Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ
программа внеурочной деятельности
начального общего образования
2 класс
Составитель:
Никулина О.Р.,
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
Программа «Основы робототехники» разработана в соответствии с требованиями
ФГОС НОО. Программа направлена на создание условий для развития научнотехнического и творческого потенциала личности ребёнка посредством изучения основ
конструирования и программирования, а также посредством создания собственных
автоматизированных конструкций с использованием образовательных конструкторов.
Программа предполагает использование образовательных конструкторов:
Lego Education WeDo 2.0
Lego Education Простые механизмы
Робототехнический конструктор «Клик»
и программного обеспечения Scratch, Mblock5, как инструментов для обучения детей
конструированию, программированию, моделированию и проектированию, которые
пригодятся в будущем.
Цель и задачи программы
Цель программы:
формирование у младших школьников начальных представлений о механике и
робототехнике, основах программирования.
Планируемые результаты
Предметные результаты
− Познакомится с компьютером как техническим средством, приобретет
первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами,
научится работать с доступными электронными ресурсами
− Получит возможность расширить, систематизировать и углубить
представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, сможет овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе
− Познакомится с некоторыми способами изучения природы, начнет осваивать
умения проводить наблюдения, ставить опыты
− Учится применять математические знания и представления для решения
учебных задач, приобретет начальный опыт применения математических
знаний в повседневных ситуациях
− Имеет элементарные представления о механике, основных узлах и
компонентах простых механизмов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
− Выбирает наиболее эффективные способы решения учебных задач
− Использует знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов
− Составляет алгоритмы, модели, схемы
− Устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между
объектами
− Выдвигает способы решения проблемных ситуаций, проверяет их в ходе
эксперимента (испытания)
Коммуникативные УУД
− Проявляет активность и стремление высказываться, задавать вопросы
2
− Знает и применяет правила общения, осваивает навыки сотрудничества в
учебной деятельности
− Строит связное высказывание по выбранной теме.
Регулятивные УУД
− Составляет план работы
− Проводит пошаговый контроль под руководством учителя (самостоятельно)
− Вносит необходимые дополнения и изменения в план работы в случае
расхождения с образцом
− Оценивает свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями
− Управляет своим эмоциональным состоянием
− Осознает смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
использует их в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Личностные результаты
− Сотрудничает со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности
− Уважительно относится к труду, ценит научно-технические достижения
Проявляет потребность в учебной и общественной активности
Содержание программы
1
2
3
4
Разделы
Темы
Часы
Конструирование с
Lego Education
«Простые механизмы»
Проекты с открытым
решением Lego
Education WeDo 2.0
1-26
26
27-34
8
0
8
35-60
26
9
17
61-68
8
4
4
Основы
программирования в
Scratch с
использованием
конструктора Lego
Education WeDo 2.0
Робототехника с
набором «Клик»
Из них
Теория Практика
5
21
Формы
контроля
Создание
модели
Создание
модели
Представление
результатов
творческой
работы
Создание
программы
Представление
результатов
творческой
работы
Опрос
Выставка
Конструирование с Lego Education «Простые механизмы»
Занятия 1-2. Правила безопасности при работе с конструктором. Наименование
основных деталей конструктора. Повторение изученного во 2 классе. Основные элементы
конструктора: смартхаб, мотор, датчики, балки, кирпичи, платины, штифты, оси, зубчатые
колеса, шкивы и пр. Практика: сортировка деталей.
3
Занятия 3-4. Простые механизмы. Зубчатые колеса. Знакомство с понятием
«зубчатое колесо». Использование зубчатых колес в механизмах прошлого и настоящего.
Знакомство с понятиями «ведущее и ведомое зубчатое колесо», «коронное зубчатое
колесо», «понижающая передача», «повышающая передача».
Практика: построение трехмерных моделей, прогнозирование результатов
испытаний, проведение испытаний, фиксация результатов, объяснение полученных
выводов.
Занятия 5-6. Карусель. Практика: создание и испытание модели карусели, которая
демонстрирует возможности зубчатых колес по повышению скорости вращения, по
уменьшению скорости вращения, по зацеплению под углом.
Занятия 7-8. Творческое задание «Тележка с попкорном». Практика: создание
модели тележки по заданным условиям, испытание модели, презентация своей работы.
Занятия 9-10. Простые механизмы. Колеса и оси. Знакомство с понятиями
«колесо», «ось», «трение». Использование колес и осей в механизмах прошлого и
настоящего.
Практика: построение трехмерных моделей, прогнозирование результатов
испытаний, проведение испытаний, фиксация результатов, объяснение полученных
выводов.
Занятия 11-12. Машинка. Практика: создание и испытание моделей машинки, в
которых используется одиночная фиксированная ось и отдельные оси.
Занятия 13-14. Творческое задание «Тачка». Практика: создание модели тачки по
заданным условиям, испытание модели, презентация своей работы.
