Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Театрум»
(школьный театр)
5-6 классы
Составила:
Трунова Ю.А.,
учитель музыки
г. Нижняя Тура, п. Ис
2025 г.
Программа «Театрум» реализует общекультурное направление во внеурочной
деятельности в 5-6 классе в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитаниидетей, так
и в организации их досуга.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с
процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным
и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно- образовательной
работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства
ритма, пластики движений.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы:
воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности,
накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно
отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса
развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но
даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для
проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка,
развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, театрбалета, музыкальной комедии);
осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
развивать речевую культуру, эстетический вкус;
прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому
фольклору;
воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других
такиекачества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Театрум»
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):
овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации
межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,знания,
культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
•
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
•
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
•
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
•
осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными результатами изучения курса
является
формирование
следующихуниверсальных учебных действий.
Регулятивные:
•
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
•
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
•
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
•
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные:
•
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей,проводить сравнение и анализ поведения героя;
•
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
•
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов,сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
•
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
•
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
•
обращаться за помощью;
•
формулировать свои затруднения;
•
предлагать помощь и сотрудничество;
•
слушать собеседника;
•
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности,приходить к общему решению;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
осуществлять взаимный контроль;
•
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
•
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
•
различать произведения по жанру; виды театрального искусства,
•
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
•
владеть основами актёрского мастерства;
•
сочинять этюды по сказкам;
•
уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба,удивление, восхищение)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1
раздел. (1 час) Вводное занятие.
Знакомство с программой кружка, правилами поведения, с инструкциями по охране
труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Репка на новый лад».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство
с театром (презентация)
2
раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игры и упражнения, направленные на формирование умения ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную
тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать
нравственно-эстетические качества.
3
раздел. (6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Игры и упражнения, направленные на развитие речевое дыхания и правильной
артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной речи,
творческой фантазии; формирование умения сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства; пополнять словарный запас.
4
раздел. (4 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения
«Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовности действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развитие координации движений; умения запоминать заданные позы и
образно передавать их; развитие способности искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
5
раздел. (4 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности
театрального искусства; виды театрального искусства, структура театра, основные профессии:
актер, режиссер, сценарист, художник, гример, оформление и технические средства сцены,
основы актерского мастерства; культура зрителя).
Знакомство детей с театральной терминологией; с основными видами театрального
искусства; воспитание культуры поведения в театре.
6
раздел. (14 часов) Работа над составлением сценария праздника,
инсценирование сказок, включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем
– от этюдов к рождению спектакля. Показ литературного праздника; спектакля
Формирование умения сочинять этюды по сказкам, басням; развитие навыков
действий с воображаемыми предметами, умения находить ключевые слова в отдельных
фразах и предложениях и выделять их голосом, умения пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивлённо, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение
словарного запаса, формирование образного строя речи.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Театрум»
N п\п Содержание учебного
материала
Количество
часов
теория
Электронныее (цифровые)
образовательные ресурсы
практика
1.
Вводные занятия
1
0
http://istoriya- teatra.ru/theatre/i
tem/f00/s09/e0009921/index.shtml
2.
Театральная игра
2
3
http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i- metodologii
3.
Культура и техника речи
2
4
http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i- metodologii
4.
Ритмопластика
1
3
http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i- metodologii
5.
Основы театральной культуры
2
2
http://dramates hka.ru/index.ph
p/noiseslibrary http://dramateshk
a.ru/index.php/m usic
6.
Работа над спектаклем, показ 2
спектакля
12
Итого: 34
24
10
http://www.htvs.ru/institute/tsentrnauki-i- metodologii
Поурочное планирование
№
п/п
Тема занятия
1
Вводное занятие.
Понятие о театре.
Виды театрального искусства.
Колво
часов
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы)
Дата
http://istoriyateatra.ru/theatre/ite
m/f00/s09/e000992
1/index.shtml
07.09
Беседа
презентац
ия
Корре
ктировка
даты
Форма
проведени
я
2
Структура театра, основные
профессии: актер, режиссер, 1
сценарист, художник, гример.
