Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Заместитель директора по УВР,
руководитель центра
образования «Точка роста»
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Удивительный мир информатики»
срок реализации – 1 год
возраст обучающихся – 9-11 лет
Составила:
Корнилова Наталья Сергеевна,
руководитель
центра образования «Точка роста»
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
1. Пояснительная записка
Направленность
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 4
классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп
образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Актуальность
Актуальность данной темы в том, что большая часть современных
школьников выросла в условиях, когда компьютер превратился в привычный
объект, который всегда был дома. В курсе «Удивительный мир информатики»
учащиеся расширят свое представление о принципах работы компьютера, о
программируемой компьютерной графике.
Новизна
Программа содержит дополнительный изучаемый материал (работа со
строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи), значительно расширяет
возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков.
Специфика курса состоит в том, что они строятся на уникальной
дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая
является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного,
нравственного и интеллектуального развития.
Отличительная особенность
Программные средства, используемые в программе, обладают
разнообразными
графическими
возможностями,
понятным
даже
первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что
позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по
логическим законам, возможна организация разнообразной интересной
деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с
конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет
развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные
особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому
программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность связана с реализацией следующих
возможностей для развития ребенка:
⎯ создание максимального количества ситуаций успеха;
⎯ возможность долговременного влияния на формирование личности
обучающегося,
⎯ выявление и стимулирование проявлений положительных личностных
качеств ребенка,
⎯ практическая значимость (расширение кругозора, использование
приобретаемых качеств, знаний в повседневной жизни),
⎯ предоставление
обучающемуся
широких
возможностей
для
самовыражения средствами программирования.
Программа предназначена для обучающихся младшего звена без
предъявления требований к уровню подготовки.
В программе
предусматривается определенная последовательность прохождения тем.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Для успешной
реализации программы используются различные методические разработки и
наглядные пособия.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Удивительный мир
информатики» 9-11 лет, наполняемость групп 8 - 9 человек.
Срок реализации программы – 1 год
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятия 40 минут. Срок освоения программы – 1 год.
Количество часов – 34.
Форма и режим занятий
Форма обучения: очная, формы проведения занятий: аудиторные. В
данной программе используется индивидуальная, групповая и фронтальная
формы работы.
2. Цель и задачи образовательной программы
Целью обучения по программе «Удивительный мир информатики»
является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей
средствами информационных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучение практическим навыкам и умению работать на ПК;
• формирование знаний о принципах функционирования основных
устройств компьютера;
• формирование навыков и культуры интернет-коммуникации;
• обучение использованию информационных технологий, умению
работать с готовыми программными средствами: редакторами текстов и
графическими редакторами, электронными таблицами и другими
пакетами прикладных программ;
• приобретение опыта индивидуальной и коллективной проектноисследовательской деятельности.
Развивающие:
•
•
•
•
совершенствование компьютерной грамотности ребенка;
обучение выполнять различные задачи в основных приложениях
развитие творческой активности, творческого потенциала ребенка;
развитие
необходимых
качеств:
усидчивости,
аккуратности,
художественного вкуса;
• развитие технического, пространственного, логического и креативного
мышления;
• Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении заданий, бережного
отношения к компьютерной технике;
• повышение мотивации к саморазвитию;
• воспитание добросовестного отношения к труду
3. Содержание образовательной программы
3.1. Учебно-тематический план
Учебный план
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «В
удивительном мире информатики».
№
Наименование
Всего Часов Часов
Форма контроля
занятия
раздела / темы
часов теории практики
Основы компьютерной грамотности
Вводное занятие.
Устный опрос
Техника
безопасности на
1
занятиях кружка.
1
1
Знакомство с
устройством
компьютера.
Правила жизни
Нет
людей в мире
2
1
1
информации.
Оргтехника.
Различные способы
Устный опрос
передачи
3
информации (буква, 1
0,5
0,5
пиктограмма,
иероглиф, рисунок).
Работа в текстовом редакторе MSWord
Создание текстового
Комбинированный
документа. Способы
опрос
4
1
0,5
0,5
редактирования
текста.
Редактирование
Комбинированный
текста:
опрос
5
1
1
выделение текста,
копирование и
перемещение текста.
6
7
8
9
10
11
12
Оформление текста:
применение
шрифтов и их
атрибутов.
Оформление текста:
выделение текста
цветом.
Проверка
орфографии и
грамматики.
Использование
элементов рисования
(автофигуры,
рисунки, клипы).
Использование
элементов рисования
(надписи WordArt).
Создание минипроекта
«Поздравительная
открытка «С днем
рождения».
Работа с таблицами:
создание таблиц,
ввод текста,
форматирование
текста, изменение
направления текста.
