Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.
Рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
по коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
5-9 классы
Составитель:
Педагог-психолог
Еременко А.О.
Нижнетуринский муниципальный
округ
2025
Пояснительная записка
Цель коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного
поведения.
Задачи коррекционного курса:
1. Развитие познавательных способностей обучающихся:
- развитие сенсорных процессов; - развитие психомоторных процессов;
- развитие познавательных мотивов;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;
- развитие произвольного внимания;
- развитие самостоятельности, творческого подхода в решении задач.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы:
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства
понимания и сопереживания;
- развитие произвольности поведения;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и
окружающих;
- работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность,
самооценка);
- мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
3. Развитие коммуникативных навыков:
- обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально
приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой
ситуации, ситуации повседневного общения;
- развитие средств невербального общения;
- формирование умений сотрудничать, работать в группе;
-развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение,
поступки, качества личности, эмоции и чувства);
- обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций
(гнева, обиды, раздражения).
Общая характеристика коррекционного курса
Дети с умственной отсталостью отличаются выраженным
недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению
предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических
функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех
структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и
грамматического.
У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для
них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее
ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с
трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Ввиду
этого при обучении данной категории детей используются разнообразные
средства невербальной коммуникации.
Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью
крайне
неустойчивое,
отличается
низким
уровнем
продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость
активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного
содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная
координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в
ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое
сформированное действие в новые условия. При продолжительном и
направленном использовании методов и приемов коррекционной работы
становится заметной положительная динамика общего психического
развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной
деятельности.
Программа строится на основе дифференцированного обучения. В
структуре занятий предусматривается сочетание разных видов деятельности:
(музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.),
в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития
детей.
В основе программы лежит комплексный подход, который
предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач
из нескольких разделов программы. Это способствует целостному
психическому развитию ребенка. В ходе коррекционной работы
обеспечиваются условия для достижения обучающимися универсальных
учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным,
системным процессом, который реализуется через все предметные области,
внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность, в том числе на
психокоррекционных занятиях.
Особенность психокоррекционной работы состоит в том, что она
направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в
обучении и социализации.
Программа и содержание психокоррекционной работы в первую
очередь способствует формированию универсальных учебных умений:
Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в
ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач
и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с
коммуникативной задачей;
Умения использовать знаковые системы и символы для
моделирования объектов и отношений между ними;
Умений выполнять простейшие логические действия, сравнения,
нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять
эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять
элементарные гипотезы.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются
следующие формы и методы работы:
— индивидуальные занятия,
— игры, упражнения, этюды,
— психокоррекционные методики и технологии,
— беседы с обучающимися,
— организация деятельности (игра, труд, изобразительная,
конструирование и др.).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» является элементом Коррекционно-развивающей
области. Программа рассчитана на 340 часов. Программа для 5-9 классов
рассчитана на 68 часа в каждом классе, по 2 часу в неделю. Форма
организации психо-коррекционных занятий индивидуально-групповая.
Длительность занятий 20 минут.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:
1) сформированность основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) сформированность целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) сформированность уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметными результатами освоения коррекционного курса являются
формирование следующих умений:
5 класс
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации , переключаемости, устойчивости внимания
Формирование самостоятельности в выполнении заданий уметь
обобщать тематический материал;
Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти
Повышение уровня развития смысловой памяти
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
Находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами
анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
Обоснованно делать выводы, доказывать;
6 класс:
Минимальный уровень:
Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания
Формирование самостоятельности в выполнении заданий уметь
обобщать тематический материал;
Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять
закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Увеличение объема вербальной и зрительной памяти
Повышение уровня развития смысловой памяти
повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами
анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
Обоснованно делать выводы, доказывать;
Личностный рост обучающегося, его самореализация и определение
своего места в детском коллективе.
7 класс:
Минимальный уровень:
уметь с точностью совершать указанные движения;
осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по
инструкции;
проявлять скоординированность движений;
выполнять совместно с педагогом упражнения пальчиковой
гимнастики;
уметь обводить по трафарету; выполнять штриховку в разных
направлениях;
выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу;
выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации;
вырезать ножницами с соблюдением контура предметного
изображения;
выполнять графические диктанты по показу учителя
работать с пластилином (разминание, раскатывание, выполнение
простых форм);
выкладывать из мозаики узоры по наглядному образцу.
копировать движения и позы верхних и нижних конечностей
(упражнения по инструкции педагога);
знать названия объемных геометрических фигур;
дифференцировать цвета и оттенки;
группировать предметы по форме, цвету и величине;
сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине;
составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по
заданному признаку;
комбинировать разные формы из геометрического конструктора по
инструкции;
выделять части целого;
сравнивать 2-3 предмета, отличающихся незначительно друг от друга;
различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений);
знать словесные обозначения барических ощущений;
определять вкусовые качества продукта;
определять запах (приятный-неприятный, сладкий и т.п.);
определять тяжесть от разных предметов;
ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице);
двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о
направлении движения, пространственных заданий;
ориентироваться в школьном помещении;
ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и
горизонтально;
располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа;
знать разные временные интервалы (минута-час);
знать названия временных понятий
Достаточный уровень:
с точностью совершать указанные движения;
осуществлять согласованные движения на разные группы мышц по
инструкции; проявлять скоординированность движений;
выполнять графические задания (бордюры, узоры) по образцу;
выполнять работу в технике «объемной» и «рваной» аппликации;
вырезать ножницами с соблюдением контура предметного
изображения;
определять предметы на ощупь (форма, материал); выделять разные
свойства и качества предметов;
словесно обозначать качество предмета (гладкий, шершавый, колючий,
пушистый, холодный, тяжелый и т.д.);
копировать движения и позы верхних и нижних конечностей
(упражнения по инструкции педагога);
вербализировать собственные ощущения по наводящему вопросу
педагога;
выразительно выполнять движения по инструкции педагога.
