Читательская грамотность 5-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования
по учебному предмету
«Читательская грамотность»
5 класс

Составители:
учителя русского языка
и литературы
Куклина Л.Х.,
Постникова Т.М.

Нижнетуринский муниципальный округ
2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность » для 5

классов составлена в соответствии с:
1.

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об

2.

Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об

образовании в Российской Федерации»
утверждении

федерального

государственного

стандарта основного общего образования»
3.

Методическими

рекомендациями

образовательного

по

формированию

функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/.
4.

Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской

Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации
в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
5.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О

национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до
2024 года»
6.

Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России №

219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на

основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»
7.

Письмом

Департамента

государственной

политики

и

управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об
организации работы по повышению функциональной грамотности»
8.

(далее

Федеральным государственным образовательным стандартом

—

ФГОС)

основного

общего

Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
9.

образования

(Приказ

Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712

«О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».
10.

Приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Программа курса по формированию читательской грамотности

адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так

как формирование навыков смыслового чтения является стратегической
линией школьного образования в целом.
Актуальность

образовательному
государственном
образования

программы

результату,

образовательном

(ФГОС

ООО)

определена

заложенными
на

стандарте

уровне

требованиями
в

к

Федеральном

основного

общего

сформированности

метапредметного результата как запроса личности и государства. В
современном информационном обществе важно научить школьников

адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно
использовать её при реализации своих целей. Современная школа

призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться
во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные

и

жизненные

запросы

в

расширяющемся

информационном пространстве. Инструментальной основой работы с

информацией и одновременно показателем сформированности этого

умения является чтение как универсальный способ действий учащегося,
который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и
умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем

учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать,
интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит

успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится
к

универсальным,

основополагающим

и

обоснованно

является

необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового
чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация

программы будет способствовать не только повышению этого интереса,

но и формированию потребности использовать чтение как средство
познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,

эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией

закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового

чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.

Задачи программы:
1.

развивать в процессе чтения и осмысления текстов

эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы
личности;
2.

вовлекать учащихся в активные формы деятельности,

связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе
досуговом;
3.

развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся,

формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов
деятельности;
4.

освоить

базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным

видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий
формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового,

ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и

текстом как единицей информации;
5.

извлечения,

учить

использовать

понимания,

информации на основе

навыки

интерпретации

и

чтения

для

рефлексивной

поиска,
оценки

– углубления базовых знаний по теории текста;

– использования приёмов поиска и извлечения информации в

тексте;

– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации

текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

– использования приёмов обработки информации в зависимости от

цели её дальнейшего использования;
–

использования

приёмов

организации

деятельности после чтения и осмысления текстов.

рефлексивной

Место курса по формированию читательской грамотности в

учебном плане

В соответствии с учебным планом общее количество времени

на

учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет
1 час.

Содержание курса

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление

трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста

сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и

прогнозирования;

обсуждение

возможных

результатов

и

формы

предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио
достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о
результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы
портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).

Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением

определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы
подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться

чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т.
п.). Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек,

чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое,
ознакомительное, сканирующее, изучающее).

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной

информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги,
выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение

пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять

формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие

проводится на базе школьной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»

(Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам,
догадке, жизненному опыту).

Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О.

Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока

Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н.
Носов

«Фантазёры»,

Р.

Энциклопедия этикета и т.п.)

Декарт

«Метафизические

размышления»,

Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на

вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры
книги и информации, которую несёт элемент.

Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного

знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение

способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного
пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.

Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают

обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что
узнали из аннотации?):
•

прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

•

обратите внимание на условные обозначения;

•
•
•
•
•

прочитайте аннотацию;

выделите заголовки и рубрики;

представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
просмотрите первую и последнюю страницы.

Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего

вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Практикум: практическое освоение способов/приёмов

ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более
подробно уяснить какую-то определенную информацию.

•

Вопросы и задания:

прочитайте, кто автор текста;

•

прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее

предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
•

бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;

•

поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне

известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,
параграфа?
•

найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения.

Работа

в

малых

группах

(парах),

коллективное

обсуждение

и

корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте
приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)

Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».

Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению
новой информации,

ставить

собственные

цели

(стадии

вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой

информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы

(стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого
текста.

