Природоведение 5 кл УО 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09.2025г. № 165 о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к федеральной адаптированной рабочей программе
основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
по природоведению
5 класс

Составитель:
учитель
Медведева Н.И.

Нижнетуринский городской округ
2025

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема предмета

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

1.

География - наука о 1ч.
природе Земли

2.

Наблюдения за из- 1ч.
менениями высоты
Солнца и погоды

3.

Явления природы.

1ч.

Введение - 5 часов
Называют, что в переводе
Формирование у обучаюозначает слово «география».
щихся
представлений об изучае- Рассказывают о первых путешественниках по плану и
мом предмете - география
опорным словам и словосочетаниям
Формирование представле- Называют основные компоний о разных временах года, ненты погоды, используя посуточном и годовом движе- мощь учителя.
нии Земли
Рассказывают от чего зависит
смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение
Солнца на небе в разное время
суток. Узнают и называют
условные знаки календаря погоды
Знакомство обучающихся с
явлениями природы, обобщение и закрепление знаний
о правилах поведения во
время грозы, сильных порывах ветра

Определяют и называют по
иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой
иллюстрации (схематические
рисунки) как вести себя во
время грозы и при сильных
порывах ветра

Достаточный уровень
Называют, что означает в переводе
слово география, рассказывают о
первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том,
как люди используют в своей жизни знания по географии
Называют основные компоненты
погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время
года.
Рисуют положение Солнца на небе
в разное время года. Составляют по
плану рассказ, какая погода
характерна для разных времен года
Называют «явления природы»,
определяют, что такое «ветер».
Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах
ветра

4–5.

Географические
2 ч.
сведения о своей
местности и труде
населения.
Экскурсия
для
наблюдения запаса
элементарных географических представлений

6.

Горизонт. Линия горизонта

1ч.

7.

Стороны горизонта

1ч.

8.

Компас и правила
пользования им

1ч.

9.

Ориентирование по 1ч.
местным признакам
природы

Знакомство с местностью, в
которой обучаются и проживают
школьники.
Формирование
умения
наблюдать за окружающей
действительностью, фиксирование и обобщение своих
наблюдений

Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях населения
своей местности. Выполняют
зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после
наблюдений, проведенных во
время экскурсии совместно с
учителем

Ориентирование на местности – 5 часов
Формирование представНаходят в словаре и зачитылений о линии горизонта,
вают, что такое горизонт, лиосновных сторонах гориния горизонта. Выделяют на
зонта
иллюстрации линию горизонта
Формирование умений пользоваться компасом, определять основные стороны горизонта
Знакомство с компасом.
Устройство. Правила пользования.
Формирование
умений ориентироваться по
компасу

Называют основные стороны
горизонты, опираясь на схему.
Рисуют схему сторон горизонта совместно с учителем
Определяют стороны горизонта по компасу, используя помощь учителя. Наклеивают
картинку компаса в тетрадь

Формирование умений ориентироваться по местным
признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации

Определяют стороны горизонта по признакам природы,
изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога

Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному
учителем.
Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе
после наблюдений, проведенных во
время экскурсии

Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия
горизонта». Называют свойства
горизонта
Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон
горизонта в тетради
Рассказывают, что такое компас и
правила пользования компасом
пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют
стороны горизонта с помощью
компаса в классе, школьном холле,
на пришкольном участке
Рассказывают, что такое компас,
для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью
компаса по местным признакам
природы

10.

Ориентирование на
местности

1ч.

11.

Рельеф
1ч.
местности, его
основные фор- мы.
Равнины,
холмы.

12.