знать названия объемных геометрических фигур;
группировать предметы по форме, цвету и величине по инструкции
педагога;
сравнивать, словесно обозначать 3-4 предмета по форме, по величине
составлять сериационные ряды по величине из 3-4 предметов по
заданному признаку;
комбинировать разные формы из геометрического конструктора по
инструкции;
выделять части целого;
собирать картинку из 5-6 деталей.
знать упражнения для профилактики и коррекции зрения
Выполнять задания на основе зрительного анализа и синтеза
предметов, состоящих из 4-5 деталей (по инструкции педагога);
находить отличительные и общие признаки на наглядном материале
(сравнение двух картинок); сравнивать 2-3 предмета, отличающихся
незначительно друг от друга;
на основе зрительной памяти запоминать (5-6 предметов);
различать зашумленные изображения предметов (4-5 изображений);
знать словесные обозначения барических ощущений;
знать способы определения тактильных ощущений.
определять вкусовые качества продукта;
определять запах (приятный-неприятный, сладкий и т.п.);
определять тяжесть от разных предметов;
понимать различия между речевыми и музыкальными звуками по
высоте тона
различать мелодии по темпу;
выполнять простые движения, соблюдая ритм.
уметь ориентироваться в пространстве (в помещение и на улице);
двигаться в заданном направлении, давать словесный отчет о
направлении движения, пространственных заданий;
ориентироваться в школьном помещении;
ориентироваться на листе бумаги, расположенном вертикально и
горизонтально;
располагать предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа;
с помощью учителя осуществлять моделирование пространственного
расположения мебели в комнате. знать разные временные интервалы
(минута-час);
знать названия временных понятий;
определять с помощью учителя время по часам
определять порядок частей суток, дней недели, месяцев.
8 класс:
Минимальный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо -родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать
помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
Достаточный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
9 класс:
Минимальный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо -родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
Достаточный уровень:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения
предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать
помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Базовые учебные действия:
Регулятивные:
определять, принимать цель, ориентироваться в выполнении задачи,
данной в определенных условиях (при направляющей помощи со стороны
педагога);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
работать по плану, осуществлять целенаправленные действия в
отношении задачи в сотрудничестве с педагогом;
контролировать процесс решения задачи и, при необходимости
исправлять ошибки (при помощи педагога);
оценивать свои действия (самостоятельно, по просьбе педагога) и
обосновывать правильность или ошибочность результата;
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного
результата;
составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
работать по плану, регламентирующему выполнение действия в
соотнесении с определенными условиями;
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и
успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять
допущенные ошибки;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные:
отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию среди
предложенных педагогом источников;
перерабатывать полученную информацию: анализировать предметы
(объекты) с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
через развернутое объяснение своих действий (при направляющей помощи
педагога);
проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по
заданным критериям;
использовать простейшие наглядные модели (предметные рисунки,
схемы, планы и др.), отражающие пространственное расположение
предметов, отношения между предметами для решения конкретных задач (с
помощью педагога).
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических
ее особенностей для последующего обобщения;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и
обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения
конкретных задач.
Коммуникативные:
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же
предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора
и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую
информацию;
адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и
регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач;
сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе:
устанавливать очерёдность действий;
осуществлять взаимопроверку;
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать
способы решения).
продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальные, индивидуальногрупповые, групповые занятия
Формы контроля: психодиагностика
Содержание коррекционно-развивающих занятий 5 класс
Входная диагностика 2 часа
Общение, виды общения (речевое и неречевое). 3 часа Упражнения,
игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон
сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот",
"Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
Развитие речи 8часов Общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова,
предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова,
вежливость. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия
("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
Внимание 6 часов Свойства внимания, внимательный и
невнимательный человек. Практические занятия и игры по изучению свойств
произвольного
и
непроизвольного
внимания:
избирательности,
сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры
проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся.
Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания
и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности:
"Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось
в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.
Память 6 часов Кратковременная и долговременная память,
запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь,
сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры
проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении
различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти
у обучающихся. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры.
Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь
запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых
связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего
понадобятся те или иные сведения. Упражнения: «Найдите фигуры»;
«Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»;
«Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»;
«Угадай по голосу»; Мышление 7 часов Развитие мышления. Развитие
операций обобщения. Упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Итоговая диагностика 2 часа
6 класс
Входная диагностика 2 часа
Эмоционально – волевая сфера. 9 часов Понятие «характер», черты
характера, тест «Мой характер». Понятие «воля», волевые качества.
Межличностные отношения. Умение общаться. Самооценка, взаимооценка.
Умение сотрудничать. Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди
путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение». Навыки саморегуляции.
Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам
саморегуляции. Элементы аутотренинга.
Коррекция и развитие внимания и памяти 13 часов
Устойчивость внимания. Упражнение на развитие внимания:
корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка»,
графический
диктант.
Распределение
внимания.
Отсроченное
воспроизведение запоминаемого. Умение слушать. Целенаправленность
действий. Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало». Развитие
зрительной памяти. Упражнение на развитие различных видов памяти:
запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно).
Развитие вербальной памяти. Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и
нарисуй», «Опосредованное запоминание». Опосредованное запоминание.
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», «Опосредованное
запоминание».
Коррекция и развитие мышления. 8 часов Наглядно-образное
мышление. Упражнение на развитие мышления: «Найди лишнее слово»,
«Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор»
(логическое мышление). Развитие операций логического мышления.
Упражнение на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай
предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор» (логическое
мышление). Умение сравнивать и обобщать. Игры «Угадай животное»
(выделение существенных признаков), Задания, требующие классификации и
сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству
букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление), игровые упражнения.
Классификация. Игры «Угадай животное» (выделение существенных
признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс
по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр»
(абстрактное мышление), игровые упражнения. Абстрагирование. Игры
«Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания,
требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по
росту, города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное
мышление).