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением

технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к

содержанию текста из учебника истории (географии или научнопопулярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
1)
2)

заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У»

до знакомства с текстом;

заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго

столбика таблицы,
3)

самостоятельное чтение текста и выявление информации,

4)

совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы,

5)

заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,

которые сами поставили перед чтением?
6)

добавление источника информации (текст …) в

дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на

вопросы:

Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление

понимания

термина

текст

на

основе

знания

о

происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и
образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на

основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст

всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст

имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текста связаны); цельность

(единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность
(все

языковые

единицы

и

содержательные,

смысловые

стороны

определенным образом упорядочены); смысловая цельность (текст
отражает

те

связи

действительности);

и

зависимости,

информативность

которые

имеются

(содержание

в

самой

высказывания

и

отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция
автора).

Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы

(микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового
анализа далее не членится).

Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление

различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в
стихотворениях

А.С.

Пушкина

(«Октябрь

уж

наступил…»),

А.А.

Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов;

в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось
осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения
литературных произведений.

Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по

выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса

подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью
приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета
через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая

направленность мероприятия.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся

читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в
формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г.

Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания
роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое

(«Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.
Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки

(«Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева,
«Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к

героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с

сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый
хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий

текстов:
•

Географические последствия землетрясений (отражает тему);

•

Принципы классификации частей речи (отражает, как построен

•

Осень – любимое время года (отражает главную мысль);

текст);
•

Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках

•

Золотые пески Египта (рекламная функция);

(отражает результат);
•
•

А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям,
интересам читающего);

Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум:

составление плана

прогнозирование

прогноза

содержания

текста,

текста

по

сопоставление

заглавию,

с содержанием текста (для прогнозирования может

быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный

вопрос:

зачем

предположение оказывается неверным?

обдумывать

заголовок,

если

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

роль

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать
заглавия

и

эпиграфа,

подбирать

заглавие,

соответствующее

содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание
читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление

эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
•

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

содержательный анализ одного текста, определение темы и

главной мысли;

•

выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей

•

подбор заглавий,

–

характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме

точки зрения;
–

характеризующих тему;

вопроса, утверждения;
–

указывающих на событие, время, действующее лицо;

–

выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

–
–

заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
анализ

пословиц

(подготовленная

подборка

сборников/учебника литературы) и подбор эпиграфа.

или

из

Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М.

Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для

композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление
понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по

эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
•
•

В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?

Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения

о его содержании?
•

Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?

•

Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

•

Что вам уже известно по этой теме?

Заданиедля портфолио (на

перспективу): поиск возможного

портфолио и подбор эпиграфа.

названия

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой

единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав

русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав
слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам.
Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с

использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический
материал: к занятию 7.):
•

Аукцион «Кто больше?»

•

Реши задачу

•

Игра «Правда ли, что .?.»

•
•

В поисках слова

Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для

конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и
выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке
выразительного чтения.

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
(возможны другие варианты тем)

–

Объектами проверки являются умения

отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

–
–

понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,

отражать это понимание в выразительном чтении.

Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок

с использованием сетевых образовательных

ресурсов

(http://www.slovari.ru,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc).
Роль

словарно-справочной

литературы

и

современных

информационных источников в формировании стратегий смыслового
чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь —

это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь
извлечь их из него!» (Анатоль Франс).

Презентация словарей и справочников: информация о словарях

библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари
энциклопедические

(Большая

энциклопедический

словарь,

советская

Литературная

энциклопедия,

энциклопедия,

Большой
Детская

энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические).
Лингвистические

словари

–

одноязычные

и

многоязычные

(чаше

двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка

(словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного

литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного
произведения,

исторические,

этимологические,

синонимов,

фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические,
словообразовательные,

сокращений;

жаргонные,

терминологические

словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих
терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение

назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового

чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три
словаря разных видов). Строение словарной статьи.

Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное

задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»):
обсуждение

плана

представления

словаря,

выбор

словаря

для

представления и подготовка материалов. Примерный план представления
(презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор

(-ы),

где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи;
интересные примеры статей.

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного

текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете,

обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие
понятия, часть и целое классификация понятий.
предметов;

существенные

и

несущественные

Признаки как свойства
признаки.

Термин,

определение термина через общее (род) понятие и частное (вид),
указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный

формирующих
действия:

марафон:

практические

решение

умения

задач,

совершать

выявляющих

и

интеллектуальные

•

подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс

•

ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат;

•

выделять существенные признаки слова (например: для слова

– знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
небесное тело – планета – Земля);

квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова
термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
•

подбирать

рядоположенные

измерительные приборы).
•
•

слова

(термометр,

весы

–

Игры:

«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).