Занятия 15-16. Простые механизмы. Рычаги. Знакомство с понятиями «рычаг»,
«ось вращения», «груз», «рычаги первого, второго и третьего рода». Использование
рычагов в повседневной жизни. Практика: построение трехмерных моделей,
прогнозирование результатов испытаний, проведение испытаний, фиксация результатов,
объяснение полученных выводов.
Занятия 17-18. Катапульта. Практика: создание и испытание модели, в которой
используется рычаг первого рода (катапульта).
Занятия 19-20. Творческое задание «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом» Практика: создание модели железнодорожного переезда со шлагбаумом по
заданным условиям, испытание модели, презентация своей работы.
Занятия 21-22. Простые механизмы. Шкивы. Знакомство с понятием «шкив»,
«ременная передача», «ведущий и ведомый шкивы», «повышающая и понижающая
передача». Использование шкивов в механизмах прошлого и настоящего. Практика:
построение трехмерных моделей, прогнозирование результатов испытаний, проведение
испытаний, фиксация результатов, объяснение полученных выводов.
Занятия 23-24. Аттракцион «Сумасшедшие полы». Практика: создание и
испытание модели аттракциона «Сумасшедшие полы», в которой используются
возможности ременной передачи по уменьшению и увеличению скорости вращения, по
изменению направления вращения.
Занятия 25-26. Творческое задание «Подъемный кран». Практика: создание
модели подъемного крана по заданным условиям, испытание модели, презентация своей
работы.
Проекты с открытым решением Lego Education WeDo 2.0
4
Занятия 27-28. Практика: создание модели подъемника по инструкции.
Программирование модели в WeDo 2.0. Представление результатов своей работы.
Занятия 29-30. Практика: создание модели лягушки по рисунку.
Программирование модели в WeDo 2.0. Представление результатов своей работы.
Занятия 31-32. Практика: создание модели гориллы по рисунку. Gрограммирование
модели в WeDo 2.0. Представление результатов своей работы.
Занятия 33-34. Практика: создание модели вездехода по рисунку.
Программирование модели в WeDo 2.0. Представление результатов своей работы.
Представление результатов своей работы.
Основы программирования в Scratch с использованием конструктора Lego
Education WeDo 2.0
Занятия 35-36. Что такое Scratch. Совместимость Scratch и Lego Education
WeDo 2.0 Понятия исполнителя, алгоритма и программы, их назначение, виды и
использование. Виды управления исполнителем. Способы записи алгоритма с помощью
блоков. Подключение смартхаба Lego Education WeDo 2.0 в Scratch.
Занятия 37-38. Сцена и спрайт. Сцена. Ширина и высота сцены. Редактирование
текущего фона. Вставка нового фона из файла. Вставка стандартного фона из
библиотечного модуля среды. Рисование фона в графическом редакторе. Создание
нескольких фонов в одной сцене. Спрайты. Список спрайтов. Редактор рисования для
создания новых спрайтов. Инструменты рисования (кисточка, линия, текст, эллипс) и
редактирования объекта (ластик, заливка, поворот, выбор, печать, пипетка). Центрирование
костюма. Масштабирование спрайта. Загрузка на сцену спрайтов из стандартной коллекции
среды Scratch.
Практика. Создание фона сцены и основных спрайтов на тему, выбранную
учеником.
Занятия 39-40. Проект «Бейсболист забивает гол». Создание простой анимации в
Scratch. Команды управления внешним видом объекта, управлением звука. Оживление
объекта с помощью смены костюмов, смены фона, добавление звука.
Практика. Создание анимации «Бейсболист забивает гол». Костюмы и звуки спрайта
«бейсболист». Создание эффекта движения спрайта. Добавление звука «гол». Сцена
«Бейсбол». Рисование дополнительного фона сцены. Создание программы. Представление
результатов своей работы.
Занятия 41-42. Проект «Улитка». Знакомство с командами внешнего вида объекта.
Оживление объекта в Scratch с помощью смены костюмов. Команды управления
«Повторять всегда», «Повторять 10 раз».
Практика. Конструирование улитки в Lego Education WeDo 2.0. Подключение
смартхаба. Программирование спрайта и робота-улитки в Scratch.
Занятия 43-44. Проект «Мельница». Команды внешнего вида объекта. Оживление
объекта в Scratch с помощью смены костюмов. Команды управления «Повторять всегда»,
«Повторять 10 раз».
Практика. Конструирование мельницы в Lego Education WeDo 2.0. Подключение
смартхаба. Программирование спрайта и робота-мельницы в Scratch.
Занятия 45-46. Проект «Спутник». Управление движением нескольких спрайтов и
робота. Команды движения. Управление вращением спрайта.
5
Практика. Конструирование спутника в Lego Education WeDo 2.0. Подключение
смартхаба. Программирование спрайтов «земля» и «спутник», программирование и роботаспутника в Scratch.
Занятия 47-50. Проект «Робот-охранник». Программирование датчика движения
Lego Education WeDo 2.0 в Scratch.
