Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«Рисование»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
5 класс
Составитель:
Илюнина К.Е.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
№
Тема предмета
Кол-во
часов
II.
1.
Здравствуй осень!
Рисование веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами
1
2.
Здравствуй осень!
Рисование веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами
Здравствуй осень!
Рисование веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами
Художники
пейзажисты.
Рисование осеннего
пейзажа
Художники
пейзажисты.
Рисование осеннего
пейзажа
1
3.
4.
5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание
Рассматривание картин
А.Рылова «Зеленый шум».
Изучение натуры образца
листьев и веток.
Рисование акварельными
красками.
Рассматривают картину.
Наблюдают красоту
природы, осеннее состояние
природы.
Различают техники работы с
акварельной и гуашевой
красками.
Работают под контролем
учителя.
Отвечают на вопросы по
картине.
Замечают особенности
красоты осенних листьев,
их цвет и разнообразие
форм.
Самостоятельно подбирают
цвета
Изображают характерные
особенности осеннего леса
с опорой на предложенный
учителем образец.
Рассматривание картин
художников пейзажистов. (И.
Левитан «Осень», А.Куинжди
«Березовая роща»).
Усвоение понятий «далекоблизко», «даль»,
«меньше размер», «больше
размер».
Рассматривают картины
художников-пейзажистов.
Усваивают понятия
«далеко», «близко».
Учатся строить рисунок с
учетом планов (дальний,
передний).
Знакомятся с понятием
«перспектива».
Выделяют этапы работы в
соответствии с
поставленной целью.
Повторяют, а затем
варьировать систему
несложных действий с
1
1
1
Дифференциация видов
деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
6.
Художники
пейзажисты.
Рисование осеннего
пейзажа
1
7.
Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом (узором)
1
8.
Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом (узором)
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
1
9.
10
11
1
1
1
Работают под контролем
учителя.
Повторение понятий «сосуд»,
«силуэт». Примеры сосудов вазы, чаши, блюда, бокалы,
тарелки и т. д.
Украшение силуэтов разных
предметов орнаментом (узором).
Выбор предмета для украшения.
Усваивают понятия: сосуд,
силуэт, узор орнамент.
Различают сосуды по
геометрическим формам.
Работают по трафаретам, под
контролем учителя.
Подбирают узор под
контролем учителя.
Рассматривание постановочного
натюрморта,
Поэтапное выполнение работы.
Компоновка.
Прорисовывание по точкам.
Форма предмета.
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов.
Рассматривают натюрморт.
Ориентируются в плоскости
листа под контролем
учителя.
Работают по шаблону.
Подбирают цвета под
контролем учителя.
Работают в совместной
деятельности с учителем.
художественными
материалами, выражая
собственный замысел.
Развивают навыки работы
карандашом и акварелью.
Различают: сосуд, силуэт,
узор орнамент.
Работают живописными
навыками с акварелью.
Овладевают навыками
сравнения, учатся
сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Работают самостоятельно.
Рассматривают натюрморт,
отвечают на вопросы
Правильно располагают
натюрморт в плоскости
листа.
Самостоятельно подбирают
цвета.
Работу выполняют
самостоятельно.
3
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом человека?
Беседа о художниках
и их картинах
Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом человека?
Беседа о художниках
и их картинах
Автопортрет.
Рисование
1
16
Автопортрет.
Рисование
1
17
Автопортрет.
Рисование
1
12
13
14
1
1
1
1
Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства портрет.
Рассматривание картины
знаменитых художников О.
Кипренский « Портрет А.
Пушкина», В. Серова «Портрет
балерины Т. Карсавиной», П.
Заболотского «Портрет поэта М.
Лермонтова».
Последовательность рисования
лица человека.
Овал лица.
Форма глаз, бровей.
Цвет лица, бровей, ресниц,
волос.
Развитие художественных
навыков при создании образа на
основе знаний простых форм.
Рассматривают картину.
Понимают, что картина —
это особый мир, созданный
художником, наполненный
его мыслями, чувствами и
переживаниями.
Усваивают понятия
«рисовать с натуры»,
«рисовать по памяти»
Рассматривают и
сравнивают картины
разных художников,
разных жанров,
рассказывать о настроении
и разных состояниях,
которые художник
передает цветом
(радостное, праздничное,
грустное, таинственное,
нежное и т. д.).
Усваивают понятие
«портрет».
Понимают, что такое
автопортрет.
Работают по шаблону.
Размечают части лица под
контролем учителя.
Изображают живописными
средствами автопортрет под
контролем учителя.
Работают графическими
материалами с помощью
линий разной толщины.
Выполняют творческое
задание согласно условиям.
Создают композицию
рисунка самостоятельно.
Подбирают необходимые
цвета для выполнения
работы.