«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с

второстепенных и заканчивая существенными).
•

«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий

обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное
– часть речи, обозначает признак предмета).
•

«Третий лишний» (классификация понятий по определённым

признакам). Выявление победителей и оформление результатов в
портфолио.

Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном
Виды

информации

в

тексте)

учебном

тексте:

главная

и

второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная

и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
•

Практикум «Учимся читать учебный текст»:
Разминка

прочитанное» ;
•

на

развитие

внимания

«Учимся

запоминать

Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой

информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного
текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий,

примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию,
иллюстративную);
•

упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов

(беглое чтение и обнаружение дат, имён,
названий мест, единичных фактов).

Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и

развитие внимания, памяти, догадки

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание

прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных
графических

символов

(подчёркивание/выделение

для

маркером

выделения

слов,

информации
терминов;

[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо
важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП:
«v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Обучающий тренинг«Учимся читать учебный (научно популярный)

текст»: чтение текста, маркирование информации.
•

В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:

выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины,

незнакомые слова;

•

определите границы известной/неизвестной информации;

•

выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль

текста/абзаца;
•

найдите в тексте определения понятий (формулировки правил,

примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов
в портфолио.

Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению
умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение

работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения
нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Оформление результатов в портфолио.

Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка
информации в не сплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание,

извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты,

в которых информация предъявляется невербальным или не только

вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры),
таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения,
местности,

сооружения);

входные

билеты,

расписание

движения

транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и
др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на
уроках и в жизни. Турнир догадливых:
•

«О

чём

рассказал

билет

на

выставку/концерт/спектакль?»

Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.

«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём
рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными
текстами по извлечению информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение
информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание,

извлекать информацию, интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с

использованием материала учебников по разным предметам).

При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться

вопросы и задания:
•
•

определите вид текста;

выскажите предположения

о

основе заглавия/озаглавьте текст;

содержаниитекста

на

•

определите особенности структуры текста (сколько столбцов,

•

выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);

строк и др.);
•

обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для

выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов,
понятий);
•

определите

•

определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении

•

сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе

•

смысловые

блоки

второстепенной информацией;

–

с

главной

и

проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;

не сплошного текста;
•
•

найдите неявную информацию. Дополнительные вопросы
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль

(предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
•

Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?

•

Почему, например, таблица представлена в разном цветовом

•

Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?

•

Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?

решении?

Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими

данными Оформление результатов в портфолио.

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при

чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование,

описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах.
Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией
текста (деление

текста

на

абзацы/микротемы).

между предложениями (частями) в

Способы

тексте: цепная

связи

параллельная,

комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое

в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант
таблицы: Исследовательская задача:
1)

спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в

2)

доказать справедливость суждения академика, выполнив задание

3)

Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по

тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);

на восстановление последовательности предложений в тексте.
теории типов речи.

Упражнение на формирование умения переводить информацию в

другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером
(графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения

текста

с

точки

зрения

типа

речи,

грамматических связей предложений.

установление

смысловых

и

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются

вопросы и задания:
•

Каким типом речи является данный текст? Докажите.

•

Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?

•
•
•

Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
Объясните деление текста на абзацы?

•
•
•

Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?

Определите средства связи между … и …предложениями.

Почему для связи предложений используется местоимение, а

не речевой повтор?

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

Проводится как отчёт комиссий

лексикографово

возможностях

разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита
групповых проектов, представляющих определённые
Обсуждение и оценивание проектов.

виды

словарей.

Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,

формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и
как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные
связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал:
к занятию 18.)

Интеллектуальная

разминка:

классификации и обобщения.
•

установление

оснований

для

Интеллектуальные игры:

«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение

«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по
сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
•

«Угадай продолжение»:

выявление

пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые

смысловых

связей

в

выражения).
•

«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов,

второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и
другими смысловыми отношениями.
•

«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным

началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.

•

«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного

или

научно-популярного

текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию
– причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»:

выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема

19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ

текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор

логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая
языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов

работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат
выполнения работы в раздаточном комплекте).
•

Дополнительные задания к практикуму:

Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление

затруднений).
•
•

Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).

Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие

родины?»

Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и

аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных

функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной

единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и
изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт,

пример. Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения,
учитывающей

виды

рассуждений

(доказательство,

размышление), строение текста-рассуждения (тезис,

объяснение,

аргументы, вывод)

и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства
тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова
помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование

учебного

(научно-популярного)

текста:

выявление и маркирование информации, отражающей строение текстарассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование
результата в портфолио.

Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при

ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс
освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие
способности,

формирует

навык

быстрого

чтения,

критическое отношение к прочитанному.
•
•

вырабатывает

Интеллектуальная разминка
«Угадай слово»

«Продолжи предложение»

Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с

пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе
связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной

(смешной,

неожиданной,

предложенных.

парадоксальной)

концовки

по

образцу

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование
содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход

развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и
художественного

текстов.

Технология

«чтение

прогнозирование дальнейшего развития действия.

с

остановками»

и

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое

чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание

прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с
авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод
о возможностях разных вариантов реализации мысли

Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает

процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику
движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем

истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам,

которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке
очерёдности отвечают оба участника.

Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте

скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и
вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии

РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при
чтении текста.

Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа

(«тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого

ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть
лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые
нужно

назвать

какие-либо

факты,

вспомнить

и

воспроизвести

определенную информацию; уточняющие вопросы для установления

обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной

информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял,
то?..»,

«Я

могу

интерпретационные

ошибаться,

но,

(объясняющие)

по-

моему,

вопросы,

вы

сказали

направленные

о?..»);
на

установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие

вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза

(«Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы,
направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов

(«Почему что-то хорошо, а что- то плохо?»); практические вопросы,
направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой
(«В каких ситуациях мы можем использовать?».

Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на

заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения
общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и

«толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление
вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск
ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и

«толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.

Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли

автора, выделять в тексте главную мысль.

Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в

тексте или обдумывать свои ответы.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в

группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них,

которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта)
– обоснование и запись главной мысли текста.

Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Проводится как командная игра, победителем в которой становится

команда, задавшая последний вопрос.

Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к

тексту, разные по характеру и форме.

Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в

Умение

тексте)

осмыслять информацию,

осуществляя

мыслительные

операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой
информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление

смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа

в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»:

анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра (командная)
«Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с
учебным

(познавательным)

текстом,

решение

задачи

—

собрать

коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе

коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста
информационных

единиц.

Игровой

результат

определяется наличием именно этих единиц.

действия

команд

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в

портфолио.

Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,

перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды
и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание

с

существительным

вопросительный, тезисный.

в

именительном

падеже),

Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение

учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная
запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы

и задания:
•

выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые

•

выделите в тексте определения понятий (формулировки

слова;

правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);

•

выясните значение незнакомых слов, терминов;

•

абзаца;
•
•

выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого
запишите главную мысль абзаца кратко;

откорректируйте запись и составьте план в одной форме

(назывной, вопросный и т.д.)

Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в

соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и
преобразования текстовой информации.

Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее

чтение

учебного

соответствующие

текста,

пунктам

составление
плана

и

запись

(фактов,

плана,

ключевых

выписки,

понятий,

цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий
РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного

дневника).

Вариант

задания:

используя

приёмыпросмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме

(предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и

обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать
выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Тема

30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и
перекодирование информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки.

Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать

результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация

проектной деятельности в группах:
•

определение конечного продукта деятельности и предъявления его

в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер,

опорный конспект) и устного сплошного текста;
•

коллективное

обсуждение

этапов

проектирования

сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение

(выбор

основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,
озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не

сплошного текста, используемых технических средств; распределение
обязанностей при создании конечного продукта);
•

реализация проекта в группах в соответствии с намеченными

•

предъявление результатов деятельности и рефлексия.

этапами;

Упражнение

на

развитие

умения

использовать

полученную

информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми
продуктами

деятельности

и

формулирование

вопросов

содержания созданного группой не сплошного текста.

на

основе

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной

работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов

не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных
конспектов. Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление
информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста):

пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных
умений. Использование умения анализировать композицию текста и

отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами

рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное,
близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу
передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста

повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве

исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в

теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и

знаниевым

опытом,

выявлять,

насколько

она

полезна,

интересна,

практически значима, является важнейшим рефлексивным умением,

формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во
время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые
вопросы и задания:
•

Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?

•

Что нового и полезного вы узнали из текста?