Практика. Конструирование робота-охранника в Lego Education WeDo 2.0. Создание
анимации в Scratch: управление внешним видом спрайта, добавление выноски (спичбабблл), запись звука.
Занятия 51-52. Управление движением робота Lego Education WeDo 2.0. в в
Scratch. Блоки управления мотором Lego Education WeDo 2.0. в Scratch. Практика.
Конструирование автомобиля из Lego Education WeDo 2.0. по замыслу учеников.
Программирование движения автомобиля вперед и назад.
Занятия 53-54. Проект «Майло 1». Управление мотором Lego Education WeDo 2.0.
в Scratch. Координаты спрайта на сцене. Управление движением спрайта по сцене.
Практика. Конструирование робота Майло в Lego Education WeDo 2.0.
Программирование мотора WeDo 2.0. в Scratch. Управление движением спрайта Майло в
Scratch. Синхронизация движения робота и спрайта.
Занятия 55-56. Проект «Майло 2». Движение мотора Lego Education WeDo 2.0. и
спрайта Scratch по и датчику движения Lego Education WeDo 2.0. Знакомство с
разветвленным алгоритмом (в практической деятельности).
Практика. Конструирование робота Майло. Управление роботом и спрайтом на
основе данных, полученных от датчика движения.
Занятия 57-58. Рисование в Scratch. Понятие координатной плоскости.
Определение координат точки на плоскости. Знакомство с расширением «Перо» и блоками
для рисования.
Практика. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, шестиугольник,
звезда) по заданным точкам в Scratch.
Занятия 59-60. Рисование в Scratch. Практика. Рисование эскиза домика на
координатной плоскости. Определение координат точек. Рисование по координатам в
Scratch. Представление результатов работы.
Робототехника с набором «Клик»
Занятия 61-62. Знакомство с элементами конструктора: балки, штифты, оси и пр.,
датчики, моторы. Названия портов. Программирование робота в Mblock5 и передача
программы.
Занятия 63-64. Практика. Сборка робота по инструкции.
Программирование робота в Mblock5 по образцу. Проведение испытаний.
Занятия 65-66. Практика. Сборка робота совместно с учителем по инструкции.
Программирование робота в Mblock5 по образцу. Проведение испытаний.
Занятия 67-68. Итоговое тестирование. Фотовыставка работ, выполненных в
течение года.
6
Тематическое планирование
№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
Часы Тема
Теория
Конструирование с Lego Education «Простые механизмы»
2
Правила безопасности при работе с
1
конструктором. Наименование основных
деталей конструктора.
2
Простые механизмы. Зубчатые колеса
1
2
Карусель.
2
Творческое задание «Тележка с попкорном»
2
Простые механизмы. Колеса и оси.
1
2
Машинка
2
Творческое задание «Тачка»
2
Простые механизмы. Рычаги.
1
2
Катапульта
2
Творческое задание «Железнодорожный
переезд со шлагбаумом»
2
Простые механизмы. Шкивы.
1
2
Аттракцион «Сумасшедшие полы»
2
Творческое задание «Подъемный кран»
Проекты с открытым решением Lego Education WeDo 2.0
2
Проект «Вилочный подъемник»
2
Проект «Лягушка»
2
Проект «Горилла»
2
Проект «Вездеход»
Основы программирования в Scratch
с использованием конструктора Lego Education WeDo 2.0
2
Что такое Scratch. Совместимость Scratch и
1
Lego Education WeDo 2.0
2
Сцена и спрайт.
1
2
Проект «Бейсболист забивает гол»
0,5
2
Проект «Улитка»
0,5
2
Проект «Мельница»
0,5
2
Проект «Спутник»
0,5
4
Проект «Робот-охранник»
1
Практика
2
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1,5
1,5
2
2
2
2
Управление движением робота Lego Education
WeDo 2.0. в Scratch.
Проект «Майло 1»
Проект «Майло 2»
Рисование в Scratch
Рисование в Scratch
Робототехника с набором «Клик»
7
1
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
№
61-62
63-64
65-66
67-68
Часы Тема
Знакомство с робототехническим набором
«Клик» и средой программирования Mblock5
Движение робота Клик по линии.
Стопоходящий робот.
Подведение итогов года. Выставка работ.
Теория
1,5
Практика
0,5
1
1
0,5
1
1
1,5
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике
безопасности.
2. Столы для обучающихся.
3. Стулья.
4. Конструкторы «Lego WeDo 2.0» (5 шт.), «Lego Простые механизмы», (4 шт.)
робототехнический набор «Клик» (1 шт).
5. Ноутбуки для программирования моделей с установленным ПО «Lego WeDo 2.0»,
«Scratch», «Mblock5»
6. Стол для экспериментальных запусков моделей.
7. АРМ педагога, проектор, интерактивная доска.
8. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования,
конструкторских материалов.
В информационном обеспечении программы используются следующие
ресурсы: интернет, работы педагога, работы детей.
8