Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09.2025г. № 165 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Ерёменко А.О.
27.08.2025 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к федеральной адаптированной рабочей программе
основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
по биологии
7 класс
Составитель:
учитель
Медведева Н.И.
Нижнетуринский городской округ
2025
Календарно-тематическое планирование
№
урока
1
Название раздела, темы
2
Экскурсия в парк. Осенние явления в
жизни растений.
Общее знакомство с цветными
растениями. Строение растений.
3
Введение.
Что изучает ботаника
4
Цветок.
5
Виды соцветий.
6
Опыление цветков.
7
Плоды.
8
Размножения растений семенами.
9
Семя. Внешний вид и строение семени
фасоли.
10
Строение семени пшеницы.
11
Условия прорастания семян.
12
Определение всхожести семян.
13
Правила заделки семян в почву.
14
Корень.
Виды корней.
15
16
Корневые системы.
Значение корня.
17
18
19
Видоизменения корней.
Урок повторения
«Цветок, семя, корень, плод»
20
Лист. Внешнее строение листа.
Содержание урока, основные понятия
Приёмы работы с учебником и
тетрадью на печатной основе.
Ботаника - одна из древних наук.
Значение растений.
Красная Книга . Осенние явления в
жизни растений.
Растение – живой организм Лаб.
работа № 1
Корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя.
Строение цветка. Лаб. работа № 2
Цветоножка, чашечка, лепестки,
венчик, тычинка, пестик, завязь.
Соцветия, виды соцветий. Корзинка,
зонтик, колос.
Виды опылений цветков.
Самоопыление, перекрёстные
опыления.
Разнообразные плоды. Сочные и
сухие плоды. Костянка, ягода,
коробочка, орех, зерновка, боб.
Виды распространений семян: с
помощью воды, ветра, животных.
Семядоли, рубчик, кожура, стебелёк,
почка с листочком, корешок.
Лоб. Работа № 3,4.
Зерновка, двудольные, и
однодольные, эндоспермы.
Лаб. работа № 5.
Влага, воздух, тепло, невсхожесть
семян.
Лаб. работа № 3
Проращивание семян. Лаб. работа №
7.
Развитие ростка из семени.
Почва и условия прорастания семян.
Лаб. работа № 8.
Глубина заделки семян.
Проросток, всхожесть семян.
Опыт: Проращивание семян,
изучение корней в проростке.
Главный корень, токовые, черенки.
Стержневая, мочковая, корневые
системы,
корневые волоски, зоны корня.
Корнеплоды и корнеплоды.
Тестирование контрольное.
Урок-викторина, КВН
Творческий информационный проект
по теме с использованием ИКТ.
Черенок, листовая пластинка, жилки,
простые и сложные листья.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
21
Из каких веществ состоит растение.
22
Образование органических
веществ в растениях.
23
Испарение воды листьями.
24
Дыхание растений.
25
Листопад и его значение.
26
Стебель. Строение стебля.
27
Значение стебля в жизни растения.
28
Разнообразие стеблей.
29
30
Растение — целостный организм.
Взаимосвязь частей растений.
Связь растений co средой обитания.
Урок - повторения по темам: «лист и
стебель" контрольный урок
31
32
Многообразие растительного мира.
Деление растений на группы.
Экологические и систематические
группы растений.
33
Мхи.
34
Папоротники.
35
Голосеменные (хвойные) растения.
36
Урок - повторение по темам: „Мхи,
папоротники, хвойные растения "
Контрольный урок.
Покрытосеменные или цветковые
растения.
37
38
39
Однодольные растения. Злаки. Общие
признаки злаковых.
Хлебные злаковые культуры.
Проведение опытов: обнаружение
жира в семени
подсолнечника, обнаружение
крахмала в клубне картофеля
Процессы фотосинтеза в листе
растения.
Опыт, практ. раб. № 9
Хлорофилл, хлоропласт, крахмал.
Опыт, показывающий испарение
воды листьями в жаркий день.
Охлаждение, перегрев, устьица.
Практ. работа № 10.
Опыт, практическая работа № 11 .
Изучение дыхания растения под
водой.
Необходимость листопада у
растений. Сезонность и
периодичность.
Ствол, кора, древесина, камбий,
сердцевина, кожица.
Практическая раб. № 12
.Доказательства движения воды по
древесине и по коре растений.
Укороченный и удлинённый стебель,
усы, корневища, лианы.
Целостность, орган, система органов,
жизнедеятельность, среды обитания.
1
Урок — викторина, контрольное
тестирование. Творческий
информационный проект по теме
использованием ИКТ.
1
Жизненные формы растений: куст,
трава, дерево. Экологические
особенности жизни. Систематические
названия род, Виц, семейство, класс,
отдел.
Разнообразие и значение мхов
природе и для человека. Кукушкин
лен, сфагнум, торф.
Папоротник — орляк, каменный
уголь, древние папоротники.
Разнообразие хвойных: лиственница,
кипарис, кедр, пихта, ель, сосна,
Шишки, хвоя, орехи, тайга.