•
•
•
•
•
•

Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
Как

можно

оценить

положительные

информацию:

каковы

и отрицательные стороны информации?

Возможны ли другие пути решения вопроса?

Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
Где можно применить полученные знания?
Над

какими

вопросами

в

процессе осмысления текста вы

задумывались? (при чтении данные вопросы адаптируются применительно
к содержанию конкретного текста).

Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся

после чтения проблемного публицистического текста.

Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление
информации: план текста и пересказ)

Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление
портфолио)

Заключительное занятие

является подведением итогов, включает

самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному

читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка

результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих
организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата

работы и самоанализа.

Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений

обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления
создают

наиболее

благоприятные

возможности

конкретных образовательных результатов.

для

достижения

Личностные результаты
1.

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному

2.

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

самоопределению;
3.

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой

деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
4.

проявление интереса к способам познания;

6.

сформированность внутренней позиции личности как особого

5.

стремление к самоизменению;

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
7.

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

8.

установка на активное участие в решении практических задач,

нравственного выбора;

осознание важности образования на протяжении всей жизни для

успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;
9.

приобретение

опыта

успешного

межличностного

общения;

10.готовность к разнообразной совместной деятельности, активное

участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
11.

соблюдение

правил

безопасности,

безопасного поведения в интернет-среде.

в

том

числе

навыков

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1.

готовность

к

действиям

в

условиях

неопределенности,

2.

деятельность, в том числе умение учиться у других людей,

повышению уровня своей компетентности через практическую

приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
3.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:

——овладение
действиями;

——овладение
действиями;

универсальными
универсальными

учебными
учебными

познавательными
коммуникативными

——овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в

нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из

различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
●

способность их использовать в учебной, познавательной и

социальной практике;

●

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с

педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
● способность

организовать

и

познавательную деятельность;

реализовать

собственную

● способность к совместной деятельности;
● овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание

информационных текстов в различных форматах, в том числе

цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
– владеть базовыми логическими операциями:
– сопоставления и сравнения,

– группировки, систематизации и классификации,
– анализа, синтеза, обобщения,
– выделения главного;

● владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем
и знакосимволических средств;

● устанавливать существенный признак классификации, основа для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

● с

учетом

предложенной

закономерности

задачи

и противоречия в рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;

● предлагать

критерии

противоречий;

для

выявлять

выявления

закономерностей

● выявлять дефициты информации, данных, необходимых для

и

решения поставленной задачи;

● выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;

● делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;

● самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:
● использовать

вопросы

познания;

как

исследовательский

инструмент

● формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;

● формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

● прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;

3) работа с информацией:

● применять различные методы, инструменты и запросы при поиске

и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;

● выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

● находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;

● самостоятельно выбирать оптимальную форму представления

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

● оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим

работником

самостоятельно;

или

сформулированным

● эффективно запоминать и систематизировать информацию.

● Овладение системой универсальных учебных познавательных
действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.

Овладение

универсальными

действиями:

учебными

коммуникативными

1) общение:

● воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;

● выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

● распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных

знаков,

знать

и

распознавать

предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

● понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику
возражения;

и

в

корректной

форме

формулировать

свои

● в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;

● сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

● публично представлять результаты решения задачи, выполненного
проекта;

● самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием

● иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
● понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать

необходимость

применения

групповых

взаимодействия при решении поставленной задачи;

форм

● принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,

● обсуждать процесс и результат совместной работы;

● уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;

● планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);

● выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;

● оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

● сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных

действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

● выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
● ситуациях;

● ориентироваться в различных подходах принятия решений

● (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);

● самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;

● составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;

● делать выбор и брать ответственность за решение;
● 2) самоконтроль:

● владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

● давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

● учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;

● объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;

● вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;

● оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

● различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;

● выявлять и анализировать причины эмоций;

● ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;

● регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

● осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

● признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
● принимать себя и других, не осуждая;
● открытость себе и другим;

● осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий

обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя

позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего

образования представлены с учетом специфики содержания предметных

областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение

следующих предметных результатов:

● анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных

речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;

● определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).

● овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями

воспринимать,

оценивать прочитанное;

анализировать,

интерпретировать

и

● умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;

определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика,

● авторскую позицию, учитывая художественные особенности

● произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;

● овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки

текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием

методов

смыслового

чтения,

позволяющих

воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в
● целях

решения

эмоциональных

различных

потребностей

учебных

задач

общения

с

и

удовлетворения

книгой,

адекватно

воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

● понимание

прослушанных

или

прочитанных

учебно-научных,

официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в

устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;

● подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;

● овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;

● представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-

научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;

● извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.

