Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по учебному предмету
«Читательская грамотность»
5 класс
Составители:
учителя русского языка
и литературы
Куклина Л.Х.,
Постникова Т.М.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность » для 5
классов составлена в соответствии с:
1.
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об
2.
Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
образовании в Российской Федерации»
утверждении
федерального
государственного
стандарта основного общего образования»
3.
Методическими
рекомендациями
образовательного
по
формированию
функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/.
4.
Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации
в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
5.
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до
2024 года»
6.
Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России №
219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»
7.
Письмом
Департамента
государственной
политики
и
управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об
организации работы по повышению функциональной грамотности»
8.
(далее
Федеральным государственным образовательным стандартом
—
ФГОС)
основного
общего
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
9.
образования
(Приказ
Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712
«О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».
10.
Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Программа курса по формированию читательской грамотности
адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так
как формирование навыков смыслового чтения является стратегической
линией школьного образования в целом.
Актуальность
образовательному
государственном
образования
программы
результату,
образовательном
(ФГОС
ООО)
определена
заложенными
на
стандарте
уровне
требованиями
в
к
Федеральном
основного
общего
сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В
современном информационном обществе важно научить школьников
адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно
использовать её при реализации своих целей. Современная школа
призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться
во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные
и
жизненные
запросы
в
расширяющемся
информационном пространстве. Инструментальной основой работы с
информацией и одновременно показателем сформированности этого
умения является чтение как универсальный способ действий учащегося,
который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и
умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем
учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать,
интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит
успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится
к
универсальным,
основополагающим
и
обоснованно
является
необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового
чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация
программы будет способствовать не только повышению этого интереса,
но и формированию потребности использовать чтение как средство
познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,
эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией
закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового
чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.
Задачи программы:
1.
развивать в процессе чтения и осмысления текстов
эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы
личности;
2.
вовлекать учащихся в активные формы деятельности,
связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе
досуговом;
3.
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся,
формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов
деятельности;
4.
освоить
базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным
видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий
формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового,
ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и
текстом как единицей информации;
5.
извлечения,
учить
использовать
понимания,
информации на основе
навыки
интерпретации
и
чтения
для
рефлексивной
поиска,
оценки
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в
тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации
текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от
цели её дальнейшего использования;
–
использования
приёмов
организации
деятельности после чтения и осмысления текстов.
рефлексивной
Место курса по формированию читательской грамотности в
учебном плане
В соответствии с учебным планом общее количество времени
на
учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет
1 час.
Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление
трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста
сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования;
обсуждение
возможных
результатов
и
формы
предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио
достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о
результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы
портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением
определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы
подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться
чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т.
п.). Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек,
чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое,
ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной
информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги,
выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение
пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять
формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие
проводится на базе школьной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»
(Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам,
догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О.
Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока
Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н.
Носов
«Фантазёры»,
Р.
Энциклопедия этикета и т.п.)
Декарт
«Метафизические
размышления»,
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на
вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры
книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного
знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение
способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного
пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают
обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что
узнали из аннотации?):
•
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
•
обратите внимание на условные обозначения;
•
•
•
•
•
прочитайте аннотацию;
выделите заголовки и рубрики;
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
просмотрите первую и последнюю страницы.
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего
вы читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов
ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более
подробно уяснить какую-то определенную информацию.
•
Вопросы и задания:
прочитайте, кто автор текста;
•
прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее
предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
•
бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
•
поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне
известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,
параграфа?
•
найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения.
Работа
в
малых
группах
(парах),
коллективное
обсуждение
и
корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте
приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».
Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению
новой информации,
ставить
собственные
цели
(стадии
вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой
информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы
(стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого
текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением
технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к
содержанию текста из учебника истории (географии или научнопопулярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
1)
2)
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У»
до знакомства с текстом;
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго
столбика таблицы,
3)
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4)
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы,
5)
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
которые сами поставили перед чтением?
