением.
10.4 Подбор прилагательных Учить подбирать прилагательные, обозначающие
с
противоположным противоположные признаки (антонимы).
значением.
10.5 Подбор прилагательных, Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению
близких по значению.
(синонимы).
10.6 Итоговое занятие по Закрепить полученные знания.
теме:
«Слова,
обозначающие признак
предмета».
11. Раздел 11. Текст (4 ч.)
11.1 Работа над текстом.
Закрепление навыка установления смысловых связей
между предложениями в составе текста. Знакомство с
понятием текст, его признаками: целостностью,
законченностью. Выделение логико-смысловых связей
текста.
11.2 Восстановление
Закреплять умение устанавливать последовательность
деформированного
предложений в тексте.
31
Иметь представление о текущий
том,
что
такое
«прилагательное».
Уметь
находить
существительное
по
вопросу, на который
оно отвечает.
Уметь
задавать текущий
правильный вопрос к
предметам.
Уметь
обобщать текущий
предметы по схожему
признаку.
текущий
текущий
текущий
Иметь представление о текущий
тексте.
Уметь правильно и
последовательно
излагать текст.
Уметь
устанавливать текущий
связь между частями
текста.
текста.
11.3 Восстановление текста с Формировать умение точно употреблять слова в тексте.
пропущенными словами.
текущий
11.4 Пересказ
вопросам.
текущий
текста
по Формировать умение устанавливать связь предложений в
тексте.
12
Раздел 12. Обследование (4 ч.)
12.1 Фронтальное
Грибова,
О.
Е.
«Технология
организации
обследование.
логопедического обследования».
Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
12.2 Фронтальное
карты».
обследование.
12.3 Фронтальное
обследование.
12.4 Фронтальное
обследование.
№
1.
1.1
1.2
Название раздела,
темы логопедического
занятия
4 класс (68 часов)
Содержание
Раздел 1. Обследование речевого развития (4 ч.)
Изучение медицинских Грибова,
О.
Е.
«Технология
организации
карт, сведения о семье логопедического обследования».
ребенка,
данных
о Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
речевом развитии.
карты».
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи, слоговой
структуры
слова,
словарного
запаса,
32
Выполнять задания на итоговый
повторение
слогов,
слов, предложений
Уметь
называть
предметные, сюжетные
картинки
Выполнять инструкцию
учителя
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Контроль
Выполнять задания на вводный
повторение слогов, слов,
предложений.
Уметь
называть
предметные, сюжетные
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
Чтение букв, слогов,
Дат
а
1.3
импрессивной
речи,
экспрессивной
речи,
грамматического строя
речи.
Обследование чтения.
1.4
Обследование письма.
2.
2.1
Раздел 2. Звуки речи (4 ч.)
Звуки и буквы. Алфавит. Формировать
понятие
о
фонеме
как
смыслоразличительной единице языка.
Гласные звуки и буквы в Показать различие в образовании гласных и согласных
звуков.
простом предложении.
в
определении
количества
и
Согласные
звуки
и Упражнять
буквы
в
сложном последовательности звуков в слове на уровне простого и
сложного предложения.
предложении.
Гласные и согласные
звуки
и
буквы
в
словосочетаниях
и
предложениях.
Раздел 3. Слоговая структура слова (4 ч.)
Анализ
двухсложных Развивать умение анализировать слоговую структуру
устаревших слов.
слова.
преобразовывать
двусложные
слова
в
Анализ
трёхсложных Учить
трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.
многозначных слов.
Анализ четырёхсложных Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных
в слове.
слов.
Слогообразующая роль
гласных заимствованных
слов.
Раздел 4. Словообразование (12 ч.)
Родственные слова.
Познакомить учащихся c родственными словами.
2.2
2.3
2.4.
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
слов,
предложений,
текстов.
Письмо букв, слогов,
слов,
предложений,
текстов.
33
Знать
различие
в
понятиях
«звук»
и
«буква».
Знать
способ
образования
гласных
звуков.
Знать
различие
в
образовании гласных и
согласных звуков.
текущий
Иметь представление о
звуковом составе слова
на
базе
развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза слогозвукового состава слова
текущий
Знать об однокоренных
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
Подбор
родственных Развитие грамматического строя.