Знакомство с фор- 1ч.
мами рельефа своей
местности
(своего
края). (Экскурсия для
обучающихся,
проживающих
в
сельской
местности)

Наблюдают за окружающей
Закрепление сформировандействительностью. Опреденых навыков ориентироваляют стороны горизонта по
ния с пользованием компаместным признакам природы,
са.
принимая помощь учителя
Продолжение формирования
умений наблюдать за окружающей действительностью,
обобщение своих наблюдений
Формы поверхности Земли – 4часов
Формирование представле- Называют основные формы
ний обучающихся о формах земной поверхности. Зарисоповерхности земного шара
вывают строение холма по образцу с указанием его частей.
Называют и показывают горы
и равнины на иллюстрациях
Обобщение и закрепление
сведений обучающихся о
родном крае. Продолжение
формирования
умения
наблюдать за окружающей
действительностью, фиксировать и обобщать свои
наблюдения

Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно
определить стороны горизонта.
Определяют стороны горизонта по
местным признакам природы, по
компасу

Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают,
чем отличаются плоские и холмистые равнины. Определяют виды
равнин по иллюстрациям и схеме.
Показывают части холма на схеме

Определяют форму рельефа Определяют форму рельефа своей
своей местности, опираясь на местности. Составляют рассказ о
схемы и иллюстрации, сов- форме рельефа своей местности
местно с учителем

13.

Овраги, их образование

1ч.

14.

Горы.
Землетрясе- 1ч.
ния. Извержения
вулканов

15

Вода в природе

1ч.

16

Родник, его образование

1ч.

Формирования представлений об образовании оврагов
и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание
бережного отношения к
родной земле

Показывают на иллюстрации
овраг, называют подписанные
части оврага, делают макет
оврага из сырого песка и глины

Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов для
сельского хозяйства с опорой на
иллюстрации, зарисовывают схему
оврага и подписывают его части.
Делают макет оврага из сы- рого
песка и глины

Продолжение формирования Составляют рассказ о горах из
представлений обучающих- предложенных учителем предся о разновидностях рельефа ложений. Лепят макет горы из
земного шара. Знакомство со пластилина.
Отвечают
на
стихийными
явлениями наводящие вопросы о стихийприроды
(землетрясение, ных явлениях в природе
извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения
Вода на Земле – 10 часов
Закрепление полученных на Приводят примеры, где встреуроках природоведения зна- чается вода в природе с опоний о воде и ее значении для рой на иллюстрации. По схеме
живых организмов и хозяй- рассказывают о круговороте
ственной деятельности чеводы в природе
ловека
Формирование элементар- Составляют рассказ по опорных представлений об обра- ным словам об образование
зовании родника
родника

Рассказывают о горах и горных
системах. Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют макет горного хребта из пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях
природы (лавина, землетрясение,
извержение вулкана)

Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают
как происходит круговорот воды в
природе по схеме
Рассказывают как накапливается
вода под землёй. Объясняют как
образовалось слово «источник».
Называют, из каких горных пород
состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои

17

Колодец,
водопро- вод

1ч.

18

Река, ее части. Гор- 1ч.
ные и равнинные
реки

Формирование элементарных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека
Знакомство с горными и
равнинными реками, их
значении в жизни человека и
его хозяйственной деятельности

По рисунку рассказывают о Рассказывают о работе водопровостроении водопровода. Из да. Называют правила охраны вопластилина делают макет ко- ды при пользовании водопроводом
лодца
Составляют предложения как
образуются реки по опорным
словам. Называют части реки,
обозначенные на схеме. Определяют по иллюстрации горную и равнинную реку

19

Использование рек.

1ч.

20

Озера.
Водохрани- 1ч.
лища. Пруды

Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление реки,
левые и правые притоки. Сравни-

вают горную и равнинную реки по
плану. Рассказывают как образуется водопад
Продолжение формирования Составляют рассказ об ис- Рассказывают об использовании
представлений обучающих- пользование рек по схеме с пресной воды рек в хозяйственной
ся об использовании при- опорой на иллюстрации
деятельности человека
родных ресурсов (пресной
воды рек) в хозяйственной
деятельности человека
Продолжение формирования По иллюстрациям и опорным Называют характерные особеннопредставлений обучающих- словам рассказывают, где об- сти озера. Рассказывают, в каких
ся о многообразии водоемов разуются озера. Называют местах образуются озёра. Зарисоземного шара. Обобщить и
различия пруда от озера, при- вывают схему озера. Рассказывазакрепить знания об озерах, нимая помощь учителя
ют, как образуются водохранилипрудах, водохранилищах
ща. Сравнивают пруд и озеро.
родного края, их использоПриводят примеры искусственных
вании в хозяйственной деяводоемов
тельности человека

21

Болота, их осушение

1ч.