6)
добавление источника информации (текст …) в
дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на
вопросы:
Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление
понимания
термина
текст
на
основе
знания
о
происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и
образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на
основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст
всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст
имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текста связаны); цельность
(единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность
(все
языковые
единицы
и
содержательные,
смысловые
стороны
определенным образом упорядочены); смысловая цельность (текст
отражает
те
связи
действительности);
и
зависимости,
информативность
которые
имеются
(содержание
в
самой
высказывания
и
отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция
автора).
Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы
(микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового
анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление
различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в
стихотворениях
А.С.
Пушкина
(«Октябрь
уж
наступил…»),
А.А.
Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов;
в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось
осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по
выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса
подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью
приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета
через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в
формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г.
Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания
роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое
(«Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.
Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки
(«Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева,
«Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к
героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с
сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый
хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий
текстов:
•
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
•
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен
•
Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
текст);
•
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках
•
Золотые пески Египта (рекламная функция);
(отражает результат);
•
•
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям,
интересам читающего);
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум:
составление плана
прогнозирование
прогноза
содержания
текста,
текста
по
сопоставление
заглавию,
с содержанием текста (для прогнозирования может
быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный
вопрос:
зачем
предположение оказывается неверным?
обдумывать
заголовок,
если
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
роль
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать
заглавия
и
эпиграфа,
подбирать
заглавие,
соответствующее
содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание
читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление
эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
•
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
содержательный анализ одного текста, определение темы и
главной мысли;
•
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей
•
подбор заглавий,
–
характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме
точки зрения;
–
характеризующих тему;
вопроса, утверждения;
–
указывающих на событие, время, действующее лицо;
–
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
–
–
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
анализ
пословиц
(подготовленная
подборка
сборников/учебника литературы) и подбор эпиграфа.
или
из
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М.
Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для
композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление
понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по
эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
•
•
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения
о его содержании?
•
Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
•
Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
•
Что вам уже известно по этой теме?
Заданиедля портфолио (на
перспективу): поиск возможного
портфолио и подбор эпиграфа.
названия
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой
единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав
русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав
слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам.
Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с
использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический
материал: к занятию 7.):
•
Аукцион «Кто больше?»
•
Реши задачу
•
Игра «Правда ли, что .?.»
•
•
В поисках слова
Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для
конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и
выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке
выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
(возможны другие варианты тем)
–
Объектами проверки являются умения
отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
–
–
понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок
с использованием сетевых образовательных
ресурсов
(http://www.slovari.ru,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc).
Роль
словарно-справочной
литературы
и
современных
информационных источников в формировании стратегий смыслового
чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь —
это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать,
словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь
извлечь их из него!» (Анатоль Франс).
Презентация словарей и справочников: информация о словарях
библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари
энциклопедические
(Большая
энциклопедический
словарь,
советская
Литературная
энциклопедия,
энциклопедия,
Большой
Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические).
Лингвистические
словари
–
одноязычные
и
многоязычные
(чаше
двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка
(словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного
произведения,
исторические,
этимологические,
синонимов,
фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические,
словообразовательные,
сокращений;
жаргонные,
терминологические
словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих
терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение
назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового
чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три
словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное
задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»):
обсуждение
плана
представления
словаря,
выбор
словаря
для
представления и подготовка материалов. Примерный план представления
(презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор
(-ы),
где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи;
интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного
текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете,
обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие
понятия, часть и целое классификация понятий.
предметов;
существенные
и
несущественные
Признаки как свойства
признаки.
Термин,
определение термина через общее (род) понятие и частное (вид),
указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный
формирующих
действия:
марафон:
практические
решение
умения
задач,
совершать
выявляющих
и
интеллектуальные
•
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс
•
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат;
•
выделять существенные признаки слова (например: для слова
– знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
небесное тело – планета – Земля);
квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова
термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
•
подбирать
рядоположенные
измерительные приборы).