Форматирование
таблиц:
добавление границ и
заливки.
Комбинированный
опрос
1
1
1
1
1
-
-
-
-
-
1
1
1
Комбинированный
опрос
Комбинированный
опрос
1
Комбинированный
опрос
1
Проверка
самостоятельной
работы
Комбинированный
опрос
1
1
0,5
-
0,5
1
Комбинированный
опрос
№
Наименование раздела / Всего Часов Часов
Форма контроля
занятия
темы
часов теории практики
Проверка
Создание проекта
13
1
1
самостоятельной
«Расписание уроков».
работы
Работа с графическим редактором MS Paint.
Работа с графическим
Комбинированный
14
1
1
редактором Paint.
опрос
Создание
Проверка
минипроекта
самостоятельной
15
«Поздравительная
1
1
работы
открытка «С Новым
годом».
Редактирование
Комбинированный
16
объектов. Обращение
1
1
опрос
цвета.
17
Конструирование.
1
1
Создание
Проверка
минипроекта
самостоятельной
18
1
1
«Волшебница
работы
зима».
Создание
Проверка
минипроекта
самостоятельной
19
1
1
«Волшебница
работы
зима».
Создание минипроекта
Проверка
«Поздравительная
самостоятельной
20
1
1
открытка «День
работы
защитника Отечества».
Создание минипроекта
Проверка
«Поздравительная
самостоятельной
21
1
1
открытка «День
работы
защитника Отечества».
Работа с табличным редактором Excel
Особенности
Комбинированный
представления в
опрос
22
информации в
1
1
табличном редакторе
MSExcel.
Создание
Проверка
23
минипроекта
1
1
самостоятельной
работы
«Поздравительная
открытка «8 Марта».
Создание линейных и
Комбинированный
24
столбчатых диаграмм. 1
1
опрос
Форматирование.
Создание круговых
Комбинированный
25
диаграмм.
1
1
опрос
Форматирование.
Использование авто
Комбинированный
26
ввода данных.
1
1
опрос
Форматирование ячеек.
Создание мини-проекта
Проверка
27
«Наблюдения за
1
1
самостоятельной
погодой».
работы
Работа в программе MS PowerPoint
Особенности
Комбинированный
28
1
1
представления в
опрос
Создание слайдов.
Комбинированный
Макет.
опрос
29
1
1
Форматирование
объектов.
Настройка анимации.
Комбинированный
30
1
1
Дизайн.
опрос
Создание творческих
Проверка
31
мини-проектов в среде 1
1
самостоятельной
MSPowerPoint.
работы
Создание творческих
Проверка
32
мини-проектов в среде 1
1
самостоятельной
MSPowerPoint.
работы
33
Защита мини-проектов. 1
1
Защита проекта
Защита мини-проектов.
Защита проекта
34
Заключительное
1
1
занятие.
4. Содержание программы
Раздел 1. Основы компьютерной грамотности (3 ч)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы
компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор,
оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода
информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики
(по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные
характеристики современных носителей информации: объем информации,
хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Раздел 2. Работа в текстовом редакторе MS Word (10 ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка,
слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на
компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ
списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст.
Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная
работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы,
величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в
различных текстовых форматах.
Раздел 3. Работа с графическим редактором MS Paint (6 ч)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Глубина цвета. Компьютерная графика (растровая,
векторная, фрактальная). Интерфейс графического редактора. Форматы
графических файлов. Инструменты.
Раздел 4. Работа с табличным редактором Excel (8 ч)
Структура документа. Технологии создания электронных книг
документов. Формат ячеек.
Создание, редактирование и форматирование документов на
компьютере. Понятие адресации. Абсолютные, относительные и смешанные
ссылки. Использование диаграмм и формул.
Раздел 5. Работа в программе MS PowerPoint (7 ч)
Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. Настройка
анимации. Дизайн.
5. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и
«Калькулятор».
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно
закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор.
Метапредметные результаты:
работать в сотрудничестве;
уметь находить пути поиска информации.
Личностные УУД:
положительно относиться к учению, к познавательной деятельности,
желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена
общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа,
определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя)
6. Контрольно-оценочные средства
Программой предусмотрены входящий, текущий, промежуточный и
итоговый контроль над достижением планируемых результатов.
Входящий контроль проводится в форме беседы в начале реализации
программы для определения уровня знаний и умений детей на момент начала
освоения программы.
Текущий контроль проводится в течение всего срока реализации
программы для определения степени усвоения обучающимися учебного
материала, определения готовности детей к восприятию нового материала,
повышения мотивации к освоению программы; выявление детей, отстающих
и опережающих обучение; подбора наиболее эффективных методов и средств
обучения для достижения планируемых результатов.