слов.
Обогащение и активизация словаря.
Однокоренные слова.
Закрепить умение выделять корень слова, подбирать
однокоренные слова.
Закреплять навык словообразования.
Дифференциация
Научить различать однокоренные и родственные слова.
однокоренных
и Развитие звукобуквенного анализа.
родственных слов.
Выделение
единого Закрепить знания об однокоренных словах и
корня и правописание родственных.
родственных
и
однокоренных слов.
Закрепление знаний о Познакомить с приставками.
приставках.
Развивать умение в нахождении приставки в словах.
временные
и
пространственные
Тренировка
в Развивать
нахождении приставки в представления. Развивать зрительное и слуховое
внимание.
словах.
Образование новых слов
при помощи приставок.
Работа с антонимами.
Закрепление знаний о Познакомить с приставками.
суффиксах.
Развивать умение в нахождении приставки в словах.
временные
и
пространственные
Обогащение словаря по Развивать
представления. Развивать зрительное и слуховое
теме «Профессии».
внимание.
Образование
существительных
с
уменьшительноласкательным
значением.
Закрепление знаний о
корне,
приставке,
суффиксе и окончании.
Формирование навыка
разбора слов по составу.
34
и родственных словах.
Уметь
различать
однокоренные
и
родственные слова.
Уметь
подбирать
однокоренные слова.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
Раздел 5. Слова, обозначающие предметы (10 ч.)
Имя существительное.
Закрепить знания о словах-предметах. Обозначать
изучаемые слова при помощи схемы. Обогащение
номинативного словаря.
Одушевлённые
и Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что
неодушевленные имена это?» Развивать навык словоизменения. Развивать
существительных.
внимания (слуховое, зрительное).
Закрепление знаний об
одушевлённых
и
неодушевлённых именах
существительных.
Имя существительное в Закрепить знания о понятии числа. Развивать навык
единственном
и словоизменения. Устранять аграмматизма в устной речи.
множественном числе.
Тренировка в словоизменении существительных.
Развитие восприятия (зрительного, слухового).
Практическое
Учить определять род имени существительного, заменяя
употребление
слова-предметы подходящими по смыслу местоимением
существительных
(она). Учить определять род имени существительного,
разного рода.
заменяя слова-предметы подходящими по смыслу
местоимением (оно).
Употребление
Закрепить знания о падежах существительных.
существительных
в Учить
различать
существительные
в
форме
косвенных падежах.
именительного и винительного, родительного и
винительного падежей.
Употребление
существительных
в
косвенных падежах.
Употребление
существительных
в
косвенных падежах.
Употребление
существительных
в
косвенных падежах.
Итоговое занятие по Закрепить полученные знания.
теме
«Слова,
35
Иметь представление о
том,
что
такое
«существительное».
Уметь
находить
существительное
по
вопросу, на который оно
отвечает.
Уметь
задавать
правильный вопрос к
предметам.
Уметь
обобщать
предметы по схожему
признаку.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
обозначающие
предметы».
Раздел 6. Слова, обозначающие признак предмета (10 ч.)
Слова,
обозначающие Развивать словарь признаков.
признак предмета.
Развивать навык подбора признаков к предмету.
Развивать навыки словоизменения и словообразования.
Развивать умение постановки вопроса к словампризнакам.
Развивать умение соотносить слов, обозначающих
признаки предметов со схемой.
Согласование
имен Совершенствовать
навыки
согласования
имен
прилагательных
с прилагательных с именем существительными в роде,
именами
числе
и
падеже.
Способствовать
существительными
в формированию представления о связи согласования
роде, числе и падеже.
прилагательных с существительными.
Согласование
имен
прилагательных
с
именами
существительными
в
роде, числе и падеже.
Согласование
имен
прилагательных
с
именами
существительными
в
роде, числе и падеже.
Образование
Учить образовывать имена прилагательные от
относительных
существительных с помощью суффиксов.
прилагательных.
Образование
Учить
образовывать
прилагательные,
используя
прилагательных
с уменьшительно-ласкательные суффиксы.
уменьшительным
ласкательным
значением.