•
•
слова
(термометр,
весы
–
Игры:
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с
второстепенных и заканчивая существенными).
•
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий
обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное
– часть речи, обозначает признак предмета).
•
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым
признакам). Выявление победителей и оформление результатов в
портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном
Виды
информации
в
тексте)
учебном
тексте:
главная
и
второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная
и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
•
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
Разминка
прочитанное» ;
•
на
развитие
внимания
«Учимся
запоминать
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой
информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного
текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий,
примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию,
иллюстративную);
•
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов
(беглое чтение и обнаружение дат, имён,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и
развитие внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание
прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных
графических
символов
(подчёркивание/выделение
для
маркером
выделения
слов,
информации
терминов;
[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо
важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП:
«v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг«Учимся читать учебный (научно популярный)
текст»: чтение текста, маркирование информации.
•
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины,
незнакомые слова;
•
определите границы известной/неизвестной информации;
•
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль
текста/абзаца;
•
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил,
примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов
в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению
умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение
работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения
нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка
информации в не сплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание,
извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты,
в которых информация предъявляется невербальным или не только
вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры),
таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения,
местности,
сооружения);
входные
билеты,
расписание
движения
транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и
др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на
уроках и в жизни. Турнир догадливых:
•
«О
чём
рассказал
билет
на
выставку/концерт/спектакль?»
Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём
рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными
текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение
информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание,
извлекать информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с
использованием материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться
вопросы и задания:
•
•
определите вид текста;
выскажите предположения
о
основе заглавия/озаглавьте текст;
содержаниитекста
на
•
определите особенности структуры текста (сколько столбцов,
•
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
строк и др.);
•
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для
выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов,
понятий);
•
определите
•
определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
•
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе
•
смысловые
блоки
второстепенной информацией;
–
с
главной
и
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
не сплошного текста;
•
•
найдите неявную информацию. Дополнительные вопросы
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль
(предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
•
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
•
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом
•
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
•
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
решении?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими
данными Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при
чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование,
описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах.
Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией
текста (деление
текста
на
абзацы/микротемы).
между предложениями (частями) в
Способы
тексте: цепная
связи
параллельная,
комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое
в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант
таблицы: Исследовательская задача:
1)
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по
тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
на восстановление последовательности предложений в тексте.
теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в
другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером
(графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения
текста
с
точки
зрения
типа
речи,
грамматических связей предложений.
установление
смысловых
и
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются
вопросы и задания:
•
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
•
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
•
•
•
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
Объясните деление текста на абзацы?
•
•
•
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
Определите средства связи между … и …предложениями.
Почему для связи предложений используется местоимение, а
не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»
Проводится как отчёт комиссий
лексикографово
возможностях
разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита
групповых проектов, представляющих определённые
Обсуждение и оценивание проектов.
виды
словарей.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и
как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные
связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал:
к занятию 18.)
Интеллектуальная
разминка:
классификации и обобщения.
•
установление
оснований
для
Интеллектуальные игры:
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение
«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по
сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
•
«Угадай продолжение»:
выявление
пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые
смысловых
связей
в
выражения).
•
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов,
второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и
другими смысловыми отношениями.
•
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным
началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
•
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного
или
научно-популярного
текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию
– причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»:
выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема
19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ
текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор
логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая
языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов
работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат
выполнения работы в раздаточном комплекте).
•
Дополнительные задания к практикуму:
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление
затруднений).
•
•
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие
родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и
аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной
единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и
изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт,
пример. Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения,
учитывающей
виды
рассуждений
(доказательство,
размышление), строение текста-рассуждения (тезис,
объяснение,
аргументы, вывод)
и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства
тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова
помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование
учебного
(научно-популярного)
текста:
выявление и маркирование информации, отражающей строение текстарассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование
результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс
освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие
способности,
формирует
навык
быстрого
чтения,
критическое отношение к прочитанному.