Итоговая диагностика 2 часа
7 класс
Входная диагностика 2 часа
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 9 часов
Особенности передвижений в пространстве, с возможными направлениями
движения; местоположение одних предметов по отношению к другим и к
самому себе, ориентировка в схеме собственного тела и т.п. Произвольная
регуляции движений самим ребенком через целенаправленное выполнение
инструкций. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики,
тонких движений рук, статической и динамической координации движений
пальцев рук и отработку элементарных графических навыков
Тактильно-двигательное восприятие 5 часов Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира, развитие у тактильнодвигательных ощущений, которые возникают при последовательном
ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности,
уточнение знаний школьников о материалах, их свойствах и качествах.
Кинестетическое и кинетическое развитие 4 часа Формирование у
детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных
его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, пространстве.
Формирование представлений о схеме собственного тела формируется
исключительно на кинестетической основе. Проведение специальных
упражнений на развитие зрительномоторной координации с предметами и
без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы
тела, на координацию верхних и нижних конечностей, других частей тела
Восприятие формы, величины, цвета. Конструирование предметов 6
часов Пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах:
формо-различение, повышение цветовой чувствительности, дифференциация
слабонасыщенных цветов и их оттенков, уточнение сходства и различия;
введение в активный словарь понятий. Через
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 2 часа
Преодоление замедленности, узости восприятия снижения остроты зрения.
Выделение в объектах составляющих его частей, пропорций, своеобразие
строения; точно распознавать цвет и цветовые оттенки.
Восприятие времени 4 часа Восприятие времени с опорой на
рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал,
о последовательности основных жизненных событий их продолжительности .
Использование календарей отрывных, настольных
Итоговая диагностика 2 часа
8 класс
Входная диагностика 2 часа
Развитие и коррекция познавательной сферы 13 часов Увеличение
объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения
внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка
переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память.
Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация,
обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание 4 часа Зачем нужно знать себя? Я глазами других.
Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков 3 часа
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга.
Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен
этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 10 часов Чувства,
сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от
поведения. Формирование умения идентифицировать собственные
эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн»,
«вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости., отработка
методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.
Понятие группового давления и принятие собственного решения,
формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения.
Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт»,
отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция
агрессивности обучающихся.
Итоговая диагностика 2 часа
9 класс
Входная диагностика 2 часа
Развитие и коррекция познавательной сферы 13 часов Развитие
внимания, памяти, мышления; приобретение знаний об окружающей
действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения
правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила
построения сообщения; становление понятийного аппарата и основных
мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
расширение словарного запаса.
Самопознание. Что я знаю о себе 5 часов Формирование способности к
самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
умение определять личностные качества свои и других людей; формирование
адекватной самооценки; достоинства и недостатки; навыки осуществления
контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными
действиями;
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие 3 часа Становление
умения владеть средствами общения; формирование установок на
взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
формирование
коллективного
обсуждения
заданий;
установление
позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей,
корректно выражать свое отношение к собеседнику; способности выражения
собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 9 часов Чувства,
сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от
поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит,
анализировать
собственное
состояние;
формирование
умения
идентифицировать собственные эмоциональные состояния; понятие
зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и
эмоциональные зависимости; отработка методов противостояния внешнему
воздействию ровесников и взрослых; понятие группового давления и
принятие собственного решения; формирование навыков выражения и
отстаивания собственного мнения; поиск компромиссов, умение
противостоять групповому давлению; понятие насилия и права защищать
свои границы; формирование навыков противостояния групповому давлению
и насилию и осознание права и необходимости защищать себя; понятие
«конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций; коррекция
агрессивности обучающихся.
Итоговая диагностика 2 часа
Тематическое планирование
5 класс, 68 часов
№ Тема занятия
3
Входная диагностика
Входная диагностика
Входная диагностика
Общение, виды общения
Понимание контекстной речи
4
Чувства и эмоции
1
2
Деятельность обучающихся
Кол-во
часов
4
Психодиагностика
2
Психодиагностика
2
6
Выполняет
упражнения, 2
игровые задания на развитие
навыков
общения
и
взаимодействия:
"Карлсон
сказал",
"Литературный
пересказ", "Зеркало и обезьяна",
"Компот",
"Путаница",
"Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
Выполняет
упражнения, 2
игровые задания на развитие
навыков
общения
и
взаимодействия:
"Карлсон
сказал",
"Литературный
пересказ", "Зеркало и обезьяна",
"Компот",
"Путаница",
"Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
5 Я и другие
Выполняет
упражнения, 2
игровые задания на развитие
навыков
общения
и
взаимодействия:
"Карлсон
сказал",
"Литературный
пересказ", "Зеркало и обезьяна",
"Компот",
"Путаница",
"Взаимодействие",
"Комплимент" и т. д.
