Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
2-4 классы
Составили:
учителя начальных классов
Жабинская Э.Р.
Берестян Н.К.
Павлова Г.Л.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в
ФГОС НОО.
Личностные результаты
-формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
-осознанное
ценностное
отношение
к
интеллектуальнопознавательной деятельности и творчеству;
-потребность и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
-мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности;
-компетенции познавательной деятельности: постановка и решение
познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными
технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
-способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии,
выстраивать свою образовательную траекторию;
-механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в
повседневной практике взаимодействия с миром;
- внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности,
ценности и психологических возможностей каждого ребенка
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную
информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения,
прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
3
формулировать основную мысль текста (в целом текста или его
фрагмента);
составлять простой и сложный план текста;
создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с
предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к
героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться
к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера
и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
видеть языковые средства, использованные автором.
Внеурочная деятельность обучающихся связана с развитием личности, и
в оценке внеурочных достижений выделяем три уровня.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных
знаний - учащиеся принимают участие в викторинах, познавательных
играх, познавательныхбеседах.
Второй уровень результатов-формирование ценностногоотношения к
социальнойреальности. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет дидактический театр,общественный смотр знаний.
Третий уровень результатов - получение опытасамостоятельногосоциального
действия
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет участие в
детских исследовательских проектах, внешкольных акциях познавательной
направленности(олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные
марафоны).
4
Содержание программы
Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов
коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и
говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных
ситуациях общения. Программа предусматривает освоение обучающимися
разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление
текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и
полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование
его своими словами), а также решение различных коммуникативно – речевых
задач. Содержание программы направленно на освоение различных видов
текстов (текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование),
формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать
учебные, научно – познавательные и художественные тексты, определять их
роль в процессе общения. Обучающиеся будут наблюдать, как изменяются
цели общения при создании художественного и познавательного текстов ( с
помощью учителя).
Чтение художественного произведения рассматривается как процесс
воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его
героями. Обучающиеся ведут диалоги с героями, анализируют их поступки,
понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного
произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как
двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на
уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения
работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы,
позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его
анализировать. Способствует обучению обучающихся извлекать из текста
требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается
речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. При работе
с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится
видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в
системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста
требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию,
обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне
текста, к деталям.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
5
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов,
заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана
текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение
содержащихся в тексте основных событий и установление их
последовательности; упорядочение информации по заданному основанию.
Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3
признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде.
Использование формальных элементов текста для поиска нужной
информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное
воспроизведение
текста
с
использованием
выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с
использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый,
устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного,
учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных
мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ
эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и
всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана
в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и
сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над
структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.
Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте
доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в
разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на
основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на
6
поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью.
Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о
прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в
творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство
с различными способами работы с деформированным текстом и
использование
их
(установление
причинно-следственных
связей,
последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий);
изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа
на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое
речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о
прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых
особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного
ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление
разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой
зрения.
7
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2733
34
Тематическое планирование
1 год обучения
(2 класс)
Тема
Вводное занятие
По И.Соколову-Микитову
В.Осеева «Плохо».
Л.Толстой «Два товарища».
По В.Бурлакову
По А.Тихонову
С.Михалков «Аисты и лягушки»
По И.Пузанову
В.Бахревский
И.Соколов-Микитов «На лесной дороге»
Л.Яхтин
А.Тихонов
По материалам энциклопедии для детей
К.Ушинский «Играющие собаки».
По И.Соколову-Микитову
По Е.Пермяку «Первая рыбка».
По И.Соколову-Микитову
С.Михалков «Не стоит благодарности»
По Цыферову «Жил на свете слонёнок».
В.Кологрив
По С.Аксакову
Ш.Перро
По Н.Юрцевичу
По С.Юцзунь
По В.Танасийчук
По В.Коржикову
Комплексный анализ текста.
Итоговое занятие
ИТОГО
8
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 год обучения
(3 класс)
Разделы (темы)
Вводное занятие
Работа с текстом «Синица»
Работа по тексту А.Тихонова
Работа по тексту Э.Бауэра
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».
Работа с текстом по Г.Ханнелору «Растения»
Работа с текстом С Михалкова «Ответ»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
10 Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
11 Работа с текстом А.Старостина
12 Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
13 Работа с текстом по Э.Шиму
14 Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
15 Работа с текстом Л.Киселёвой «И так бывает»
16 Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
17 Работа с текстом по А.Тихонову
18 Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
19 Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
20 Работа по Л.Киселёвой «Башмачки»
21 Работа с текстом по Э.Бауэру
22 Работа с текстом С.Михалкова «Осёл и бобр».
23 Работа с текстом В.Васильева
24 Работа с текстом В.Осеевой
25 Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
26 Работа с текстом по И.Соколову-Микитову «Калина»
27- Комплексный анализ текста
33
34 Итоговое занятие
ИТОГО
9
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2733
34
3 год обучения
4 класс
Разделы (темы)
Вводное занятие
Работа с текстом по Г Николаевой «Ливень»
Работа с текстом по Г. Скребицкому
Работа с текстом по К.Ушинскому
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
А.Бостром «Кошка и ёж»
С.Аксаков «Осень»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
Работа с текстом по Р.Киплингу
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
А.Тихонов «Колибри»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
К.Ушинский «Четыре желания»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».
Работа с текстом по Э.Бауэру
С.Михалков «Жадный Заяц»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову «Рябина»
Работа с текстом по Н Дудникову
К.Ушинский «Утренние лучи»
По Е.Пермяку «Как Маша стала большой»
Работа с текстом по С.Михалкову
В.Осеева «Злая мать и добрая тётя»
Работа с текстом по Г. Скребицкому
Работа с текстом по П.Молчанову
Работа с текстом по Г.Скребицкому.
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
ИТОГО
10