КРЗ_с_дефектологом_ЗПР_1_4_классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
коррекционного курса
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С
ДЕФЕКТОЛОГОМ»
для обучающихся с задержкой психического развития
1-4 классы

Составитель:
учитель-дефектолог
Алферова Ю.А.

Нижнетуринский муниципальный округ
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
(вариант 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии
обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционноразвивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант7.2)
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителядефектолога.
Цель – создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция
недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:
1.
Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных
структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
2.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического
развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии).
3.
Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
4.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
5.
Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и
методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные
условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный

диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения
от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности
первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего
и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих
временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и
комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной
поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с
дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача
разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для
рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.2) могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной
нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную
адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности
вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным
пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических
процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия
составляет 20 минут.
При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных
групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно-развивающая работа с детьми с
ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения,
но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс
чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие
является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия
не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных
методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо
использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете
много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и
концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость,
устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.



Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки
памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная,
слуховая, словесно-логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных
ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять
план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в
несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в
низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для
решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на
представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е.,
визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его
направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-логическом уровне. Через решение логических задач
развивается словесно-логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к
общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно
снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и
в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и
моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с
развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки,
развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и
учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель
задает вопросы, стимулирующие мышление.


Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро
любой познавательной деятельности человека.

Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая
индивидуальные психофизиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с
ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:

правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

умение налаживать контакт с людьми;

умение соблюдать правила игры и дисциплину;

умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;

способность к саморазвитию;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

принятие установки на здоровый образ жизни;

чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатами являются:

навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

умение учиться работать в паре и в группе;

навык выполнять различные роли;

умение слушать и понимать речь сверстников;

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

умение задавать вопросы;

умение контролировать действия партнера;

использование речи для регуляции своего действия;

умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются умения:

целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

дорисовывать незаконченные изображения;

группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

различать запахи и вкусовые качества, называть их;

сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

действовать по звуковому сигналу;

адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

определять время по часам.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:

выделять существенные признаки и закономерности предметов;

сравнивать предметы, понятия;

обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;




концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
самостоятельно выполнить задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
работать в группе (при групповых формах работы).
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной),
мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с
навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Раздел
№
Тема урока
Кол-во часов
п\п
1.
Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени.
1
Диагностический
этап (входной) (4ч)
2.
Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»).
1








Коррекция и
развитие ВПФ (27ч)

3.

Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

1

4.

Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»).

1

5.

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр. «Спрячем
и найдем»).
Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

Тема «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что,
где находится?», «Положи верно»).
Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его
размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки»).
Тема «Фрукты» Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Что
больше, выше», «Толстый, тонкий»).

1

6.
7.
8.
9.

1

1
1

10.

Работа в прописях. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»).

1

11.

Тема «Овощи». Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»).

1

12.

Работа в прописях. Диагностика развития пространства, времени, цвета.

1

13.

1

16.

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые
деревья
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди и
подчеркни»).
Тема «Овощи. Фрукты». Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Поиск
предмета»).
Обозначение звуков буквами. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй»).

17.

Тема «Посуда». Развитие произвольного внимания (Упр. «Смотри на руки», «Слушай команду»).

1

18.

1

20.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Развитие сенсорного внимания (Упр.
«Исключение лишнего»).
Тема «Продукты» Развитие сенсорного внимания (Упр. «Найди два одинаковых предмета»,
«Поиск предмета»).
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

21.

Тема «Одежда». Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»).

1

22.

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

23.

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»).

1

24.

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

25.

Тема «Домашние животные». Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные»,
«Смешанный лес»).
Правописание собственных имён существительных.

1

14.
15.

19.

26.

1
1
1

1
1

1

Тема «Домашние птицы». Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг,
треугольник и квадрат»)
Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил
гол?»).
Тема «Зимующие птицы». Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни
движение»).
Слова-признаки. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»).

1

Тема «Новый год». Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на
картинке?»).
Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

33.

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие мышления. Развитие умения определять временные
категории (Упр. «Что было раньше?»).

1

34.

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

35.