4
18
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
1
19
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
1
Роспись гжельской
посуды
Роспись гжельской
посуды
1
23
Роспись гжельской
посуды
1
24
Беседа.
Народное искусство.
Городец
1
20
21
22
1
1
Беседа о Гжели.
Знакомство с традиционной
гжельской росписью.
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия с
гжельской росписью.
Посещение виртуальной
фабрики по изготовлению
гжельских изделий.
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для гжельского
народного искусства.
Знакомство с искусством
гжельских мастеров. Обучение
расписыванию чашки, блюдца.
Выполнение узоров гжельской
росписи
Беседа о Городце.
Знакомство с традиционной
росписью.
Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Учатся различать изделия,
знать характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с искусством
гжельских мастеров.
Различают цвета гжели.
Знакомятся с
разнообразием русских
народных промыслов.
Учатся различать изделия,
знать характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с искусством
гжельских мастеров.
Различают цвета гжели.
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета гжели.
Составляют узор под
контролем учителя.
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета гжели.
Самостоятельно
составляют узор.
Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Знакомятся с
разнообразием русских
народных промыслов.
5
25
Роспись разделочной
доски «Городец»
1
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Городец.
Обучение узнаванию изделия с
городецкой росписью.
Учатся различать изделия,
узнавать характерные
особенности Городца.
Знакомятся с городецкой
росписью.
26
Роспись разделочной
доски «Городец»
Роспись разделочной
доски «Городец»
Роспись разделочной
доски «Городец»
Роспись разделочной
доски «Городец»
1
Наносят узор на доску по
трафаретам.
Называют свойства гуаши.
Подбирают цвета под
контролем учителя
Работают под контролем
учителя.
Беседа. Народное
искусство.
Хохлома
1
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию
разделочной доски в городецком
стиле.
Беседа о Хохломе.
Знакомство с традиционной
роспись —элементами узоров
«золотой хохломы».
27
28
29
30
1
1
1
Рассматривают изделия
Хохлома.
Учатся различать изделия,
узнавать характерные
особенности Городца.
Уясняют, какие цвета
используют в городецкой
росписи.
Понимают, что такое
орнаменты.
Самостоятельно наносят
узор на доску.
Владеют навыками работы
с гуашью.
Самостоятельно подбирают
цвета.
Работу выполняют
самостоятельно.
Рассматривают изделия
Хохлома, отвечают на
вопросы.
6
31
Беседа. Народное
искусство.
Хохлома
1
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Хохлома.
Обучение узнавать изделия с
хохломской росписью
32
Роспись посуды.
Хохлома
1
33
Роспись посуды.
Хохлома
1
34
Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка
1
Продолжение знакомства с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию посуды
хохломской росписью.
35
36
1
1
Беседа о Богородской игрушке.
Знакомство с изготовлением
богородских игрушек.
Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Различают изделия, знать
характерные особенности
Хохломы.
Знакомятся с хохломской
росписью.
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета хохломы.
Составляют узор под
контролем учителя.
Уясняют, какие цвета
используют в хохломской
росписи.
Различают орнаменты,
используемые в
хохломской росписи.
Рассматривают образцы
игрушек.
Рассматривают образцы
игрушек, отвечают на
вопросы.
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета хохломы.
Самостоятельно
составляют узор.
7
37
Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка
1
Изучение древесины для
изготовления игрушек.
Изучение техники резьбы по
дереву
38
Роспись Богородской
игрушки
1
39
Роспись Богородской
игрушки
1
40
Роспись Богородской
игрушки
1
41
Роспись Богородской
игрушки
1
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию
Богородских
42
Беседа.
Скульптура
1
Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Различают изделия,
различать характерные
особенности Богородской
игрушки с помощью учителя
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета для
росписи Богородских
игрушек.
Составляют узор под
контролем учителя
Называют этапы
изготовления игрушек.
Называют породы
деревьев, для изготовления
игрушек.
Различают особенности
Богородских игрушек
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета для
росписи Богородских
игрушек.
Самостоятельно оставляют
узор
Рассматривают скульптуры
Знакомятся со скульптурой.
8
43
Беседа.
Скульптура
1
44
Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка
1
45
46
47
1
1
Знакомство со скульптурой –
статуя, памятник, статуэтка,
бюст.
Изучение художественных
материалов, используемых
скульптором.
Знакомство с работами
скульпторов
Мирон «Дискобол», И. Матрос «
Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому», Е. Янсон-Манизер
«Балерина», Ф. Шубин «Портрет
князя А. Голицина»
Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином.
Учатся различать виды
скульптур.
Знакомятся с искусством
скульпторов.
Рассматривают
скульптуры, отвечают на
вопросы.
Знакомятся со скульптурой.
Различают виды скульптур.
Знакомятся с искусством
скульпторов.