Развитие речи
16
6 Развитие связной речи
Выполняет
упражнения: 2
рассказ по плану, сюжетный
рассказ,
пересказ
с
перестройкой текста, рассказ из
личного
опыта,
самостоятельное
сочинение,
дидактические
игры
на
развитие связной речи
7 Формирование навыка выразительной Выполняет упражнения на 2
речи
отработку
правильной
артикуляции и дикции, для
развития
гибкости
голоса,
упражнения для постановки
нужной скорости чтения, темпа
и ритма, упражнения для
усвоения
норм
культуры
произношения на развитие
логической
выразительности
для работы над жестами и
мимикой
8 Составление рассказа по сюжетным Выполняет
устные
и 2
письменные
упражнения,
картинкам
учится
устанавливать
последовательность
событий,
работает
с
сюжетными
картинками
9 Составление рассказа по картине
Выполняет
устные
и 2
письменные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность событий,
работает
с
сюжетными
картинками
10 Составление предложений из заданных Выполняет
устные
и 2
письменные
упражнения,
слов
учится
устанавливать
последовательность событий,
работает
с
сюжетными
картинками
11 Развитие навыков общения
Выполняет
устные
и 2
12 Развитие навыков пересказа
13 Сочиняем и иллюстрируем сказки
Внимание
14 Коррекция и развитие устойчивости
внимания
15 Коррекция и развитие переключения
внимания
16 Коррекция и развитие распределения
внимания
17 Коррекция и развитие объема внимания
письменные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность событий,
работает
с
сюжетными
картинками
Выполняет
устные
и 2
письменные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность событий,
работает
с
сюжетными
картинками
Выполняет
устные
и 2
письменные
упражнения,
учится
устанавливать
последовательность событий,
работает
с
сюжетными
картинками
12
Выполняет упражнения на 2
развитие
устойчивости
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности
как
свойства
личности:
"Лабиринт",
"Графический
диктант",
"Корректурная
проба", "Что изменилось в
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д
Выполняет упражнения на 2
развитие
переключения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности
как
свойства
личности:
"Лабиринт",
"Графический
диктант",
"Корректурная
проба", "Что изменилось в
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д
Выполняет упражнения на 2
развитие
распределения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности
как
свойства
личности:
"Лабиринт",
"Графический
диктант",
"Корректурная
проба", "Что изменилось в
рисунках", "Путаница", "Кто
воспитаннее" и т. д
Выполняет
упражнения
на 2
развитие объема внимания и
анализ ситуаций с проявлением
внимательности как свойства
18
19
20
21
22
личности:
"Лабиринт",
"Графический
диктант",
"Корректурная проба", "Что
изменилось
в
рисунках",
"Путаница", "Кто воспитаннее"
и т. д.
Развитие наблюдательности
Выполняет
упражнения 2
«Измеряем на глазок», «Делим
на части», «Что за картина?»,
игра
«Угадай
голоса»,
«Развиваем наблюдательность»,
«Самые
наблюдательные»,
«Взвесь в руках», «Развиваем
чувство времени»
Поиск ошибок в тексте
Выполняет
письменные 2
упражнения на поиск ошибок в
тексте
Память
12
Коррекция и развитие зрительной Выполняет упражнения на 2
памяти
развитие запоминания с опорой
и
без
опоры,
обучается
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения
Выполняет
упражнения:
«Найдите
фигуры»;
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
«Телеграфисты»;
«Магнитофон»;
«Запомни
картинку»; «Угадай по голосу»
Коррекция и развитие слуховой памяти Обучается
конкретным 2
приёмам
запоминания
и
воспроизведения:
связь
запоминаемого
с
хорошо
известным
предметом,
действием, событием; - умение
находить в предметах сходство
и
различие;
установление
смысловых
связей
и
их
последовательности;
понимание того, где и для чего
понадобятся те или иные
сведения.
Выполняет
упражнения: «Кто, что и
сколько?»; «Узнай по звуку»;
«Телеграфисты»; «Магнитофон
«Угадай по голосу»;
Коррекция и развитие логической Выполняет
упражнения
на 2
памяти
и
воспроизведение
23 Запоминание
наглядного и словесного материала
24 Игровые тренинги для развития памяти
25 Использование
для
запоминания
вспомогательных средств
Мышление
26 Развитие
мышления
наглядно-действенного
развитие запоминания с опорой
и
без
опоры,
обучается
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения:
связь
запоминаемого
с
хорошо
известным
предметом,
действием, событием; - умение
находить в предметах сходство
и
различие;
установление
смысловых
связей
и
их
последовательности;
понимание того, где и для чего
понадобятся те или иные
сведения.
Выполняет
упражнения:
«Найдите
фигуры»;
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
Выполняет
упражнения 2
«Пословицы»,
«Предметы»,
«Города», «Я положил в
мешок»
Выполняет
упражнения 2
«Пословицы»,
«Предметы»,
«Города», «Я положил в
мешок», песни
Выполняет упражнения на
2
развитие запоминания с опорой
и без опоры, обучается
конкретным приёмам
запоминания и
воспроизведения. Выполняет
упражнения: «Найдите
фигуры»; «Посмотри и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»; «Узнай по звуку»;
14
Выполняет
упражнения: 2
«Найди образец»; «Отгадай
слово»;
«Продолжи
ряд»;
«Составление
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
и
запомни»;
«Придумай
предложение
с
заданным
27
28
29
30
31
32
33
34
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто больше»; «Продолжи
слово».
Развитие
наглядно-образного Выполняет
упражнения:
«Найди образец»; «Отгадай
мышления
слово»;
«Продолжи
ряд»;
«Составление
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
и
запомни»;
«Придумай
предложение
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто больше»; «Продолжи
слово».
Развитие
элементов
логического Выполняет
упражнения:
«Найди образец»; «Отгадай
мышления
слово»;
«Продолжи
ряд»;
«Составление
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
и
запомни»;
«Придумай
предложение
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто больше»; «Продолжи
слово».
Коррекция и развитие способности к Выполняет упражнения на
обобщению
сравнение предметов, «Назови
слова»,
«Назови
соседа»,
«Четвертый лишний»
Коррекция и развитие ассоциативного Выполняет упражнения «Найди
мышления
общее
название»,
«Найди
пропущенные числа», «Какой
фигуры не хватает?», «Вставь
недостающее
слово»,
«Восстанови рисунок по коду».
Развитие
мыслительных
операций Выполняет
упражнения
анализа и синтеза, установление «Анаграммы»,
«Грамматическая арифметика»,
закономерностей
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
Развитие способности к объединению
Выполняет
упражнения
«Запиши
одним
словом»,
частей в систему.
«Восстанови слова», «Проведи
аналогию», «Какой фигуры не
хватает?»,
«Восстанови
рисунок по коду».
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
Психодиагностика
Итоговая диагностика
психодиагностика
2
2
2
2
2
2
4
2
2
68
Тематическое планирование
6 класс, 68 часов
№ Тема занятия
3
Входная диагностика
Входная диагностика
Входная диагностика
Эмоционально-волевая сфера
Мой характер
4
Каскад характеров
5
Что такое воля?