Сравнение числовых выражений. Развитие мышления. Развитие умения сравнивать. (Упр.
«Назови отличительные признаки»).
Тема «Город». Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше –
ниже; упр. «Найди самый низкий забор»).
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Мой дом». Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика
«Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»).
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Как строят дома». Исследование развития соотносящих действий, подражания движениям
рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я»)
Решение примеров изученных видов.

1

27.
28.
29.
30.
31.

Диагностический
этап
(промежуточный)
(1ч)
Коррекция и
развитие ВПФ
(продолжение) (30ч)

32.

36.
37.
38.
39.
40.
41.

1
1
1

1

1
1

1

1

42.

Тема «Бытовые приборы» Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

1

43.

Сравнение числовых выражений.

1

44.

1

45.

Тема «Мебель» Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр»,
упр. «Мозаика», конструктор «Лего»)
Решение примеров на сложение и вычитание.

46.

Тема «Дикие животные севера».

1

47.

Решение простых задач.

1

48.

Тема «Дикие животные юга».

1

49.

Решение задач на одно-два действия.

1

50.

Тема «Дикие животные леса».

1

51.

Деление на две части.

1

52.

Тема «Весна».

1

53.

Деление на три части.

1

54.

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

55.

Тема «Перелетные птицы».

1

56.

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

57.

Тема «Транспорт».

1

58.

Геометрические фигуры.

1

1

Тема «Профессии» Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на
дыхании.
Сходство предметов.

1

1

62.

Тема «Насекомые». Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Голоса
природы», дыхательная гимнастика)
Тема «Лето». Диагностика моторной деятельности.

63.

Диагностика восприятия.

1

64.

Диагностика внимания.

1

Диагностика памяти.

1

Диагностика мышления.

1

59.
60.
61.

Заключительная
диагностика (4ч)

65.
66.

Раздел
Диагностический
этап (входной) (4ч)

№
п\п

1

Кол-во часов

Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай,
кого загадали»).
Диагностика развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», «Медведи разбрелись»).

1

3.

Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

1

4.

Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»).

1

5.

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.»).

1

6.

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

7.

Тема «Осень. Приметы осени».

1

1.
2.

Коррекция и
развитие ВПФ (27ч)

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Тема урока

1

1

8.

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Графический диктант.

1

9.

Тема «Фрукты». Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера»).

1

10.

Работа в прописях.

1

11.

1

12.

Тема «Овощи». Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из
фигур», «Найди похожие формы»).
Работа в прописях. Графический диктант.

13.

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, сад. Диагностика развития восприятия.

1

14.

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

1

15.

Тема «Овощи. Фрукты». Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение
действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения.
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Закрепление.

1

Тема «Посуда». Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр.
«Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»).
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

1

1

20.

Тема «Продукты». Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг –
крестик, круг – треугольник», «Ромашки – колокольчики»).
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

21.

Тема «Одежда». Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца»).

1

22.

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

23.

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»).

1

24.

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

16.
17.
18.
19.

1

1

1

1

Тема «Домашние животные». Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай
фигуры», методика «Запомни слова»).
Правописание собственных имён существительных.

1

Тема «Домашние птицы». Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов»,
«Испорченный телефон», «Повтори»).
Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

Тема «Зимующие птицы» Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные»,
«Смешанный лес»).
Слова-признаки.

1

Тема «Новый год». Традиции. Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?»,
«Что находится на картинке?»).
Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

33.

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний»,
«Найди лишнее слово»).

1

34.

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

35.

Сравнение числовых выражений.

1

36.

1

37.

Тема «Город». Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание
загадок.
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

38.

Тема «Мой дом.» Развитие умения классифицировать.

1

39.

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Диагностический
этап
(промежуточный)
(1ч)
Коррекция и
развитие ВПФ
(продолжение) (32ч)

32.

1

1

1

1

1

1

41.

Тема «Как строят дома». Развитие логического мышления (логические категории: меньшебольше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой
самое короткое платье» и т.д.).
Решение примеров изученных видов.

42.

Тема «Бытовые приборы». Диагностика развития мышления.

1

43.

Сравнение числовых выражений.

1

44.

Тема «Мебель». Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики
«Мозаика», «Обведи»).
Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Тема «Дикие животные севера». Диагностика координации движений (Упражнения «Радость»,
«Сделай, как я»).
Решение простых задач.

1

1

49.