Называют художественные
материалы и инструменты
скульпторов.
С помощью учителя
повторяют свойства
пластилина.
Отщипывают, разминают и
скатывают пластилин под
контролем учителя,
Работу выполняют под
контролем учителя.
Называют свойства
пластилина.
Правильно организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила
работы с пластилином.
Выполняют задание
самостоятельно, по
инструкции.
1
9
48
Фигура человека.
Лепка
1
49
Фигура человека.
Лепка
1
50
Музеи России.
1
51
Рисование
репродукции картин
Музеев России по
выбору
Рисование
репродукции картин
Музеев России по
выбору
1
Музеи мира.
Рисование
репродукции картин
музеев мира по
выбору
1
52
53
1
Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином.
С помощью учителя
повторяют свойства
пластилина.
Отщипывают, разминают и
скатывают пластилин под
контролем учителя.
Работу выполняют под
контролем учителя.
Изучение музеев России.
Виртуальные экскурсии в
государственную Третьяковскую
галерею, музей им. Пушкина,
Эрмитаж, Русский музей.
Рисование репродукции
картины по выбору
Рассказывают о музеях по
наводящим вопросам
учителя.
Выбирают картину для
рисования.
С помощью учителя
определяют жанр картины.
Выполняют репродукцию
картины под контролем
учителя.
Рассказывают о музеях по
наводящим вопросам
учителя.
Выбирают картину для
рисования.
Изучение музеев мира,
Виртуальные экскурсии в
Национальный музей живописи
и скульптуры Прадо,
Называют свойства
пластилина.
Правильно организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила
работы с пластилином.
Выполняют задание
самостоятельно, по
инструкции.
Рассказывают о музеях.
Выбирают картину для
рисования.
Самостоятельно
определяют жанр картины.
Выполняют репродукцию
картины.
Рассказывают о музеях.
Выбирают картину для
рисования.
Самостоятельно
определяют жанр картины.
10
Музеи мира.
Рисование
репродукции картин
музеев мира по
выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции картин
музеев мира по
выбору
Книга.
Как построена книга.
1
57
Книга.
Как построена книга
1
58
Книга.
Как построена книга
1
59
Иллюстрации к
книгам
Иллюстрации к
книгам
1
54
55
56
60
Британского музея, Дрезденской
картинной галереи.
Рисование репродукции картин
по выбору в любом жанре.
С помощью учителя
определяют жанр картины.
Выполняют репродукцию
картины под контролем
учителя.
Выполняют репродукцию
картины.
Знакомство со структурой книги,
с понятием художник
иллюстратор.
Знакомство с различными
видами книг.
Изучение частей книги –
обложка, титульный лист.
Знакомство с иллюстрациями
произведений.
Изучение биографии
художников –иллюстраторов.
Размеры иллюстрация.
Практическое выполнение
иллюстраций к книгам
Рассматривают книги.
Различают виды книг.
Знакомятся с
иллюстраторами книг.
Изучают биографию
художников –
иллюстраторов с помощью
наглядности.
Называют части книги.
Различают и называют
виды книг, авторов
иллюстрация.
Изучают биографию
художников –
иллюстраторов.
Выбирают подходящую к
книге иллюстрацию под
контролем учителя.
Определяют необходимые
цвета.
Самостоятельно выбирают
подходящую к книге
иллюстрацию.
Определяют необходимые
цвета.
1
1
1
11
Иллюстрации к
книгам
Иллюстрации к
книгам
1
63
64
65
Рисование плакатов
Рисование плакатов
Рисование плакатов
1
1
1
Изучение плакатов.
Тексты - призывы.
Контрастный подбор цвета и
букв.
Подбор фона
66
67
68
Рисование открыток
Рисование открыток
Рисование открыток
1
1
1
Изучение сходства и различий
плаката и открытки.
Размер плаката и открыток.
Содержание и рисунок открыток
61
62
1
Соотносят размер
иллюстрации под контролем
учителя
Работают по трафаретам, под
контролем учителя.
Изучают плакаты, отвечают
на вопросы учителя.
Выбирают рисунок для
плаката под контролем
учителя.
Работают по трафаретам
Рисуют плакат, под
контролем учителя.
Изучают виды открыток,
кратко отвечают на вопросы
учителя.
Выбирают рисунок для
открыток под контролем
учителя.
Работают по трафаретам.
Рисуют открытки под
контролем учителя
Соотносят размер
иллюстрации
Работают в различных
художественных техниках.
Изучают плакаты, отвечают
на вопросы учителя.
Самостоятельно выбирают
рисунок для плаката
Рисуют плакат, в
различных техниках.
Изучают виды открыток,
отвечают на вопросы
учителя распространенным
предложением.
Самостоятельно выбирают
рисунок для открытки.
Рисуют открытки в
различных техниках
12