36
Иметь представление о текущий
том,
что
такое
«прилагательное».
Уметь
находить
существительное
по
вопросу, на который оно
отвечает.
Уметь
задавать текущий
правильный вопрос к
предметам.
Уметь
обобщать
предметы по схожему
признаку.
текущий
текущий
текущий
текущий
6.7
6.8
6.9
6.10
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
Образование
прилагательных
с
уменьшительным
ласкательным
значением.
Подбор прилагательных Учить подбирать прилагательные, обозначающие
с
противоположным противоположные признаки (антонимы).
значением.
Подбор прилагательных, Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению
близких по значению.
(синонимы)
Итоговое занятие по Закрепить полученные знания.
теме:
«Слова,
обозначающие признак
предмета».
Раздел 7. Слова, обозначающие действие предмета (10 ч.)
Слова,
обозначающие Закрепить знания о действиях предметов.
действие предмета.
Обогащать словарь действий.
Сопоставление
форм Развивать навык словоизменения. Развивать умения в
одного и того же подборе действия к предмету.
Научить согласовывать глагол с существительным в
глагола.
Употребление глаголов с числе, роде и во времени.
Развитие навыка словоизменения. Научить соотносить
различными
приставками (-в; -вы, -у). слов-действий с графической схемой.
Изменение
слов,
обозначающих действия,
по числам.
Изменение
слов,
обозначающих действия,
по родам.
Упражнения в подборе
слов,
обозначающих
действия,
к
словам,
обозначающим
предметы.
37
текущий
текущий
текущий
текущий
Иметь представление о текущий
словах-действиях.
Уметь задавать вопросы текущий
к слова-действиям.
Уметь
графически
изображать
слова- текущий
действия.
текущий
текущий
текущий
7.
7.1
Согласование глагола с
существительным
в
числе.
Согласование глагола с
существительным в роде.
Согласование глагола с
существительным
во
времени.
Согласование глагола с
существительным
во
времени.
Раздел 6. Предлоги (6 ч.)
Предлоги
в
предложении.
Дифференциация
предлогов в-на.
Дифференциация
предлогов на-над.
Дифференциация
предлогов к-от.
Дифференциация
предлогов в-из.
Итоговое занятие по
теме: «Предлоги».
Раздел 7. Текст (4 ч.)
Работа над текстом.
7.2
Восстановление
7.7
7.8
7.9
7.10
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
текущий
текущий
текущий
текущий
Закрепить знания о предлоге как о целом слове.
Учить различать предлоги в устной и письменной речи.
Учить пользоваться предлогами в устной и письменной
речи.
Развивать
временно-пространственные
представления.
Закрепление навыка установления смысловых связей
между предложениями в составе текста. Знакомство с
понятием текст, его признаками: целостностью,
законченностью. Выделение логико-смысловых связей
текста.
Иметь представление о
предлогах.
Уметь
правильно
употреблять предлоги в
речи.
Уметь
определять
предлоги в тексте.
Уметь
подбирать
предлоги по смыслу.
Знать
конкретнопространственные
свойства предлогов.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Иметь представление о текущий
тексте.
Уметь
правильно
и
последовательно
излагать текст.
Уметь
устанавливать
связь между частями
текста.
Закреплять умение устанавливать последовательность
текущий
38
7.3
7.4
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
деформированного
предложений в тексте.
текста.
Восстановление текста с Формировать умение точно употреблять слова в тексте.
пропущенными словами.
Пересказ
текста
по Формировать умение устанавливать связь предложений в
вопросам.
тексте.
Раздел 8. Обследование (4ч.)
Фронтальное
Грибова,
О.
Е.
«Технология
организации
обследование.
логопедического обследования».
Трубникова Н. М. «Структура и содержание речевой
Фронтальное
карты».
обследование.
Фронтальное
обследование.
Фронтальное
обследование.
39
текущий
текущий
Выполнять задания на
повторение слогов, слов,
предложений.
Уметь
называть
предметные, сюжетные
картинки.
Выполнять инструкцию
учителя.
итоговый
итоговый
итоговый
итоговый
5.3. Организация логопедической работы.