Календарно-тематическое планирование
№ Тема

Кол- Форма занятий
во
часов

ЭОР

1

Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

2

Как выбрать книгу?
(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

Литературная гостиная

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

3

Учимся ставить цель 1
чтения («Знаю – хочу
узнать – узнал»)

Беседа

4

Что и о чём?
1
(Углубление понятия
о тексте)

Практическое занятие.
Игра

Открытые
задания PISA

5

С чего начинается
текст? (Роль
заглавия)

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые
задания PISA

6

Зачем нужен
эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)

1

Занятие
поискового
характера

Открытые
задания PISA

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

Открытые
задания PISA

8

Конкурс чтецов

1

Чтение стихотворений

http://www.bibliori
ng.ru/

1

Открытые
задания PISA

9

Наши друзья
и
1
помощники (Словари
и справочники)

Творческая работа

http://www.slovari.
ru

10 Учимся читать
учебный текст
(Элементы учебного
текста)

1

Практическое занятие

Открытые
задания PISA

11 Главное и неглавное
в тексте (Виды
информации в
учебном тексте)

1

Практические задания

Открытые
задания PISA

12 Учимся читать
учебный текст
(Маркировка
информации)

1

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

13 Практикумдиагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с
информацией и
выделять главную

1

Практикум

Открытые
задания PISA

14 Как читать
несплошной
текст?(Поиск и
обработка
информации в не
сплошных текстах)

1

Парная работа

Открытые
задания PISA

15 Шифровка и
1
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)

Групповая работа, игра

Открытые
задания PISA

16 Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)

1

Ролевая игра

Открытые
задания PISA

17 Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета
лексикографов».

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

мысль)

18 «Сцепления» в
тексте (Смысловые

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

19 Погружение в текст
1
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или
публицистического
стиля речи)

Практикум

Открытые
задания PISA

20 Погружение в текст
1
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров
в тексте учебно научного стиля речи)

Групповая работа

Открытые
задания PISA

21 Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)

1

Беседа

Открытые
задания PISA

22 Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания).
Практикум

1

Занятие в игровой форме

Открытые
задания PISA

23 Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)

1

Творческая работа

24 Диалог с текстом
(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)

1

Индивидуальное
практическое
занятие

Открытые
задания PISA

25 Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)

1

Беседа, круглый стол

Открытые
задания PISA

26 Игра-состязание
1
«Аукцион вопросов и

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

27 Учимся читать
«между строк»
(Скрытая
информация в
тексте)

1

Практическая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

Открытые
задания PISA

связи в тексте)

ответов»

28 Что помогает понять
текст? (План текста)

Открытые
задания PISA

29 Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки, выписки,
цитаты)
30 Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)

1

Открытый микрофон

Открытые
задания PISA

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

31 Когда текст прочитан 1
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)

Индивидуальная
игрупповая
работа

Открытые
задания PISA

32 Когда текст прочитан 1
(Оценка
информации)

Беседа

Открытые
задания PISA

33 Когда текст прочитан 1
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

34 Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)

Контрольная работа

Открытые
задания PISA

Всего

1

34

Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и

работы

с

текстами

предлагаются

устно

и

письменно.

Письменное

предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы

представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и

вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и
выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны

быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и

соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку
выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ
приведены в разделе «Дидактические материалы».

В тесты включаются задания на формирование/проверку умений,

формируемыхна базовом уровне:

• определять основную и второстепенную информацию (определение
основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);

• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели
создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);

• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление
принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из
которой взят текст);

• извлекать

необходимую

фактической информации);

информацию

из

текста

(обнаружение

• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на
основе текста);

• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать

информацию

(составление

целого

из

восстановление последовательности, составление плана и т.п.);

частей,

• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение

значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение
роли средств языковой выразительности);

• анализировать объекты с

целью выделения каких-либопризнаков;

структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в

тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);

• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и

систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме
краткого письменного ответа;

• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать

личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте,
аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).

Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня

тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный

ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в

свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход
может быть таким:

Указания к оцениванию связного письменного ответа

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в
виде связного высказывания с опорой на текст

Баллы
3

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в

2

Подтверждение личного мнения дано отдельными словами

1

виде связного высказывания без опоры на текст

Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ
не имеет прямого

текста или ответ отсутствует

отношения к содержанию

0

2

Максимальный балл

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской
компетенции,

следует

учесть

определение

уровней

читательской

компетенции, разработанные для проведения международных исследований
(PISA,PIRLS).