Тема «Дикие животные юга». Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения
«Расслабление и напряжение», «Шум ветра»).
Решение задач на одно-два действия.

50.

Тема «Дикие животные леса». Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика.

1

51.

Деление на две, три части.

1

52.

Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика.

1

53.

Деление на четыре части.

1

54.

Тема «Весна идёт». Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой
театр», «Лего»).
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

40.

45.
46.
47.
48.

55.

1

1

1

1

1

Тема «Перелетные птицы». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с
помощью мимики, жестов. (Упражнения «Игра с волной»),
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Транспорт». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью
мимики, жестов. (Упражнения «Радость»).
Геометрические фигуры.

1

1

61.

Тема «Профессии». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью
мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я»)
Сходство предметов.

62.

Различие предметов.

1

63.

1

64.

Тема «Насекомые» Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью
мимики, жестов. (Упражнения «Печаль»).
Тема «Лето».

65.

Диагностика восприятия.

1

66.

Диагностика внимания.

1

Диагностика памяти.

1

Диагностика мышления.

1

56.
57.
58.
59.
60.

Заключительная
диагностика (4ч)

67.
68.

Раздел
Диагностический
этап (входной) (4ч)

№
п\п
1.

Календарно-тематическое планирование 3 класс
Тема урока
Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая
школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по
признакам»).

1

1

1

1

Кол-во часов
1

Коррекция и
развитие ВПФ (27ч)

2.

Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»).

1

3.

1

4.

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры»,
«Запомни слова», «Запомни числа»).
Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления.

5.

Тема «Моё поведение на улице».

1

6.

Манипуляция с мелкими предметами.

1

7.

Текст «Осень».

1

8.

Рисование узоров, букв и цифр.

1

9.

Тема «Осень. Жизнь людей осенью».

1

10.

Коррекция почерка.

1

11.

Тема «Огород».

1

12.

Деление слов на слоги.

1

13.

Тема «Школьный огород».

1

14.

Схема слова.

1

15.

Тема «Подготовка к зиме».

1

16.

Предложение.

1

17.

Текст «Берегите книги».

1

18.

Составление предложений.

1

1

Диагностический
этап
(промежуточный)
(1ч)
Коррекция и
развитие ВПФ
(продолжение) (32ч)

19.

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса.

1

20.

Деление предложения на слова.

1

21.

Тема «Школьная библиотека»

1

22.

Состав слова. Корень.

1

23.

Тема «Магазин».

1

24.

Состав слова. Приставка.

1

25.

Тема «Зима».

1

26.

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

27.

Тема «Домашние животные».

1

28.

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

29.

Тема «Зимующие птицы».

1

30.

Имя существительное. Число имени существительного.

1

31.

Тема «Новогодний праздник».

1

32.

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

33.

Устная и письменная нумерация чисел.

1

34.

Тема «Зима».

1

35.

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

36.

Тема «Дикие животные севера».

1

37.

Таблица умножения на 2.

1

38.

Тема «Дикие животные юга».

1

39.

Таблица умножения на 3.

1

40.

Тема «Дикие животные леса».

1

41.

Таблица умножения на 4.

1

42.

Тема «Город».

1

43.

Таблица умножения на 5.

1

44.

Тема «Дом и его части».

1

45.

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

46.

Тема «Бытовые приборы».

1

47.

Умножение на 0 и 1.

1

48.

Тема «Мебель».

1

49.

Компоненты деления и умножения.

1

50.

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса.

1

Заключительная
диагностика (4ч)

51.

Правила о порядке выполнения действий.

1

52.

Тема «Весна».

1

53.

Умножение и деление на три – четыре части.

1

54.

Тема «Перелетные птицы».

1

55.

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

56.

Тема «Профессии».

1

57.

Периметр.

1

58.

Тема «Транспорт». Классификация по видам.

1

59.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50.

1

60.

Тема «Лето».

1

61.

Правила о порядке выполнения действий.

1

62.

Тема «Насекомые».

1

63.

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

64.

Итоговая проверочная работа.

1

65.

Диагностика восприятия.

1

66.

Диагностика внимания.

1

67.

Диагностика памяти.

1

68.

Раздел
Диагностический
этап (входной) (4ч)

Календарно-тематическое планирование 4 класс
Тема урока

№
п\п

1
Кол-во часов
1

5.

Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт.
Немов Р.С.). Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспроизведение прочитанного
текста с соблюдением последовательности»).
Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» – видоизмененная методика
Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).
Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10
слов» Лурия А.Р.)
Диагностика мышления: Наглядно-действенного (Методика «Собери по образцу»); Нагляднообразного (Метод «Собери в единое целое» по представлению).
Тема «Моё поведение на улице».

6.

Манипуляция с мелкими предметами.

1

7.

Текст «Осень».

1

8.

Рисование узоров, букв и цифр.

1

9.

Тема «Осень. Жизнь людей осенью».

1

10.

Коррекция почерка.

1

11.

Тема «Огород».

1

12.

Деление слов на слоги.

1

13.

Тема «Школьный огород».

1

14.

Схема слова.

1

1.

2.
3.
4.

Коррекция и
развитие ВПФ (27ч)

Диагностика мышления.

1
1
1
1

15.

Тема «Подготовка к зиме».

1

16.

Предложение.

1

17.

Текст «Берегите книги».

1

18.

Составление предложений.

1

19.

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса.

1

20.

Деление предложения на слова.

1

21.

Тема «Школьная библиотека».

1

22.

Состав слова. Корень.

1

23.

Тема «Магазин».

1

24.

Состав слова. Приставка.

1

25.

Тема «Зима».

1

26.

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

27.

Тема «Домашние животные».

1

28.

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

29.

Тема «Зимующие птицы».

1

30.

Имя существительное. Число имени существительного.

1

31.

Тема «Новогодний праздник».

1

Диагностический
этап
(промежуточный)
(1ч)
Коррекция и
развитие ВПФ
(продолжение) (32ч)

32.

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

33.

Устная и письменная нумерация чисел.

1

34.

Тема «Зима».

1

35.

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

36.

Тема «Дикие животные севера»

1

37.

Таблица умножения на 2.

1

38.

Тема «Дикие животные юга».

1

39.

Таблица умножения на 3.

1

40.

Тема «Дикие животные леса».

1

41.

Таблица умножения на 4.

1

42.

Тема «Город».

1

43.

Таблица умножения на 5.

1

44.

Тема «Дом и его части».

1

45.

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

46.

Тема «Бытовые приборы».

1

47.

Умножение на 0 и 1.

1

48.

Тема «Мебель».

1

49.

Компоненты деления и умножения.

1

50.

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса.

1

51.

Правила о порядке выполнения действий.

1

52.

Тема «Весна».

1

53.

Умножение.

1

54.

Деление на три – четыре части.

1

55.

Тема «Перелетные птицы»

1

56.

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

57.

Тема «Профессии».

1

58.

Периметр.

1

59.

Тема «Транспорт». Классификация по видам.

1

60.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50.

1

61.

Тема «Лето».

1

62.

Правила о порядке выполнения действий.

1

63.

Тема «Насекомые».

1

Заключительная
диагностика (4ч)

64.

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

65.

Диагностика восприятия.

1

66.

Диагностика внимания.

1

67.

Диагностика памяти.

1

68.

Диагностика мышления.

1

Методическое обеспечение:
1.
Волина В. В. «Занимательное азбуковедение». М., Просвещение, 1991.
2.
Гончарова М. А., Кочурова Е. Э., Пышкало А. М. «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений,
воображения и мышления – пособие для начальных классов». М., Антал, 1995.
3.
Диагностический комплект для начальной школы.
4.
Копытова Л. Н. «Развитие пространственных представлений и образного мышления». Екатеринбург, «Форум - книга», 2007.
5.
Осипова А. А., Малашинская Л. И. «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет». М., ТЦ Сфера, 2002.
6.
Субботина Л. Ю. «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет». Ярославль: Академия развития, 2001.
7.
Субботина Л. Ю. «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет». Екатеринбург: У – Фактория, 2005.
8.
Тихомирова Л. Ф. «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет». Ярославль,: Академия развития, 2006.
9.
Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники». М., Айрис –
Пресс, Рольф, 2000.
10.
Чивикова Н. Ю. «Как подготовить ребенка к школе». М.: Рольф, 2001.
11.
Шевлякова И. Н. «Посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и
пространственного мышления у детей младшего школьного возраста». М., Генезис, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».