Контрольное тестирование по темам,
урок - викторина.
1
Различие внутри отдела цветковые:
двудольные и однодольные растения.
Семядоли.
Особенности строения цветка у
злаков, плод - зерновка.
Пшеница, рожь, ячмень, рис,
кукуруза – главные «кормильцы»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
40
Выращивание зерновых.
41
Использование злаков в народном
хозяйстве.
42
Лилейные. Общие признаки лилейных.
43
Цветочно-декоративные лилейные.
44
Овощные лилейные.
45
Дикорастущие лилейные.
Ландыш.
46
Двудольные покрытосеменные.
Паслёновые. Общие признаки
паслёновых.
Овощные и технические паслёновые.
Картофель.
47
48
Овощные паслёновые.
Томат.
49
Цветочно-декоративные паслёновые.
50
Бобовые. Общие признаки бобовых.
51
Пищевые и кормовые бобовые
растения.
52
Розоцветные. Общие признаки
розоцветных. Шиповник.
53
Плодово-ягодные розоцветные: яблоня,
груша, вишня, слива (деревья).
всего человечества. Условия
выращивания, ухода и уборки
урожая.
Подготовка почвы, посев, уход за
саженцами. Береги хлеб! Хлеб –
богатство страны.
Хлебные злаки, кормовые злаки,
сорняки. Различия зерна, крупы,
муки.
Особенности и различия, лилейных
от других растений. Строение цветка.
Лилия, хлорофитум, тюльпан растения для красоты.
Лук, чеснок – многолетние овощные
растения. Зубки, донце, стрелка,
репка, чернушка, севок. Практическая
работа №13.
Ландыш, его особенности в природе и
в жизни человека, лекарственные
свойства растения, необходимость в
охране (Красная книга Тверской
области ).
Строение цветка, корня, плода.
Разнообразие паслёновых: пищевые,
декоративные, ядовитые.
Лабораторная работа №14. Строение
клубня картофеля. Условия
прорастания клубня, посев, уход,
прополка, окучивание, уборка
урожая. Клубни, глазки, ботва,
колорадский жук.
Разнообразие сортов томатов,
пасынки на растении, условия
выращивания и ухода за помидором.
Петуния и душистый табак –
красивые растения.
Особенности курительного табака,
его вред для молодого организма.
Паслён и дурман – ядовитые
растения.
Разнообразие растений семейства
бобовых.
Бобы, горох, соя, чечевица, фасоль –
пищевые растения. Клевер, люпин,
чина, люцерна – кормовые растения.
Бобовые – «зелёные» удобрители
почвы.
Общие признаки и разнообразие
растений семейства розоцветных.
Шиповник – «дикий» предок розы.
Разнообразие сортов современных
роз.
Корневая шейка, прививка, дичок,
штамб, привой, корневая поросль.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
54
55
56
57
58
59
Плодово-ягодные кустарники семейства
розоцветных (малина, рябина,
земляника).
Растения семейство сложноцветные.
Общие признаки. Подсолнечник.
Календула, бархатцы, маргаритка,
георгин – цветочно-декоративные
сложноцветные.
Уход за комнатными растениями.
Особенности перевалки и пересадки
комнатных растений.
Осенние работы в саду. Перекопка и
обработка почвы.
Подготовка сада к зиме.
60
Весенние работы в саду и на
пришкольном учебно-опытном участке.
61
Уход за посевами и посадками.
62
Урок. Повторение. Растение – живой
организм. Контрольный урок.
63
Бактерии.
64
Грибы. Строение грибов.
65
Многообразие грибов. Их значение.
66
67
Итоговое повторение по всем темам.
Контрольное тестирование.
Весенняя экскурсия в парк
68
Весенние явления в жизни леса.
Размножение растений корневыми
отпрысками, усами, семенами. Польза
и лекарство от болезней.
Особенности строения растений
семейства сложноцветных. Корзинка,
обёртка, семянка, жировые масла.
Особенности декоративных растений
семейства сложноцветных. Изучение
цветков под увеличительным
стеклом.
Практическая работа №15 и №16.
Пересадка комнатных растений в
другой (большой горшок).
Практическая работа №17 и №18.
Перекопка и обработка почвы.
Практическая работа №19.
Подготовка сада к зиме.
Практические работы №20 и №21.
Весенний уход за садом, весенняя
обработка почвы.
Практическая работа №22. Уход за
посевами и посадками на
пришкольном участке.
Итоговое повторение по теме
«цветные растения». Контрольная
работа (тест).
Разнообразие мира бактерий.
Вредные и полезные бактерии.
Практическая работа №23. Изучение
строения грибов трутовика и
шампиньонов.
Практическая работа №24. Изучение
строения плесневелого гриба мукор
под микроскопом.
Контрольная работа.
Изменения в жизненной активности у
растений.
Взаимосвязь организмов с
окружающей средой и человеком.
Охрана природы. Красота в каждой
травинке и в каждом цветке.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2