Промежуточный контроль проводится в конце изучения каждого
раздела.
Итоговый контроль проводится по итогам освоения программы в целом
для определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей, определения образовательных результатов.
Итоговый
контроль осуществляется в форме защиты творческого проекта.
Личностные результаты определяются путём педагогического наблюдения,на
основании показателей и критериев, представленных в таблице.
Критерии
Проявляет
познавательны
йинтерес и
активность на
учебных
занятиях
(участие в
экспериментах,
исследованиях,
соревнованиях)
Демонстрирует
мотивацию на
здоровый образ
жизни (правила
личной
гигиены,
организации
рабочего места,
правила
техники
безопасности)
Высокий (3 б)
Активно
включается в
учебную
деятельность
, проявляет
познавательн
ый
интерес,
участвует в
экспериментах и
исследованиях
После каждой
операции наводит
порядок на
рабочем месте;
использует
правила
безопасной
работы,
применяет детали
конструктора
строго по
назначению, по
окончании работы
убирает все детали
наместо.
Содержит в
чистоте одежду,
рукии лицо.
Демонстрирует
Уважител
общественно
ьно
признанные нормы относится
в культуре
ко
поведения, общения взрослым (на
«Вы»),
знает правила
такта,не
утверждается за
Средний (2 б)
Включается в
учебную
деятельностьпосле
дополнительной
мотивации,
проявляет
познавательный
интерес, участвует
в экспериментах и
исследованиях
Не всегда
наводит порядок
на рабочемстоле
после
конкретного
этапа работы;
использует
правила
безопасной
работы,
применяет
детали строго по
назначению, но
не всегда по
окончании
работы убирает
на место. Не
всегда опрятен.
Уважитель
но
относится
ко
взрослым (на
«Вы»),но не
всегда
тактичен, не
Низкий (1 б)
Включается в
учебную
деятельность
после
дополнительной
мотивации, слабо
проявляет
познавательны
й интерес,
частично
участвует в
экспериментах и
исследованиях
Редко наводит
порядок на
рабочем столе
после конкретного
этапа работы;
использует правила
безопасной работы,
но не всегда
применяет детали
конструктора
строго по
назначению, по
окончании работы
неубирает детали
конструктора на
место. не опрятен.
Уважительно
относится ко
взрослым, но не
всегда
тактичен,
утверждается
за
(со
сверстниками,
взрослыми,
малышами)
Связывает
свои
перспективны
е
планы и интересы с
техническим
творчеством
счет
младших,
толерантен,
дружелюбен,
несоздает
конфликтн
ых
ситуаций.
утверждается
за счет
младших, не
всегда толерантен,
скорее
дружелюбен,не
создает
конфликтн
ых
ситуаций.
Планиру
ет
дальней
шее
обучение
в
объединен
иях
техническо
й
направленности,
в определении
будущей
профессии
затрудняется.
счет младших, не
всегда
толерантен,
может создавать
конфликтн
ые
ситуации.
Планиру
Дальнейшее
ет
обучение в
дальней
объединени
шее
ях
обучение
технической
в
направленности
объединен
рассматривает,
иях
ноне уверен в
техническо
своёмвыборе и
й
не
направленнос
связывает своё
ти,связывает
будущее
свою
с
будущую
технико
професси
й
юс
техникой.
Определение уровня личностных результатов:
10 - 12 баллов – высокий, 5 - 9 баллов – средний, 1 - 4 балла –
низкий.
7. Условия реализации программы
Аппаратное и техническое обеспечение
⎯ Парта ученическая
⎯ Стул ученический
⎯ Персональные компьютеры (ноутбуки) обучающихся с выходом в
интернет
⎯ Стол компьютерный педагога
⎯ Кресло педагога
⎯ Персональный компьютер учителя
⎯ Проекционное оборудование
Средства передачи информации:
⎯ локальная сеть;
⎯ сеть Интернет;
Программные средства:
⎯ Операционная система Windows;
⎯ веб-браузер;
Информационное обеспечение:
⎯ Инструкции и задания по выполнению учебных проектов;
⎯ Рабочие тетради
Кадровое обеспечение:
⎯ Программа реализуется одним педагогом дополнительного образования,
имеющим
образование,
соответствующее
направленности
дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой
обучающимися
8. Литература
1. Босова
Л.Л.,
Босова
А.Ю.
«Информатика.
Рабочая
тетрадь
для
4
класса»
— Практические задания, тесты, проекты, игры на логику.
2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А.«Информатика. 4 класс. Книга для
учащихся» — Для развития интереса к теме через рассказы, задачки,
истории.
3. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л.«Информатика. Рабочая тетрадь. 4
класс»— Задания на алгоритмы, деревья, кодирование, лабиринты.
4.