6
Межличностные отношения
7
Культура общения
8
Развитие навыков самоконтроля
9
Самооценка, взаимооценка
1
2
Деятельность обучающихся
Кол-во
часов
4
Психодиагностика
2
Психодиагностика
2
18
Выполняет упражнения: работа 2
с сюжетными картинками,
выполнение
устных
и
письменных заданий, просмотр
мультфильмов
Выполняет упражнения: работа 2
с сюжетными картинками,
выполнение
устных
и
письменных заданий, просмотр
мультфильмов
Выполняет упражнения: работа 2
с сюжетными картинками,
выполнение
устных
и
письменных заданий, просмотр
мультфильмов
.
Выполняет
упражнения, 2
игровые задания на развитие
навыков
общения
и
взаимодействия:
«Литературный
пересказ»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент» и т. Д.
Выполняет
упражнения, 2
игровые задания на развитие
навыков
общения
и
взаимодействия:
«Литературный
пересказ»,
«Взаимодействие»,
«Комплимент» и т. Д.
Выполнение
задания
по 2
аналогии и сравнивание его с
образцом по элементам: узоры; - корректурные пробы с
последующей
проверкой
шифровки
. Выполнение задания по 2
аналогии и сравнивание его с
образцом по элементам: узоры; - корректурные пробы с
последующей
проверкой
шифровки
Ролевые игры, ответы на 2
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
Навыки саморегуляции
Ролевые игры, ответы на 2
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
Коррекция и развитие внимания и
26
памяти
Особенности внимания
Выполняет упражнения на 2
развитие внимания и анализ
ситуаций
с
проявлением
внимательности как свойства
личности:
«Лабиринт»,
«Графический
диктант»,
«Корректурная проба», «Что
изменилось
в
рисунках»,
«Путаница»,
«Кто
воспитаннее» и т. Д.
Коррекция устойчивости внимания
Выполняет упражнения на 2
развитие
устойчивости
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности
как
свойства
личности:
«Лабиринт»,
«Графический
диктант»,
«Корректурная
проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
Распределение внимания
Выполняет упражнения на 2
развитие
распределения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности
как
свойства
личности:
«Лабиринт»,
«Графический
диктант»,
«Корректурная
проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
Коррекция распределения внимания
Выполняет упражнения на 2
развитие
распределения
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности
как
свойства
личности:
«Лабиринт»,
«Графический
10 Умение сотрудничать
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
диктант»,
«Корректурная
проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница», «Кто
воспитаннее» и т. Д.
Умение слушать
Выполняет упражнения на
развитие
умения
слушать,
ответы
на
вопросы
по
прослушанному, рисование
Воспроизведение прочитанного текста
Выполняет упражнения на
развитие
умения
слушать,
ответы
на
вопросы
по
прослушанному, рисование
Целенаправленность действий
Выполняет упражнения
по
инструкции, алгоритму
Работа по алгоритму
Выполняет упражнения
по
инструкции, алгоритму
Коррекция и развитие зрительной Выполняет упражнения на
памяти.
развитие запоминания с опорой
и
без
опоры,
обучается
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения;
«Найдите
фигуры»;
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»
Развитие
объема
кратковременной Выполняет упражнения на
слуховой памяти.
развитие запоминания с опорой
и
без
опоры,
обучается
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения;
«Найдите
фигуры»;
«Посмотри
и
запомни»; «Что изменилось»;
«Продолжи ряд»; «Заполни
квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что
и сколько?»; «Зашифрованная
картинка»
Развитие вербальной памяти
Выполняет упражнения на
развитие вербальной памяти с
опорой и без опоры, обучается
конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения
Выполняет упражнения на
Опосредованное запоминание.
запоминание с опорой и без
опоры, обучается конкретным
приёмам запоминания и
воспроизведения
Тренинг на коррекцию памяти и Выполняет
упражнения
на
2
2
2
2
2
2
2
2
2
запоминание с опорой и без
опоры, обучается конкретным
приёмам
запоминания
и
воспроизведения
внимания
Коррекция и развитие мышления
25 Наглядно-образное мышление
26 Развитие
мышления
операций
логического
27 Развитие
и
коррекция
сравнивать и обобщать
умения
28 Развитие
и
коррекция
сравнивать и обобщать
умения
29 Развитие
и
коррекция
классифицировать
умения
30 Развитие
операций
и
коррекция
логических
31 Развитие
операций
и
коррекция
логических
16
Выполняет
упражнения: 2
«Найди образец»; «Отгадай
слово»;
«Продолжи
ряд»;
«Составление
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
и
запомни»;
«Придумай
предложение
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто больше»; «Продолжи
слово»
Выполняет упражнения: 2
«Найди образец»; «Отгадай
слово»;
«Продолжи
ряд»;
«Составление
разрезных
картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»;
«Посмотри
и
запомни»;
«Придумай
предложение
с
заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»;
«Кто больше»; «Продолжи
слово»
Выполняет упражнения на 2
сравнение предметов, «Назови
слова»,
«Назови
соседа»,
«Четвертый лишний»
Выполняет упражнения на 2
сравнение предметов, «Назови
слова»,
«Назови
соседа»,
«Четвертый лишний»
Выполняет упражнения 2
«Анаграммы»,
«Грамматическая арифметика»,
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
Выполняет
упражнения 2
«Анаграммы»,
«Грамматическая арифметика»,
«Вставь недостающее слово»,
«Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же лебедя, но
в зеркальном отражении»
Выполнение письменных и 2
устных заданий, работа с
текстами
32 Развитие
операций
и
коррекция
логических Выполнение письменных
устных заданий, работа
текстами
Итоговая диагностика
33 Итоговая диагностика
34 Итоговая диагностика
Психодиагностика
Психодиагностика
и 2
с
4
2
2
68
Тематическое планирование
7 класс, 68 часов
№ Тема занятия
1
2
3
4
5
Входная диагностика
Входная диагностика
Входная диагностика
Развитие крупной и мелкой моторики;
графомоторных навыков
Обучение целенаправленным действиям
по трехзвенной инструкции педагога
Деятельность обучающихся
Психодиагностика
психодиагностика
Кол-во
часов
4
2
2
18
Выполняет простейшие 2
задания
по
словесной
инструкции
психолога
с
последующим
речевым
воспроизведением
действия.