Сценический этюд «Уж эти
профессии театра…»
http://istoriyateatra.ru/theatre/ite
m/f00/s09/e000992
1/index.shtml
14.09
Просмотр
и
обсужден
ие
фильма
3
Разработка сценария
сценки
«Волшебная школа» (театр –
1
экспромт)
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
21.09
театрэкспромт
28.09
репетици
я
5.10
премьера
12.10
беседа,
прослуши
вание
19.10
презентац
ия
26.10
конкурс
09.11
просмотр
образцов,
репетици
я
репетици
я
4
Распределение ролей. Работа
1
над музыкальным фоном.
5
Премьера сценки «Волшебная
школа» на школьном концерте
6
7
8
9
10
11
Культура и техника речи. В
мире стихов и скороговорок
1
1
http://dramateshka.
ru/index.php/music
http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
http://dramateshka.
ru/index.php/music
http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
Культура и техника речи.
Работа над выразительным 1
чтением
стихотворений
наизусть
Премьера стихотворений о 1
Родине
Разработка
сценария
1
литературно-музыкальной
композиции ко Дню Матери
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi
Распределение ролей. Работа
2
над музыкальным фоном.
http://dramateshka.
ru/index.php/music
Культура и техника речи. В
мире
стихов.
Репетиция 2
литературно-музыкальной
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-i-
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
16.11
23.11
работа в
группах с
худ.текс-
композиции
Ритмопластика.
Репетиция 2
литературно-музыкальной
композиции
metodologi
http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii
30.11
Разработка
представления
07.12
1
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
14
Распределение ролей. Работанад 1
музыкальным фоном, репетиция
http://dramateshka.
ru/index.php/music
14.12
15
Ритмопластика.
словесного
и
действия.
Соединение 1
физического
http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii
21.12
16
Премьера новогодней пьесы на
1
школьном празднике.
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
28.12
17
Основы театральной культуры.
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi
11.01
12
13
новогоднего
1
18
Чтение в лицах фрагментов 1
повести А.Гайдара «Военная
тайна».
19
Культура и техника речи. 1
Сказка
про
МальчишаКибальчиша
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi
25.01
20
Ритмопластика.
Этюды
с 1
заданными обстоятельствами.
http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii
1.02
21
Инсценирование
«Сказки
про
Кибальчиша»
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
8.02
22
Эскизы костюмов, декораций.
фрагмента 1
Мальчиша-
1
http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
18.01
15.02
тами
муз.
пластичес
кие игры
и упр-я
беседа
работа в
группах с
худ.текстами
муз.
пластичес
кие игры
и упр-я
премьера
Просмотр
театральн
ой
постановк
и
работа в
группах с
худ.текстами
Просмотр
фрагмент
а фильма
Этюды с
вообража
емыми
предмета
ми.
Репетици
я
презентац
ия
23
24
23
26
Инсценирование
фрагмента 1
«Сказки
про
МальчишаКибальчиша»
Чтение в лицах
1
рассказов
В.Осеевой
«Сыновья», «Бабка», «Печенье»
Театральная игра. Значение 1
поведения
в
актерском
искусстве.
Сценическое
внимание.
Инсценирование
рассказов 1
В.Осеевой
27
Театральная игра. Этюды с 1
заданными обстоятельствами.
28
Культура и техника речи. В
мире стихов.
29
30
31
32
33-34
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
22.02
премьера
28.02
работа в
группах с
худ.текстами
Репетици
я, игры по
развитию
внимания
Выступле
ние перед
детьми
Игрыпантомим
ы.
7.03
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
14.03
http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
21.03
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi
4.04
1
Литературно-музыкальная
композиция «И помнит мир
спасенный».
Знакомство
и
распределение ролей.
Культура и техника речи. 1
Этюды
с
воображаемыми
предметами.
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
11.04
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi
18.04
Ритмопластика.
Репетиция 1
литературно-музыкальной
композиции «И помнит мир
спасенный».
Репетиция
литературно- 1
музыкальной композиции «И
помнит мир спасенный».
http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii
25.04
Репетици
я
на
площадке
http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii
2.05
Репетици
я
на
площадке
Подготовка
литературных 2
зарисовок на школьные темы
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
16.05
23.05
капустник
1
работа в
парах
с
худ.текстами
просмотр
образцов,
репетици
я
Репетици
я