Основной формой организации коррекционного логопедического воздействия
являются логопедические занятия: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Один учитель-логопед работает с 6-12 детьми с ЗПР, имеющими речевые
нарушения.
Логопедические занятия проводятся с учащимся по расписанию, составленному с
учетом классных расписаний, во второй половине дня. По согласованию с учителем, в
исключительных случаях, логопед может брать на логопедические занятия с некоторых
уроков (кроме русского языка, математики).
На индивидуальные занятия отводится 20 минут на одного учащегося не реже двух
раз в неделю.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется по результатам
обследования и утверждается на ПМПК учреждения.
Допускается объединение перспективного планирования работы с тематическим
планированием логопедических занятий.
С учётом результатов обследования устной речи, письма и чтения составляется
тематическое планирование занятий с указанием этапа, раздела, темы занятий, их
примерного количества.
5.4. Принципы проектирования и реализации рабочих программ:
1.
Соблюдение интересов ребенка. (Решение проблем ребенка с максимальной
пользой и в интересах ребенка).
2.
Системность. (Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития).
3.
Комплексность. (Всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий).
4.
Непрерывность и поэтапность воздействия. (Помощь ребенку оказывается
до полного устранения проблемы).
5.
Вариативность. (Создание вариативных программ в зависимости от
особенностей речевого нарушения и индивидуальных особенностей личности).
6.
Обеспечение здоровье сберегающих условий. (Профилактика физических,
умственных и психических перегрузок).
7.
Социально-адаптивная и коррекционно-развивающая направленность
воздействия.
5.5. Определение эффективности логопедической работы.
Требования к результатам освоения курса конкретизируются применительно к
каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и
особыми образовательными потребностями.
Эффективность логопедической работы определяется при сравнительном анализе
результатов входящей и заключительной диагностики, показывающей позитивные
изменения, полученные на выходе.
Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за
ребенком в процессе освоения программы (отслеживание положительной динамики).
Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов
педагогов, воспитателей, классного руководителя, свидетельствующих о восполнении
пробелов в знаниях в процессе обучения, совершенствовании учебных навыков и
уменьшении частоты проявления поведенческих реакций.
40
6. Программно-методическое обеспечение.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на основе «Инструктивнометодического письма о работе учителя-логопеда» А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой
Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.
При составлении рабочих программ используются следующие методические
источники:
1.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической работы в
школе», М., Сфера, 2007 г.,
2.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда», М: Просвещение,
1991г.,
3.
Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М.,
Просвещение, 2012 г.
4.
Лебедева П.Д. «Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с
ЗПР», СПб, 2004 г.,
5.
Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции
у младших школьников с задержкой психического развития : учебное пособие. СПб, 2004.
208 с.
6.
Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями
чтения и письма» М., Аркти, 2005 г.,
7.
Ястребова А. В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений», М., Аркти, 1999 г.
7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
1.
Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12 2012 г.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. Утвержден Приказом Минобразования и науки РФ от 6. 10. 2009 г.
№373 (с изменениями на 31. 12. 2015 г.)
3.
ФГОС ООО. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17. 12.
2010 г. №1897
4.
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Минобразования и науки РФ от 19. 12. 2014 г. №1598.
5.
Приказ Минобразования и науки России №1015 от 30.08.2013 (ред. от 17.07
2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего образования».
6.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ
и классов VII вида. Начальные классы 1-4, подготовительный класс. (Русский язык. Автор
Р.Д. Тригер. Литературное чтение. Авторы: Ю. А. Костенкова, Н. А. Цыпина.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Автор: С. Г. Шевченко.) М.
Парадигма. 2012. Допущено Минобразования РФ. М. Школьная Пресса, 2005.
7.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1.
(Русский язык, литературное чтение, окружающий мир). 5-е изд., перераб. М,
«Просвещение» 2011г. (Стандарты второго поколения).
41
8.
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» Ястребова А. В., Бессонова Т. П.
М.: Когито-Центр,
1996(Издание подготовлено по заказу Министерства образования РФ)
9.
«Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда
общеобразовательного учреждения» Бессонова Т. П. М.: АПК и ППРО РФ, 2008.
10.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г. «Об
организации работы логопедического пункта образовательного учреждения».
11.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29. 12. 2010 г. №189.
42