Уровни читательской компетентности
5 уровень

Нахождение информации
Найти

и

установить Истолковать

последовательность

или нюансов

комбинацию

показать

его деталей.

глубоко

скрытой информации, часть
которой может быть задана
основного

текста.

Сделать вывод о том, какая
информация

в

тексте

необходима для выполнения
задания.

Работать

правдоподобной
достаточно

Рефлексия и оценка

значения Критически

языка

или текст

или

полное гипотезы

понимание текста и всех основе

отрывков

вне

Интерпретация текста

информацией.

и/

с

или

объёмной

знаний.

оценить

нём

на

Работать

с

понятиями,

о

выдвинуть

специальных
которые

противоположны

ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании

длинных или сложных
текстов.

4 уровень
Нахождение информации

Интерпретация текста

возможную

идеи,

Найти

и

Рефлексия и оценка

установить Использовать глубокие Использовать

последовательность
комбинацию

заложенные

в академические

или тексте для понимания и

отрывков применения категорий в

глубоко

скрытой незнакомом

общественные

и

знания

для выдвижения гипотез

контексте; или критической оценки

информации, каждая часть истолковывать разделы текста. Демонстрировать
которой

может

тексте

с

отвечать текста, беря в расчет точное

множественным критериям в понимание
неизвестным целом.

контекстом

или

формой. идеями,

текста

Работать

Сделать вывод о том, какая противоречат
информация

в

задания.

с текстов.

и

сложных

которые

тексте ожиданиям

необходима для выполнения

в длинных

понимание

сформулированы

и

негативном контексте.

в

3 уровень
Нахождение информации
Найти

и

в

Интерпретация текста

некоторых Объединить

случаях распознать связи

несколько частей

информации,

того, чтобы

между

которых,
отвечает

критериям.

отрывками

каждый

из

текста

для

возможно, определить главную

множественным мысль, объяснять связи и

известной,

Работать

противоречивой
информацией.

с истолковывать

но

значения слов и
смысл

Сравнивать,

фраз.

противопоставлять

Рефлексия и оценка
Делать

сравнения

устанавливать

или

связи,

давать объяснения или
оценивать

особенности

текста. Демонстрировать

точное понимание текста

в связи с известными,
повседневными
знаниями

или

основывать выводы на
менее

известных

или

знаниях.

классифицировать
части

информации, принимая
во внимание

множество

критериев.

Работать

противоречивой

с

информацией.

2 уровень
Нахождение информации
Найти

один

отрывков
каждый

возможно,

из

или

Интерпретация текста

более Определить

Рефлексия и оценка

главную Делать сравнения или

информации, мысль, понимать связи, устанавливать
которых, формировать
отвечает применять

множественным критериям. категории

и между

текстом

связи

простые внешними знаниями или
или

объяснять

Работать с противоречивой истолковывать значения особенности текста,
информацией.

в пределах ограниченной

основываясь

информация

отношениях.

части

текста,

и

на

когда собственном опыте и

малоизвестна и требуется
сделать простые выводы.

1 уровень
Нахождение информации
Найти

один

(или

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

более) Распознать главную тему Устанавливать простые

независимый друг от друга или авторские намерения связи

между

отрывок явно выраженной в в тексте на известную информацией в тексте и
тексте

информации

простому критерию.

по тему, когда требуемая общими,
информация

общеизвестна.

в

тексте повседневными
знаниями.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для

общеобразоват. организаций в 2-х частях под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А.
Рябининой. - СПб: Просвещение, 2020.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого
анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ
совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Воюшина,

М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших
школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2017;

2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции
в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для
работников образовательных учреждений, М.: 2008;

3. Пересветова Е.В. Сопоставительный анализ художественных текстов на
уроках русского языка. М.: Чистые пруды. 2007;

4. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010;

5. Шелестова З. А. «Чтение — превосходный профессор литературы»
Литература в школе № 7, 1999;

6.https://znayka.win/wp-content/uploads/2019/08/Russkij-yazyk.5kl.-%20Metodich.rekomend._Ladyzhenskaya_2014-144s.pdf
7. https://bibliogid.ru
8. https://litera.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

Российская электронная школа resh.edu.ru
Учи.ру https://uchi.ru

ЯКласс https://www.yaklass.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».