•
•
вырабатывает
Интеллектуальная разминка
«Угадай слово»
«Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с
пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе
связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной
(смешной,
неожиданной,
предложенных.
парадоксальной)
концовки
по
образцу
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование
содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход
развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и
художественного
текстов.
Технология
«чтение
прогнозирование дальнейшего развития действия.
с
остановками»
и
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое
чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание
прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с
авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод
о возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает
процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику
движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем
истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам,
которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке
очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте
скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и
вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии
РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при
чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа
(«тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого
ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть
лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые
нужно
назвать
какие-либо
факты,
вспомнить
и
воспроизвести
определенную информацию; уточняющие вопросы для установления
обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной
информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял,
то?..»,
«Я
могу
интерпретационные
ошибаться,
но,
(объясняющие)
по-
моему,
вопросы,
вы
сказали
направленные
о?..»);
на
установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие
вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза
(«Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы,
направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов
(«Почему что-то хорошо, а что- то плохо?»); практические вопросы,
направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой
(«В каких ситуациях мы можем использовать?».
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на
заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения
общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и
«толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление
вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск
ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и
«толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли
автора, выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в
тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в
группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них,
которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта)
– обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится
команда, задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к
тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в
Умение
тексте)
осмыслять информацию,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой
информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление
смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа
в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»:
анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра (командная)
«Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с
учебным
(познавательным)
текстом,
решение
задачи
—
собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе
коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста
информационных
единиц.
Игровой
результат
определяется наличием именно этих единиц.
действия
команд
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в
портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды
и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание
с
существительным
вопросительный, тезисный.
в
именительном
падеже),
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение
учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная
запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы
и задания:
•
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые
•
выделите в тексте определения понятий (формулировки
слова;
правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
•
выясните значение незнакомых слов, терминов;
•
абзаца;
•
•
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого
запишите главную мысль абзаца кратко;
откорректируйте запись и составьте план в одной форме
(назывной, вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в
соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и
преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее
чтение
учебного
соответствующие
текста,
пунктам
составление
плана
и
запись
(фактов,
плана,
ключевых
выписки,
понятий,
цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий
РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного
дневника).
Вариант
задания:
используя
приёмыпросмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме
(предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать
выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Тема
30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и
перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки.
Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать
результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация
проектной деятельности в группах:
•
определение конечного продукта деятельности и предъявления его
в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер,
опорный конспект) и устного сплошного текста;
•
коллективное
обсуждение
этапов
проектирования
сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение
(выбор
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,
озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не
сплошного текста, используемых технических средств; распределение
обязанностей при создании конечного продукта);
•
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными
•
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
этапами;
Упражнение
на
развитие
умения
использовать
полученную
информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми
продуктами
деятельности
и
формулирование
вопросов
содержания созданного группой не сплошного текста.
на
основе
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной
работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов
не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных
конспектов. Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление
информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста):
пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных
умений. Использование умения анализировать композицию текста и
отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами
рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное,
близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу
передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста
повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве
исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в
теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и
знаниевым
опытом,
выявлять,
насколько
она
полезна,
интересна,
практически значима, является важнейшим рефлексивным умением,
формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во
время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые
вопросы и задания:
•
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
•
Что нового и полезного вы узнали из текста?
•
•
•
•
•
•
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
Как
можно
оценить
положительные
информацию:
каковы
и отрицательные стороны информации?
Возможны ли другие пути решения вопроса?
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
Где можно применить полученные знания?
Над
какими
вопросами
в
процессе осмысления текста вы
задумывались? (при чтении данные вопросы адаптируются применительно
к содержанию конкретного текста).