Три вида упражнений: - по
показу; - по памяти («Сделай
точно так, как я», «Сравни,
правильно ли сделал»); - по
словесной инструкции
Совершенствование точности мелких Координирует движения кисти 2
движений рук
руки и пальцев (удержание,
смена позы). Упражняется с
крупной мозаикой, бусами,
пуговицами,
молниями,
шнурками. Плетет косички,
рисует линии с помощью
линейки.
Сгибает
бумагу,
завязывает узлы и бантики.
Разрывает бумагу
Обводка
контуров
предметных Рисует линии, обводит по 2
изображений, штриховка
трафарету, по контуру; рисует
геометрические
фигуры,
простые
предметы,
раскрашивает,
штрихует,
рисует
геометрические
орнаменты, обводит контуры по
точкам, учится безотрывно
обводить простые и сложные
контуры; работает с линейкой,
выполняет построение линий,
отрезков,
геометрических
фигур по данным точкам
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Обводка
контуров
изображений, штриховка
предметных
Рисует линии, обводит по
трафарету, по контуру; рисует
геометрические фигуры,
простые предметы,
раскрашивает, штрихует,
рисует геометрические
орнаменты, обводит контуры по
точкам, учится безотрывно
обводить простые и сложные
контуры; работает с линейкой,
выполняет построение линий,
отрезков, геометрических
фигур по данным точкам.
Вырезание ножницами из бумаги по Вырезает
ножницами
контуру предметных изображений
предметные изображения по
контуру
Работа в технике «объемной» и Учится выполнять аппликации,
«рваной» аппликации
развивает мелкую моторику,
творческое
мышление,
внимание
Выполнение фигур оригами
Сгибание бумаги. Вырезание
ножницами прямых полос
Графический диктант
Выполняет
упражнения
по
словесной
и
зрительной
инструкции
Шнуровки
Выполняет различные виды
шнуровок,
нанизывание
бусинок
Тактильно-двигательное восприятия
Выполняет
специальные
Определение предметов на ощупь
обследующие
движения:
поглаживание,
разминание,
постукивание,
сжимание;
выделяет разные свойства и
качества – мягкие, жесткие;
крупные, мелкие; холодные,
теплые
Восприятие поверхности на ощупь с Выполняет
упражнения:
«Чудесный
мешочек»,
закрытыми глазами
«Определи на ощупь: большие
и
маленькие
предметы»,
«Догадайся, что за предмет»,
«Узнай
фигуру»,
«Собери
матрешку».
Лепка
из
пластилина: «Ощупай и слепи».
(гладкая, шершавая, колючая,
пушистая)
Работа с пластилином и глиной
Работает с пластилином и
глиной
Собирание картинок из частей пазлов
Собирает пазлы
Работа с песком и крупами
Выполняет
поделки
из
различных круп по образцу
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
Кинестетическое
и
кинетическое
развитие
17 Формирование
ощущений
от Выполняет упражнения на:
статических и динамических поз «смену положения туловища»;
«смену качества движения»;
различных частей тела
«движение
в
разных
направлениях»
и
«использование
при
этом
разных уровней пространства»
(верх, низ, середина).
18 Формирование
умения
быстро Выполняет упражнения на:
реагировать на смену поз
точное копирование движений,
«движение
в
разных
направлениях»
и
«использование
при
этом
разных уровней пространства»
(верх, низ, середина).
19 Работа над выразительностью движений Овладевает
выразительными
движениями,
приемами
расслабления, освобождения от
мышечных зажимов, снятия
напряжения и эмоционального
раскрепощения
20 Спортивные игры
Овладевает
выразительными
движениями,
приемами
расслабления, освобождения от
мышечных зажимов, снятия
напряжения и эмоционального
раскрепощения
Восприятие формы, величины, цвета.
Конструирование предметов
21 Сравнение и обозначение словом Выполняет
упражнения:
«Волшебный мел», «Назови
формы предметов
фигуры», «Каждую фигуру на
свое место», «Найди предмет
указанной формы», «Из каких
фигур состоит?»
22 Комбинирование разных форм из Конструирует
из
геометрического конструктора
геометрических форм
23 Сравнение и обозначение словом Классифицирует предметы и их
величины разных предметов по двум изображения
по
форме
параметрам
(длинный и широкий, узкий и
короткий)
24 Составление сериационных рядов по Складывает
разрезные
картинки:
«Половинки»,
величине из 4-5 предметов
«Собери картинку», работает с
сериационными рядами
25 Группировка
предметов
по Учится
классифицировать,
самостоятельно выделенному признаку
группировать
26 Составление сериационного ряда из 4-5
Складывает
разрезные
кругов разной насыщенности одного
картинки:
«Половинки»,
«Собери картинку», работает с
цвета
8
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
сериационными рядами
Развитие зрительного восприятия и
зрительной памяти
27 Нахождение отличительных и общих Выполняет упражнения на:
признаков на наглядном материале
развитие восприятия формы
предметов,
соотнесение
предметов
по
величине:
«Веселые фигуры», «Отгадай
фигуру», «Дорисуй фигуры»,
«Сравни по длине, ширине,
высоте».
Обследование
предметов, состоящих из 3-4
деталей,
по
инструкции
педагога.