22

Океаны и моря

1ч.

23

Острова и полуострова

1ч.

24

Водоемы в вашей 1ч.
местности. Охрана
вод от загрязнения

Продолжение формирования
представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и
использовании
Формирование
понятий
«океан», «море».
Знакомство обучающихся со
стихийными
явлениями
природы (шторм, цунами,
ураган)

Составляют рассказ по серии Рассказывают об образовании бокартинок «Образование бо- лот по схеме. Рассказываю, для
лот»
чего осушают болота и где используется торф
Составляют рассказ по иллю- Называют характерные особеннострациям об использовании сти морей и океанов. Сравнивают и
морей и океанов человеком
показывают на схеме окраинные и
внутренние моря. Называют отличия морской воды от пресной.
Рассказывают, что такое цунами.
По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и

Формирование
понятий Зарисовывают в тетради вместе с учителем остров, полу«остров» и «полуостров»
остров и подписывают их, делают макеты из пластилина

Продолжение формирования
представлений о родном
крае, обобщение сведений о
водоемах, их использовании.
Охрана водоемов

Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают
иллюстрации и фотографии с
изображением водоемов

План и карта – 7 часов

океанов в хозяйственной деятельности человека
Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке
находят и показывают острова,
полуострова, заливы и проливы.
Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги
Называют водоемы, которые есть в
местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для
охраны водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»

и

план 1ч.

25

Рисунок
предмета

26

План и масштаб

27

Условные
знаки 1ч.
плана местности

28

План и географиче- 1ч.
ская карта

1ч.

Формирование первоначальных представлений
обучающихся о плане, его
значении.

Знакомятся
с
понятием
«план». Зарисовывают план
предметов (ластик, кубик) по
контурным линиям. Называют
отличия плана от рисунка, используя помощь учителя
Продолжение формирования Знакомятся с понятием «маспредставлений обучающих- штаб». Составляют рассказ
ся о плане, закрепление «Люди каких профессий испредставления о масштабе.
пользуют масштаб в своей работе», по опорным словам, и
иллюстрациям

Рассказывают, что такое план и для
чего он нужен. Сравнивают
изображенные предметы на плане и
на рисунке, называя отличия. Зарисовывают в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик)
Знакомятся с понятием «масштаб».
Перечисляют профессии людей,
которым необходим план местности

Развитие умения читать
простейшие планы, знакомство с условными знаками
плана местности

Называют характерные особенности изученных понятий. Читают
рассказ, используя условные знаки
плана местности

Называют условные знаки
плана местности с опорой на
иллюстрации. Вычерчивают
простейшие знаки плана местности по образцу
Продолжение формирования Называют отличия плана от
представлений обучающих- карты, используя помощь учися о плане и его значении. теля
Знакомство обучающихся с
многообразием географических карт и их значением для
жизнедеятельности
человека

Сравнивают план города и карту.
Называют отличия плана от карты.
Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими
бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных)

29

Условные цвета фи- 1ч.
зической карты

30

Условные знаки фи- 1ч.
зической карты

31

Физическая
карта 1ч.
России.
Значение
географической карты в жизни и деятельности людей

32

Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне

1ч.

Знакомство с условными
цветами физической карты.
Обучение показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой на
условный цвет, которым
обозначены различные формы поверхности и водоемы
Продолжение формирования
представлений обучающихся о географической карте.
Знакомство с условными
знаками физической карты
Обобщение и систематизация представлений обучающихся о физической карте и
ее значении. Формирование
умений показывать на карте
заданные объекты с помощью условных цветов и знаков

По иллюстрации называют
формы земной поверхности. С
помощью учителя называют
основные цвета физической
карты

Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета,
знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные
знаки плана, цвета и условные
знаки физической карты