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся
после чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление
информации: план текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление
портфолио)
Заключительное занятие
является подведением итогов, включает
самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих
организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата
работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления
создают
наиболее
благоприятные
возможности
конкретных образовательных результатов.
для
достижения
Личностные результаты
1.
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
2.
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
самоопределению;
3.
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
4.
проявление интереса к способам познания;
6.
сформированность внутренней позиции личности как особого
5.
стремление к самоизменению;
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
7.
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
8.
установка на активное участие в решении практических задач,
нравственного выбора;
осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;
9.
приобретение
опыта
успешного
межличностного
общения;
10.готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
11.
соблюдение
правил
безопасности,
безопасного поведения в интернет-среде.
в
том
числе
навыков
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1.
готовность
к
действиям
в
условиях
неопределенности,
2.
деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
повышению уровня своей компетентности через практическую
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
3.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
——овладение
действиями;
——овладение
действиями;
универсальными
универсальными
учебными
учебными
познавательными
коммуникативными
——овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
●
способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
●
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
● способность
организовать
и
познавательную деятельность;
реализовать
собственную
● способность к совместной деятельности;
● овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
– владеть базовыми логическими операциями:
– сопоставления и сравнения,
– группировки, систематизации и классификации,
– анализа, синтеза, обобщения,
– выделения главного;
● владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем
и знакосимволических средств;
● устанавливать существенный признак классификации, основа для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
● с
учетом
предложенной
закономерности
задачи
и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
● предлагать
критерии
противоречий;
для
выявлять
выявления
закономерностей
● выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
и
решения поставленной задачи;
● выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
● делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
● самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
● использовать
вопросы
познания;
как
исследовательский
инструмент
● формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
● формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
● прогнозировать
возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3) работа с информацией:
● применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
● выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
● находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
● самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
● оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
самостоятельно;
или
сформулированным
● эффективно запоминать и систематизировать информацию.
● Овладение системой универсальных учебных познавательных
действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение
универсальными
действиями:
учебными
коммуникативными
1) общение:
● воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
● выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
● распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных
знаков,
знать
и
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
● понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику
возражения;
и
в
корректной
форме
формулировать
свои
● в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
● сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
● публично представлять результаты решения задачи, выполненного
проекта;
● самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
● иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
● понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
групповых
взаимодействия при решении поставленной задачи;
форм
● принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
● обсуждать процесс и результат совместной работы;
● уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
● планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
● выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
● оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
● сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
● выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
● ситуациях;
● ориентироваться в различных подходах принятия решений
● (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
● самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
● составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
● делать выбор и брать ответственность за решение;
● 2) самоконтроль:
● владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
● давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
● учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
● объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
● вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
● оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
● различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
● выявлять и анализировать причины эмоций;
● ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
● регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
● осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
● признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
● принимать себя и других, не осуждая;
● открытость себе и другим;
● осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов:
● анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных
речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;
● определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).
● овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями
воспринимать,
оценивать прочитанное;
анализировать,
интерпретировать
и
● умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика,
● авторскую позицию, учитывая художественные особенности
● произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;
● овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием
методов
смыслового
чтения,
позволяющих
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в
● целях
решения
эмоциональных
различных
потребностей
учебных
задач
общения
с
и
удовлетворения
книгой,
адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
● понимание
прослушанных
или
прочитанных
учебно-научных,
официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в
устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
● подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;
● овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
● представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-
научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
● извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема
Кол- Форма занятий
во
часов
ЭОР
1
Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)
Вводное занятие. Беседа
https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf
2
Как выбрать книгу?
(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок
Литературная гостиная
https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf
3
Учимся ставить цель 1
чтения («Знаю – хочу
узнать – узнал»)
Беседа
4
Что и о чём?
1
(Углубление понятия
о тексте)
Практическое занятие.
Игра
Открытые
задания PISA
5
С чего начинается
текст? (Роль
заглавия)
1
Практическое занятие.