28 Сравнение
трех
предметов, Выполняет упражнения на:
отличающихся
незначительными сравнение формы предметов,
качествами и свойствами
соотнесение
предметов
по
величине: «Веселые фигуры»,
«Отгадай фигуру», «Дорисуй
фигуры», «Сравни по длине,
ширине, высоте» Обследование
предметов, состоящих из 3 – 4
деталей,
по
инструкции
педагога.
Восприятие времени
29 Длительность временных интервалов
Учится
ориентироваться
в
частях суток (утро, день, вечер,
ночь). Выполняет упражнения
на «Сутки». Дидактическая
игра
«Части
суток».
Последовательность
событий
(смена
времени
суток).
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
30 Сутки. Неделя. Месяц.
Учится ориентироваться
в частях суток (утро, день,
вечер,
ночь).
Выполняет
упражнения
на
«Сутки».
Дидактическая игра «Части
суток».
Последовательность
событий (смена времени суток).
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
31 Времена года
Учится ориентироваться во
временах
года,
определяет
признаки
времен
года.
Последовательность событий
(смена
времени
суток).
4
2
2
8
2
2
2
32 Времена года
Итоговая диагностика
33 Итоговая диагностика
34 Итоговая диагностика
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
Учится ориентироваться во 2
временах
года,
определяет
признаки
времен
года.
Последовательность
событий
(смена
времени
суток).
Дидактические
игры
и
упражнения: «В какое время
суток это бывает?», «День и
ночь»
4
Психодиагностика
2
психодиагностика
2
Тематическое планирование
8 класс, 68 часов
№
1
2
3
4
5
6
Тема занятия
Деятельность обучающихся
Входная диагностика
Входная диагностика
Психодиагностика
Входная диагностика
Психодиагностика
Развитие и коррекция познавательной
сферы
Увеличение
объема
внимания
и
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
наблюдательности
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Увеличение
уровня
распределения
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
внимания
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Усиление концентрации и устойчивости
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
внимания
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Тренировка переключения внимания
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Кол-во
часов
4
2
2
26
2
2
2
2
7
8
9
10
11
12
13
14
Коррекция различных видов внимания
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Коррекция зрительной памяти
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Коррекция слуховой памяти
Рисование,
раскрашивание,
работа
с
сюжетными
картинками
выполнение
устных
и
письменных заданий, работа с
мозаикой, паззлами
Развитие ассоциативной памяти
Ролевые игры, ответы на
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
Коррекция различных видов памяти
Ролевые игры, ответы на
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
Развитие
мыслительных
навыков:
Ролевые игры, ответы на
классификация и обобщение
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
Развитие
мыслительных
навыков:
Ролевые игры, ответы на
классификация и обобщение
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
Причинно-следственные отношения
Ролевые игры, ответы на
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
2
2
2
2
2
2
2
2
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
просмотр мультфильмов
Причинно-следственные отношения
Ролевые
игры, 2
ответы на вопросы, рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и
письменных
заданий,
просмотр мультфильмов
самопознание
8
Закрепление знаний о своем теле
Ролевые игры, ответы на 2
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и письменных заданий
Развитие навыков самопознания
Ролевые игры, ответы на 2
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и письменных заданий
Развитие представлений
о своих
Ролевые игры, ответы на 2
возможностях
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и письменных заданий
Формирование
навыка
уверенного
Ролевые игры, ответы на 2
поведения
вопросы,
рисование,
раскрашивание,
обсуждение,
работа
с
сюжетными
картинками выполнение устных
и письменных заданий
6
Развитие
и
совершенствование
коммуникативных навыков
Ролевые игры, анализ 2
Коррекция и развитие навыков общения
мультфильмов,
работа
с
ситуационными картинками
Развитие умения вступления в контакт
Ролевые
игры, 2
анализ мультфильмов, работа с
ситуационными картинками
Поведение в общественных местах
Ролевые игры, анализ 2
мультфильмов,
работа
с
ситуационными картинками
Развитие и коррекция эмоционально20
волевой сферы
Расширение знаний о чувствах и
Ролевые игры, анализ 2
эмоциях
мультфильмов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение письменных и
устных заданий
Формирование умения выражать свои
Ролевые игры, анализ 2
мультфильмов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных
и
устных заданий
Формирование
потребности
в
Ролевые
игры,
саморегуляции
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных и устных заданий
Развитие представлений об опасности
Ролевые игры, анализ
вредных привычек
мультфильмов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение письменных и
устных заданий
Формирование
представлений
об
Ролевые игры, анализ
ответственности и доверии
мультфильмов и рассказов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных и устных заданий
Формирование умения контролировать
Ролевые игры, работа с
свое поведение
ситуационными
картинками,
выполнение письменных и
устных заданий
Формирование умения контролировать
Ролевые игры, работа с
свое поведение
ситуационными
картинками,
выполнение письменных и
устных заданий
Конфликт. Развитие умения выходить
Ролевые игры, анализ
из проблемной ситуации
мультфильмов и рассказов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных и устных заданий
Конфликт. Развитие умения выходить
Ролевые игры, анализ
из проблемной ситуации
мультфильмов и рассказов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных и устных заданий
Конфликт. Развитие умения выходить
Ролевые игры, анализ
из проблемной ситуации
мультфильмов и рассказов,
работа
с
ситуационными
картинками,
выполнение
письменных и устных заданий
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
Психодиагностика
Итоговая диагностика
Психодиагностика
чувства
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
68