Соотносят условный знак фи- Называют условные цвета, знаки
зической карты с изображени- географической карты. Зарисовыем
вают в тетради условные цвета и
условные знаки физической карты

Составляют рассказ о значении физической карты в жизни
людей из предложенных учителем предложений.
Показывают на физической
карте России границу государства, крупные географические
объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на условные
цвета карты, с помощью учителя
Земной шар – 17 часов
Формирование у обучаю- Составляют рассказ о Земле,
щихся элементарных пред- Солнце и Луне из рекомендоставлений о телах Солнеч- ванных учителем предложеной системы
ний

Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с
опорой на план. Показывают на
физической карте России границу
государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты

Рассказывают, что такое Солнечная
система.
Знакомятся
с
понятиями «астрономия», «планеты»

33

Планеты

1ч.

Расширение круга элементарных представлений о
планетах Солнечной системы

Знают название 2-3 планет.
Составляют рассказ об одной
из планет, используя опорные
слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по
отношению к Солнцу, используя помощь учителя

34

Земля –
планета.
Доказательства
шарообразности
Земли.

1ч.

Формирование у обучающихся представлений о
форме Земли. Продолжение
закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей
оси и вокруг Солнца

Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону)

35

Современные
исследования
космоса

1ч.

Показывают и называют планеты
(обозначенные и подписанные) на
схеме Солнечной системы. Знают
названия до 4 планет. Называют
отличительные признаки Земли от
других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной
системы. Располагают на макете,
по образцу, планеты по отношению к Солнцу
Приводят примеры доказательства
шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как
менялись представления о форме и
размерах Земли с опорой на иллю-

страции
Продолжить формирование Называют первого космонавта. Рассказывают о первом полете Ю.
представлений обучающих- Составляют рассказ из пред- А. Гагарина в космос
ся об освоении космоса в XX ложенных учителем предлои XXI веках
жений о первом полете в космос

36

Глобус - модель 1ч.
Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности
изображения суши и
воды на глобусе

Формирование представлений обучающихся о форме
Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на
глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об
условных цветах физической карты

Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку
глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора. Лепят макет глобуса из
пластилина

Рассказывают о строении глобуса.
Показывают на глобусе полюса,
линию экватора, южное и северное
полушария. Лепят из пластилина
модель Земли, обозначают на ней
полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные
формы поверхности (с опорой на
цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков
Определяют, какими цветами
изображена поверхность Земли на
карте полушарий. Рассматривают
условные знаки карты полушарий.
Показывают на карте полушарий и
глобусе полюса, линию экватора,
материки, океаны

37

Физическая карта
полушарий

1ч.

Повторение и закрепление
знаний обучающихся об
условных цветах физической карты, линии экватора,
Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях.
Знакомство с картой полушарий.
Обучение показу на физической карте полушарий,
названных выше объектов

Называют основные цвета
карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты
полушарий. Показывают на
физической карте полушарий
полюса, линию экватора, материки, океаны

38

Распределение воды 1ч.
и суши на Земле

Знакомство обучающихся с
распределением воды и суши на Земле. Формирование
представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на
территории нашей планеты

Определяют по карте, что за- Определяют по карте, в каком понимает большую часть земно- лушарии больше воды, а в каком
го шара: вода или суша. Пока- островов и материков
зывают воду и сушу на карте,
опираясь на таблицу условных
знаков

39

Океаны на глобусе и 1ч.
карте полушарий

Продолжение формирования
представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением
океанов на физической карте полушарий и на глобусе.
Обучение показу заданных
объектов на карте и глобусе

Показывают на физической
карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на
карте. Отвечают на вопросы
учителя об океанах с опорой на
карту. Подписывают назва- ния
океанов на контурной кар- те

40

Материки на глобу- 1ч.
се и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида)

Продолжение формирования
представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением
материков на физической
карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и
глобусе

Называют материк, на котором мы живем. На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с
опорой на карту, используя
предложения, предложенные
учителем