Игра
Открытые
задания PISA
6
Зачем нужен
эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)
1
Занятие
поискового
характера
Открытые
задания PISA
7
Внимание к слову
1
Квест-игра
Открытые
задания PISA
8
Конкурс чтецов
1
Чтение стихотворений
http://www.bibliori
ng.ru/
1
Открытые
задания PISA
9
Наши друзья
и
1
помощники (Словари
и справочники)
Творческая работа
http://www.slovari.
ru
10 Учимся читать
учебный текст
(Элементы учебного
текста)
1
Практическое занятие
Открытые
задания PISA
11 Главное и неглавное
в тексте (Виды
информации в
учебном тексте)
1
Практические задания
Открытые
задания PISA
12 Учимся читать
учебный текст
(Маркировка
информации)
1
Индивидуальная работа
Открытые
задания PISA
13 Практикумдиагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с
информацией и
выделять главную
1
Практикум
Открытые
задания PISA
14 Как читать
несплошной
текст?(Поиск и
обработка
информации в не
сплошных текстах)
1
Парная работа
Открытые
задания PISA
15 Шифровка и
1
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)
Групповая работа, игра
Открытые
задания PISA
16 Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)
1
Ролевая игра
Открытые
задания PISA
17 Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета
лексикографов».
1
Работа с текстом
Открытые
задания PISA
мысль)
18 «Сцепления» в
тексте (Смысловые
1
Работа с текстом
Открытые
задания PISA
19 Погружение в текст
1
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или
публицистического
стиля речи)
Практикум
Открытые
задания PISA
20 Погружение в текст
1
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров
в тексте учебно научного стиля речи)
Групповая работа
Открытые
задания PISA
21 Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)
1
Беседа
Открытые
задания PISA
22 Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания).
Практикум
1
Занятие в игровой форме
Открытые
задания PISA
23 Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)
1
Творческая работа
24 Диалог с текстом
(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)
1
Индивидуальное
практическое
занятие
Открытые
задания PISA
25 Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)
1
Беседа, круглый стол
Открытые
задания PISA
26 Игра-состязание
1
«Аукцион вопросов и
Индивидуальная работа
Открытые
задания PISA
27 Учимся читать
«между строк»
(Скрытая
информация в
тексте)
1
Практическая работа
Открытые
задания PISA
1
Беседа
Открытые
задания PISA
связи в тексте)
ответов»
28 Что помогает понять
текст? (План текста)
Открытые
задания PISA
29 Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки, выписки,
цитаты)
30 Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)
1
Открытый микрофон
Открытые
задания PISA
1
Групповая работа
Открытые
задания PISA
31 Когда текст прочитан 1
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Индивидуальная
игрупповая
работа
Открытые
задания PISA
32 Когда текст прочитан 1
(Оценка
информации)
Беседа
Открытые
задания PISA
33 Когда текст прочитан 1
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Работа с текстом
Открытые
задания PISA
34 Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)
Контрольная работа
Открытые
задания PISA
Всего
1
34
Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и
работы
с
текстами
предлагаются
устно
и
письменно.
Письменное
предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы
представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и
вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и
выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны
быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и
соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку
выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ
приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений,
формируемыхна базовом уровне:
• определять основную и второстепенную информацию (определение
основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели
создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление
принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из
которой взят текст);
• извлекать
необходимую
фактической информации);
информацию
из
текста
(обнаружение
• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на
основе текста);
• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать
информацию
(составление
целого
из
восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
частей,
• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение
значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение
роли средств языковой выразительности);
• анализировать объекты с
целью выделения каких-либопризнаков;
структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в
тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и
систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме
краткого письменного ответа;
• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать
личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте,
аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня
тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный
ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в
свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход
может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в
виде связного высказывания с опорой на текст
Баллы
3
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в
2
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
1
виде связного высказывания без опоры на текст
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ
не имеет прямого
текста или ответ отсутствует
отношения к содержанию
0
2
Максимальный балл
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской
компетенции,
следует
учесть
определение
уровней
читательской
компетенции, разработанные для проведения международных исследований
(PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Найти
и
установить Истолковать
последовательность
или нюансов
комбинацию
показать
его деталей.