Тематическое планирование
9 класс, 68 часов
№
Тема занятия
Деятельность обучающихся
Кол-во
часов
1
2
3
Входная диагностика
Входная диагностика
Входная диагностика
Развитие и коррекция познавательной
сферы
Коррекция
внимания,
памяти,
мышления
4
Коррекция
мышления
внимания,
памяти,
5
Коррекция
мышления
внимания,
памяти,
6
Коррекция восприятия
7
Развитие воображения
8
Приобретение
способствующих
социальных навыков
знаний,
улучшению
психодиагностика
Психодиагностика
Выполнение письменных и
устных упражнений, Закрась по
образцу», «Закрась по цифрам»,
проговаривание
маршрута,
«Узоры
по
клеточкам»,
«Раскрась
правильно»,
«расставь
слова»,
«срисуй
фигуры», «найди одинаковые»
Выполнение письменных и
устных упражнений, Закрась по
образцу», «Закрась по цифрам»,
проговаривание маршрута,
«Узоры по клеточкам»,
«Раскрась правильно»,
«расставь слова», «срисуй
фигуры», «найди одинаковые»
Выполнение письменных и
устных упражнений, Закрась по
образцу», «Закрась по цифрам»,
проговаривание
маршрута,
«Узоры
по
клеточкам»,
«Раскрась
правильно»,
«расставь
слова»,
«срисуй
фигуры», «найди одинаковые»
Выполнение письменных и
устных упражнений, Закрась по
образцу», «Закрась по цифрам»,
проговаривание
маршрута,
«Узоры
по
клеточкам»,
«Раскрась
правильно»,
«расставь
слова»,
«срисуй
фигуры», «найди одинаковые»
Выполнение письменных и
устных упражнений, Закрась по
образцу», «Закрась по цифрам»,
проговаривание
маршрута,
«Узоры
по
клеточкам»,
«Раскрась
правильно»,
«расставь
слова»,
«срисуй
фигуры», «найди одинаковые»
Рассказ по картинкам,
Составление плана действий
при
помощи
графических
символов,
Составление
программы
действий
на
учебном материале (решение
примеров, задач, выполнение
4
2
2
24
2
2
2
2
2
2
9
Приобретение
способствующих
социальных навыков
знаний,
улучшению
10
Приобретение
способствующих
социальных навыков
знаний,
улучшению
11
Формирование
развернутой
монологической и диалогической речи
Формирование
развернутой
монологической и диалогической речи
Становление понятийного аппарата и
основных мыслительных операций:
анализа,
синтеза,
сравнения
и
обобщения.
12
13
14
Становление понятийного аппарата и
основных мыслительных операций:
анализа,
синтеза,
сравнения
и
обобщения.
15
Становление понятийного аппарата и
основных мыслительных операций:
упражнений,
состоящих из
нескольких действий)
Рассказ
по
картинкам,
Составление плана действий
при
помощи
графических
символов,
Составление
программы
действий
на
учебном материале (решение
примеров, задач, выполнение
упражнений, состоящих из
нескольких действий
Рассказ по картинкам,
Составление плана действий
при
помощи
графических
символов,
Составление
программы
действий
на
учебном материале (решение
примеров, задач, выполнение
упражнений, состоящих из
нескольких действий)
Рассказ по картинкам, пересказ,
ответы на вопросы
Рассказ по картинкам, пересказ,
ответы на вопросы
Выполнение
упражнений
«Опиши картинку», «Повторяй
за мной». «Группировка слов»,
«Свяжи пару», «Ассоциации»,
«Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам,
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
словесно
–
логического
мышления.
Развитие
логического
мышления:
абстрагирование, установление
закономерностей.
Выполнение
упражнений
«Опиши картинку», «Повторяй
за мной». «Группировка слов»,
«Свяжи пару», «Ассоциации»,
«Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам,
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
словесно
–
логического
мышления.
Развитие
логического
мышления:
абстрагирование, установление
закономерностей
Выполнение
упражнений
«Опиши картинку», «Повторяй
2
2
2
2
2
2
2
анализа,
синтеза,
обобщения.
16
17
18
19
20
21
22
23
сравнения
Самопознание. Что я знаю о себе.
Формирование
способности
самопознанию
и за мной». «Группировка слов»,
«Свяжи пару», «Ассоциации»,
«Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам,
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
словесно
–
логического
мышления.
Развитие
логического
мышления:
абстрагирование, установление
закономерностей.
10
к Выполнение
задания
по 2
аналогии и сравнивание его с
образцом по элементам: узоры; - корректурные пробы с
последующей
проверкой
шифровки
Формирование адекватной самооценки Выполнение
задания
по 2
аналогии и сравнивание его с
образцом по элементам: узоры; - корректурные пробы с
последующей
проверкой
шифровки
Достоинства и недостатки
Анализ
видеороликов, 2
выполнение письменный и
устных заданий
Овладение
контрольно-оценочными
Составление плана проверки
2
действиями
задания; Выполнение задания
по аналогии и сравнивание его
с образцом по элементам: узоры; - корректурные пробы с
последующей проверкой шифровки
Овладение
контрольно-оценочными Составление плана проверки 2
действиями
задания; Выполнение задания
по аналогии и сравнивание его
с образцом по элементам: узоры; - корректурные пробы с
последующей
проверкой
шифровки
Развитие коммуникативных навыков.
6
Я и другие
Становление
умения
владеть Ролевые игры, выполнение 2
средствами общения
устных и письменных заданий,
эмоции
Установление
позитивных Ролевые игры, выполнение 2
взаимоотношений с окружающими
устных и письменных заданий,
эмоции
Выражение собственного мнения, Ролевые игры, выполнение 2
формирование позитивного образа «Я» устных и письменных заданий,
эмоции
24
Развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы
Чувства, сложности идентификации
чувств
25
Понятия
«зависимость,
вредные привычки»
26
Отработка методов противостояния
внешнему воздействию ровесников и
взрослых
27
Понятие группового давления
принятие собственного решения
28
Формирование навыков выражения и
отстаивания собственного мнения
29
Понятие
«конфликт»,
отработка
умения выхода из конфликтных
ситуаций.
30
Понятие
«конфликт»,
отработка
умения выхода из конфликтных
ситуаций.
31
Понятие
«конфликт»,
отработка
умения выхода из конфликтных
ситуаций.
32
Понятие
«конфликт»,
отработка
умения выхода из конфликтных
ситуаций.
33
34
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
соблазн,
и
18
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа с ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Ролевые игры, выполнение
устных и письменных заданий,
работа
с
ситуационными
картинками
Психодиагностика
Психодиагностика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
68