Называют Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый
океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по
схеме или иллюстрациям.
Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости
(например, почему Северный Ледовитый океан получил такое
название). Находят на глобусе и
физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте
Находят и называют на глобусе и
физической карте полушарий материки, подписывают названия материков на контурной карте. Сравнивают материки и части света

41

Кругосветные пу- 1ч.
тешествия. Плавание экспедиции под
командованием Ф.
Магеллана

Формирование представлений обучающихся о значении первого кругосветного
путешествия под командованием Ф. Магеллана

Составляют из предложений,
предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф. Магеллана. По пунктирным линиям
на контурной карте отмечают
первое кругосветное путешествие

Рассказ по плану и карте о первом
кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного
плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф.
Магеллана

42

Первое русское кру- 1ч.
госветное плавание

Знакомство с первым рус- Составляют из предложенных
ским кругосветным плава- учителем предложений раснием и его значением
сказ о русском кругосветном
плавании. По пунктирным
линиям на контурной карте
отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут
Крузенштерна, шлюп «Нева»)

43

Различие в освеще- 1ч.
нии и нагревании
Солнцем земной поверхности.
Понятие о климате,
его отличие от погоды. Основные типы
климата

Формирование представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с
климатом земного шара

Составляют рассказ по плану и
карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют
длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике)
Рассказывают как происходило
первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские
моряки в географическую науку
Рассказывают о значении солнца
для жизни на земле с опорой на
схему или рисунки.
Составляют рассказ с опорой на
схему, от чего зависит климат и от
чего зависит погода

С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг
Солнца.
Составляют рассказ о климате
своей местности, используя
помощь учителя

44

Пояса освещенно- 1ч.
сти: жаркие, умеренные, холодные.
Изображение их на
глобусе и карте полушарий.

Продолжение формирования
первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре

Составляют рассказ об одном
из поясов освещенности из
предложенных учителем предложений. Раскрашивают в
контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему
пояса освещенности

45

Природа тропиче- 1ч.
ского пояса. Тропические леса

46

Природа
1ч.
тропиче- ского
пояса. Саван- ны и
пустыни

Расширение круга представ- Показывают на карте тропичелений обучающихся об осо- ский пояс, выделенный учитебенностях природных усло- лем. Заштриховывают (закравий тропического пояса
шивают) заранее обозначенный учителем тропический
пояс в тетради.
Узнают изображения типичных животных тропического
пояса и называют их (от 3 до 5
представителей)
Знакомство с природными Узнают изображения типичзонами саванн и пустынь ных животных саванн и путропического пояса
стынь тропического пояса и
называют их (от 3 до 5 представителей)

47

Природа умеренных 1ч.
и полярных поясов

Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между
географическим положением, солнечной радиацией, подстилающей
поверхностью. Называют основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют устный рассказ об одном из поясов
освещенности с опорой на схему/
план. Чертят в тетради схему «Пояса освещенности»
Называют, с опорой на схему «пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса.
Узнают изображения типичных
животных тропического леса и
называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя

Узнают изображения типичных
животных саванн и пустынь, называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный
и животный мир» природные зоны
саванн и пустынь с помощью учителя
Знакомство обучающихся с Называют и показывают уме- Называют материки и океаны,
особенностями природных ренные и полярные пояса расположенные в пределах умеусловий умеренных и по- освещенности,
выделенные ренного и полярного поясов. Солярных поясов
учителем на карте. Составляставляют рассказ о природе уме-

48

Обобщающий урок

1ч.

49

Карта России. Гео- 1ч.
графическое положение России на
глобусе, карте полушарий,
физической карте нашей
страны

50

Столица России –
Москва

1ч.

ют рассказ из предложенных
учителем предложений о природе умеренных или полярных
поясов (Арктика, Антарктика)
Обобщение изученного ма- Выполняют контрольное тетериала по разделу Земной стирование с опорой на учебшар. Работа с картой полу- ник, с помощью учителя
шарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на
печатной основе
Карта России-20 часов
Знакомство обучающихся с Показывают
на
положением России на глокарте и настольной
бусе, карте. Формирование карте Россию, ис- пользуя
представлений о площади помощь учителя.
государства, повторение
Выделяют среди других изображений флаг и герб РФ. Засимволики РФ
рисовывают вместе с учителем
флаг РФ
Продолжение формирования С помощью находят на карте
представлений обучающих- столицу нашей Родины. Расся о Москве как главном го- сматривают иллюстрации дороде (столице) России
стопримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания

ренных и полярных поясов по
плану
Выполняют контрольное тестирование по разделу «Земной шар»

Составляют описание географического положения России (с опорой
на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в
каких поясах лежит Россия

Находят на карте столицу нашего
государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с
опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по
приложению к учебнику). Находят
улицы, о которых говорится в тексте учебника

51

52

Границы
России. 1ч.
Сухопутные границы на западе и юге

Морские границы. 1ч.
Океаны и моря,
омывающие берега
России. Моря Северного Ледовитого
океана

Формирование представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование
навыков правильного показа
объектов на географической
карте
Продолжение формирования
представлений обучающихся о государственных границах.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте

Показывают границы России
на физической карте, обводят
по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы

Показывают на карте сухопутные
границы,
их
протяженность.
Называют государства, с опорой на
политическую карту, с которы- ми
РФ граничит на западе и юге.
Выделяют сухопутные границы
РФ на контурной карте

Показывают границы России
на физической карте. Обозначают на контурной карте северный
ледовитый
океан
Показывают на карте за Северный Ледовитый океан,
омывающий берега России, и
читают названия морей.
Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя
о природе морей (не выделяя
конкретных названий) , омывающих берега России на севере.

Показывают на карте морские границы РФ. Рассказывают о природе
морей, омывающих берега России
(не выделяя конкретных названий).
Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по плану

53

Моря Тихого и Ат- 1ч.
лантического океанов

54

Острова и полуост- 1ч.
рова России

55

Рельеф нашей страны. Низменности,
возвышенности,
плоскогорья

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о государственных границах России.
Закрепление
знаний
об
условных обозначениях и
условных цветах физической карты. Формирование
навыков правильного показа
объектов на географической
карте
Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте
Формирование представлений о поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте

Показывают на карте Тихий и
Атлантический океан, читают
названия морей.
Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России

Называют и показывают на карте
моря Тихого и Атлантического
океанов. Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания одного из
морей с опорой на план

Показывают и называют ост- Называют и показывают острова и
рова и полуострова, заранее полуострова России. Рассказывавыделенные учителем
ют об особенностях природы островов и полуостровов России. Составляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой
на план. Наносят названия островов и полуостров России на контурную карту
Закрашивают в контурной
карте обозначенные равнины
(низменности, плоскогорья).
Составляют описание равнины
по плану, используя помощь
учителя

Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России.
Составляют описание равнины
(низменности, плоскогорья) с опорой на план в учебнике

56

Работа с контурны- 1ч.
ми картами

Закрепление представлений
обучающихся о рельефе РФ,
совершенствование навыков
работы
с
настенной,
настольной картами, формирование навыков работы
с контурными картами

Наносят на контурную карту
названия крупных равнин,
плоскогорий,
низменностей
России, закрашивают (заштриховывают)
указанные
географические объекты, используя помощь учителя

Наносят на контурную карту
названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают
(заштриховывают)
указанные географические объекты

57

Горы: Урал, Север- 1ч.
ный Кавказ, Алтай,
Саяны, Крымские

Продолжение формирования
представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ

Называют и показывают на
настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают
горы в контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают на
настенной
карте
Кавказские,
Уральские, Крымские горы, Алтай
и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания
гор России с опорой на план в
учебнике

58

Крупнейшие место- 1ч.
рождения полезных
ископаемых (каменного
угля,
нефти, железной и
медной руд, природного газа)

Закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений обучающихся о богатстве недр
РФ.
Повторение условных обозначений полезных ископаемых

Зарисовывают
в
тетради
условные знаки полезных ископаемых.
Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые
в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков
с последующим прикреплением их к настенной карте

Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых,
добываемые на территории России.
Рассказывают об использовании
полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради условные
знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

59

Работа с контурны- 1ч.
ми картами

60

Река Волга

1ч.

61

Реки: Дон, Днепр,
Урал

1ч.

Закрепление представлений
обучающихся о рельефе РФ,
природных
богатствах,
совершенствование навыков работы с настенной,
настольной картами, формирование навыков работы
с контурными картами
Формирование
представлений
обучающихся о реке Волге
как одной из самых
длинных рек европейской
части России. Закрепление
знаний об использовании
рек в хозяйственной деятельности человека

Наносят на контурную карту
названия гор России, условные
знаки полезных ископаемых в
местах их добычи

Наносят на контурную карту
названия гор России, условные
знаки полезных ископаемых в местах их добычи

Показывают на настенной
карте реку Волгу, используя
помощь учителя. Составлять
из предложенных учителем
предложений
рассказописание реки Волги

Показывают по карте реку Волгу,
ее притоки Оку и Каму. Находят ее
по условным знакам на настен- ной
карте ГЭС. Называют каналы,
соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги
с опорой на план

Продолжение формирования
представлений обучающихся о крупных реках РФ. Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным
ресурсам страны

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание об одной из
изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя

Показывают на настенной карте
изученные реки, крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу.
Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на
берегу реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину

62

Реки Сибири: Обь,
Енисей

1ч.

63

Реки Лена и Амур

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ.
Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным
ресурсам страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся
о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками
Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения
к водным ресурсам страны

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание об одной из
изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание одной из
изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя

Называют равнину по которой
протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По
условным знакам находят крупные
ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на
план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и
Енисей по рисунку в учебнике
Показывают на карте реки Лену,
Амур и их притоки. Сравнивают по
протяженности изучаемые реки с
другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На
контурной карте подписывают
изученные реки

64

Озера
Ладожское, 1ч.
Онежское, Байкал

65

Крупные
России

66

Работа с контурны- 1ч.
ми картами

города 1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с крупнейшими озерами России.
Закрепление знаний об использовании озер в хозяйственной деятельности человека.
Воспитание бережного отношения к водным ресурсам
страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся о многообразии городов
России, знакомство с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших
городов РФ. Повторение и
обобщение знаний о столице
России
Закрепление представлений
обучающихся о городах РФ,
совершенствование навыков
работы с настенной,
настольной картами, навыками работы в контурных
картах. Воспитание аккуратности, усидчивость

Показывают на настенной
карте заранее обозначенные
озера.
Составляют из предложенных
учителем предложений об
озерах России. Подписывают
название озер на контурной
карте, используя помощь учителя

Называют и показывают озера
России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях.
Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему
Каспийское озеро называется морем.
Наносят на контурную карту
названия изученных озер

Показывают на карте столицу
России, родной город (с помощью). Рассказывают о достопримечательностях столицы и своего города, опираясь
на иллюстрации и опорные
слова

Показывают на карте столицу России, города-миллионеры, родной
город.
Составляют рассказа о столице
России с опорой на план. Перечисляют
достопримечательности
родного города (поселка)

Отмечают на контурной карте
заранее отмеченные учителем
условные изображения столицы. Подписывают на контурной карте родной город

Наносят на контурную карту
условные знаки изображения столицы, названий городовмиллионеров, родного города

67

Наш край на физи- 1ч.
ческой карте России

68

Повторение
начального курса
физической географии

1ч.

Расширение представлений
обучающихся о родном
крае. Формирование умений
находить нашу страну на
карте, показ столицы РФ
Повторение и обобщение
представлений обучающихся, формируемых в начальном курсе физической географии

Составляют рассказ о родном Составляют рассказ о родном крае
крае по плану, используя с опорой на план, предложенный
опорные слова и предложения учителем. Пишут письмо другу, в
котором содержится описание
родного края
Выполняют контрольное те- Выполняют контрольное тестиростирование с опорой на учеб- вание по начальному курсу геоник
графии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».