глубоко
скрытой информации, часть
которой может быть задана
основного
текста.
Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания.
Работать
правдоподобной
достаточно
Рефлексия и оценка
значения Критически
языка
или текст
или
полное гипотезы
понимание текста и всех основе
отрывков
вне
Интерпретация текста
информацией.
и/
с
или
объёмной
знаний.
оценить
нём
на
Работать
с
понятиями,
о
выдвинуть
специальных
которые
противоположны
ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании
длинных или сложных
текстов.
4 уровень
Нахождение информации
Интерпретация текста
возможную
идеи,
Найти
и
Рефлексия и оценка
установить Использовать глубокие Использовать
последовательность
комбинацию
заложенные
в академические
или тексте для понимания и
отрывков применения категорий в
глубоко
скрытой незнакомом
общественные
и
знания
для выдвижения гипотез
контексте; или критической оценки
информации, каждая часть истолковывать разделы текста. Демонстрировать
которой
может
тексте
с
отвечать текста, беря в расчет точное
множественным критериям в понимание
неизвестным целом.
контекстом
или
формой. идеями,
текста
Работать
Сделать вывод о том, какая противоречат
информация
в
задания.
с текстов.
и
сложных
которые
тексте ожиданиям
необходима для выполнения
в длинных
понимание
сформулированы
и
негативном контексте.
в
3 уровень
Нахождение информации
Найти
и
в
Интерпретация текста
некоторых Объединить
случаях распознать связи
несколько частей
информации,
того, чтобы
между
которых,
отвечает
критериям.
отрывками
каждый
из
текста
для
возможно, определить главную
множественным мысль, объяснять связи и
известной,
Работать
противоречивой
информацией.
с истолковывать
но
значения слов и
смысл
Сравнивать,
фраз.
противопоставлять
Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
устанавливать
или
связи,
давать объяснения или
оценивать
особенности
текста. Демонстрировать
точное понимание текста
в связи с известными,
повседневными
знаниями
или
основывать выводы на
менее
известных
или
знаниях.
классифицировать
части
информации, принимая
во внимание
множество
критериев.
Работать
противоречивой
с
информацией.
2 уровень
Нахождение информации
Найти
один
отрывков
каждый
возможно,
из
или
Интерпретация текста
более Определить
Рефлексия и оценка
главную Делать сравнения или
информации, мысль, понимать связи, устанавливать
которых, формировать
отвечает применять
множественным критериям. категории
и между
текстом
связи
простые внешними знаниями или
или
объяснять
Работать с противоречивой истолковывать значения особенности текста,
информацией.
в пределах ограниченной
основываясь
информация
отношениях.
части
текста,
и
на
когда собственном опыте и
малоизвестна и требуется
сделать простые выводы.
1 уровень
Нахождение информации
Найти
один
(или
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
более) Распознать главную тему Устанавливать простые
независимый друг от друга или авторские намерения связи
между
отрывок явно выраженной в в тексте на известную информацией в тексте и
тексте
информации
простому критерию.
по тему, когда требуемая общими,
информация
общеизвестна.
в
тексте повседневными
знаниями.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для
общеобразоват. организаций в 2-х частях под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А.
Рябининой. - СПб: Просвещение, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого
анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ
совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Воюшина,
М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших
школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2017;
2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции
в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для
работников образовательных учреждений, М.: 2008;
3. Пересветова Е.В. Сопоставительный анализ художественных текстов на
уроках русского языка. М.: Чистые пруды. 2007;
4. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010;
5. Шелестова З. А. «Чтение — превосходный профессор литературы»
Литература в школе № 7, 1999;
6.https://znayka.win/wp-content/uploads/2019/08/Russkij-yazyk.5kl.-%20Metodich.rekomend._Ladyzhenskaya_2014-144s.pdf
7. https://bibliogid.ru
8. https://litera.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа resh.edu.ru
Учи.ру https://uchi.ru
ЯКласс https://www.yaklass.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор