Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1
Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
(1-4 классы)
Составили
учителя начальных классов:
Алексеева Т.В.
Берестян Н.К.
Беспятых Н.В.
Вихарева Е.В.
Вышедко М.В.
Жабинская Э.Р.
Корнилова Н.С.
Павлова Г.Л.
Нижнетуринский муниципальный округ
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в
соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; авторсоставитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление
Всероссийская
Программа
развития
социальной
активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята
России»).
Внедрение
программы
«Орлята
России»
в
практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением
и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России»,
представленные по годам обучения. Также они включают отдельные результаты в области
становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут
быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1-4
классах. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных
недели в год).
Основные направления воспитательной деятельности
Направления
Целевые ориентиры
воспитания
Гражданское
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Патриотическое
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовно-
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
нравственное
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские
традиционные
семейные
ценности
(с
учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Физическое
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя
и
других
людей
образа
жизни,
в
том
числе
в
информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой
и спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические
особенности с учетом возраста.
и
поведенческие
Трудовое
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений.
Выражающий
желание
участвовать
в
различных
видах
доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое
Понимающий
ценность
природы,
окружающей
среды,
зависимость жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственного поведения, на состояние природы, окружающей
среды.
Проявляющий
любовь
к
природе,
бережное
отношение,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки
охраны
природы,
окружающей
среды
и
действовать
в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
Познавательное
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных
объектах
как
компонентах
единого
мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно,
что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России».
Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам,
позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия,
сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
1класс
Формы
Название
Содержание учебного курса
трека
Эрудит».
деятельности
занятий
Трек
«Орлёнок
Виды
организации
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Дидактические,
–
Познавательная,
конверт- копилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц развивающие
и игровая,
второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все ролевые
игры, проблемно-
связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для учебные
диалоги, ценностное
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной игровая программа
общение.
стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами
получения информации.
Трек
«Орлёнок
Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Создание
Познавательная,
– Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х «Классного
круга игровая,
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как добра»
Решение проблемно-
можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», кейса
«Как ценностное
«волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском поступить в данной общение.
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать ситуации
преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач попросить
учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
и
что
в
награду».
Динамические паузы.
Трек
«Орлёнок
Мастер»
–
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – идея
«одной Познавательная,
Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, большой
командой игровая, досугово-
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных делаем общее дело». развлекательная,
профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на изготовление
художественное
два временных промежутка: во время первой части трека дети – оригами, реализация творчество,
активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и идей по украшению проблемноклассную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем класса/классной ёлки ценностное
классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для
общение.
знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий
(на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек
«Орлёнок
Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ танцевальная
– трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для зарядка;
реализации
этого
трека
обусловлено
необходимостью
введение игровая,
усилить образа
двигательную активность детей, так как к середине учебного года участие
Познавательная,
ЗОЖика, проблемнов весёлых ценностное
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от стартах,
проба общение,
учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- спортивных
ролей физкультурно-
оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить детьми,
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
спортивная
прослушивание
рассказа спортсмена
школы,
интервью,
беседа
со
спортсменами
Трек
«Орлёнок
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – Игра – путешествие, Познавательная,
–
альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно- работа в парах по игровая,
Хранитель
ориентированная
деятельность
по
осмыслению
личностного изучению данных в проблемно-
исторической
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. детской
ценностное
памяти»
Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, энциклопедии,
общение
истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и просмотр
моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – познавательного
хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих видеоролика
об
достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. историческом
и
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника культурном
Отечества, Международного женского дня и других праздников.
богатстве
своего
региона/своей
страны, просмотр
фотографий
о
прошлом,старине..
Трек
«Орлёнок
Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека сбор
–
рюкзачка Познавательная,
– Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека эколога, экскурсия
игровая,
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами
проблемно-
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
ценностное
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
общение
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
2 класс
Формы
Название
Содержание учебного курса
трека
Виды
организации
деятельности
занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека
– конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают
опыт
совместной
деятельности,
что
является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень Игра-испытание.
сплочѐнности
Трек
«Орлёнок
Лидер»
классного
коллектива,
сформировать
детские Динамические паузы.
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной Практикум «Пробую
–
деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …» себя в роли лидера».
Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием Работа
по
ЧТП
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя Веревочный курс
звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в «Лидер»
команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание,
учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие
задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
проблемноценностное
общение
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по
кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),«молекула», «имя хором» и др.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад,
Трек
«Орлёнок
–
Эрудит»
интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети
знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо
для
их
успешной
деятельности,
в
том
числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Командные
и
интеллектуальные
игры,
«Кейс
интеллектуальных,
игра «Всезнайки»
Создание «конвертакопилки
игра
Познавательная,
игровая
«Эрудит»,
«Хочу
всё
знать»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Познавательная,
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с Создание идеисвоего игровая, досуговопониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах дела. Тренинг «Мы развлекательная,
Трек
«Орлёнок
Мастер»
–
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- мастера».
Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой Экскурсия/
художественное
мастер- творчество,
части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или класс
проблемно-
представление, вторая часть трека определена для знакомства с Мини-спектакль
ценностное
лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
общение.
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год.
Трек
«Орлёнок
–
Доброволец»
Проведение
трека
в
данный
временной
период
можно
Познавательная,
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и Беседа.
проблемно
поддержит
ценностное
общее
настроение
добра,
взаимопонимания, Динамическиепаузы
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
общение
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
Беседа.
Игра
«Победа
над
Великим
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ Нехочухой».
трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено Динамические паузы.
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к Работа с чек-листом, Познавательная,
Трек
«Орлёнок
Спортсмен»
–
середине учебного года накапливается определѐнная физическая и Игра с элементами игровая, проблемно
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что ТРИЗ,
мини- ценностное
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том соревнования. КТД
числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний «Плакат
период.
болельщика». Играобсуждение
«Копилка
болельщика».
общение.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека
– рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
Трек
«Орлёнок
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами
–
Эколог»
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками
деревьев,
уборке мусора в рамках экологического
субботника
Сбор
рюкзака
эколога,
игровые
упражнения, игра
«Экологическая
Познавательная,
ромашка»,
игровая, проблемно
Дидактическая игра
ценностное
«Орлёнок»:
что
в общение
мусорном
ведре?
Экскурсия/интеллект
уальная игра.
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека –
альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
Трек
«Орлёнок
–
Хранитель
исторической
памяти»
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного Экскурсия,
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. исследование
игровая, проблемно
Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения исторических
ценностное
традиций, истории и культуры своего родного края. Основная альбомов
общение.
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны
3-4 классы
беседа, Познавательная,
Формы
Название
Содержание учебного курса
трека
Виды
организации
деятельности
занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека
– конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети Игра
Трек
«Орлёнок
приобретают
–
Лидер»
опыт
совместной
деятельности,
что
на
является командообразование
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень Беседа. Тренинг на
сплочѐнности
классного
сформировать
детские
коллектива
в
микрогруппы
начале
для
учебного
года, выявления лидера в
приобретения
и команде.
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
проблемноценностное
общение
осуществления опыта чередования творческих поручений
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Игра «Лото».
конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц Интеллектуальная
второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных игра
Трек
«Орлёнок
–
Эрудит»
интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот «Вопрос от эрудита». Познавательная,
период дети знакомятся с разными способами получения информации, Игра
игровая
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе «Интеллектуальный
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей кроссворд»
отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек
«Орлёнок
Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
–
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом,
Игра
«Эврика».
Мастер классы.
КТД
Познавательная,
«Россия игровая, досугово-
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных мастеровая». Игра по
развлекательная,
профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на станциям
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на мастера»
ценностное
уровне региона или страны).
общение.
год.
–
Доброволец»
Проведение
трека
в
данный
временной
период
можно
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит
общее
настроение
добра,
взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
«Орлёнок
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к
Спортсмен»
–
середине учебного года накапливается определѐнная усталость,
вызванная
гиподинамическим
Надеемся,
что
кризисом
дополнительные
и
учебной
нагрузкой.
физкультурно-оздоровительные
мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в
зимний период.
Решение кейса
«Как
поступить
в
данной ситуации и
что
попросить
награду».
«Создай
в
КТД
людям
хорошее
Познавательная,
проблемно
ценностное
общение
настроение». Минитренинг.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ
Трек
творчество,
«Мы проблемно-
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
«Орлёнок
мастеров».
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека Тренинг
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Трек
«Город
художественное
КТД
«Зарядка». КТД
«Плакат
болельщика». Играобсуждение
«Копилка
болельщика».
Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное
общение.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека
– рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
Трек
«Орлёнок
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами
–
Эколог»
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками
деревьев,
уборке мусора в рамках экологического
субботника.
КТД
«Экологическая
Познавательная,
тропа».
игровая, проблемно
КТД
ценностное
«Знаю,
умею, общение
действую».
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека –
альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим КТД
Трек
«Орлёнок
–
Хранитель
исторической
памяти»
«Альбом
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит памяти». Поделка
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком «Традиции России».
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе Кодекс
лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость «Орленкасохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через хранителя».
понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество,
проблемно
ценностное
общение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
–
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
–
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
–
уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота
своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
–
–
понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
–
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
–
признание индивидуальности каждого человека;
–
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
–
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического иморального вреда другим людям;
–
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностныхотношений.
Эстетическое воспитание:
–
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
–
стремление
к
самовыражению
в
разных
видах
художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
–
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образажизни в окружающей среде (в том числе информационной);
–
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
–
бережное отношение к природе;
–
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
–
первоначальные представления о научной картине мира;
–
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность исамостоятельность в познании.
–
проявление желания обогащать свои знания,
способность
к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
–
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
–
способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения;
–
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление,классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
–
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (подруководством педагога);
–
умение
понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие,благотворительность (под руководством педагога);
–
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
–
понимать, что информация может быть представлена в разной форме –
книга, фото,видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
–
умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора,руководителя, исполнителя;
–
умение
сравнивать
свои
качества
с
качествами
лидера,
комментировать процессрешения поставленных задач, проявлять этику общения;
–
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в
ходе поискаответа;
–
умение
высказывать
свою
точку
зрения,
договариваться
с
одноклассниками, работаяв группе;
–
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
–
умение
рассуждать,
высказывание
вести
повествование,
строить
своѐ
в соответствии с поставленной задачей или
вопросом;
–
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
–
умение
работать
в
группе,
общаться
со
сверстниками
на
принципах взаимоуважения и помощи;
–
признание возможности существования различных точек зрения и
права каждогоиметь свою;
–
умение
высказывать
свою
точку
зрения
и
пытаться
еѐ
обосновывать, приводяаргументы;
–
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,
корректно поотношению к окружающим;
–
умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместнойдеятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;
–
умение
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность
изменять себя;
–
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск
средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
–
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
–
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание
им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности;
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание
главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность,
увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга,
журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера
совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности
комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство
с
понятием
«лидер»,
его
важными
качествами;
наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего
и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит»,
синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения
мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»;
умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные
танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество»,
умение определять главную мысль мультфильм; осознавать
положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность
природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила
экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной
среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об
истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и
чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема раздела
п\п
Кол-
Электронные
во
образовательные ресурсы
(цифровые)
часов
1.
Старт программы
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdb
og
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGDqlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
4.
Орлёнок – Мастер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
7.
Орлёнок – Эколог
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
8.
Орлёнок
–
Хранитель 4 ч
исторической памяти
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
9.
Подведение итогов
2ч
Итого:
34ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
2 класс
№
Тема раздела
п\п
1.
Старт программы
Кол-во Электронные(цифровые)образовательные
часов
ресурсы
1ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
4.
Орлёнок – Мастер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/6825
75/? ysclid=llokep8qay493518882
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-podrugomu/korobka-hrabrosti
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
7.
Орлёнок – Эколог
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
8.
Орлёнок
–
Хранитель 5 ч
исторической памяти
9.
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/
Подведение итогов
5ч
Итого:
34ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
3 класс
№
Тема раздела
п\п
1.
Старт программы
Кол-во
Электронные(цифровые)образовател
часов
ьные ресурсы
2ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyM
qpg
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
4.
Орлёнок – Мастер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
7.
Орлёнок – Эколог
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
8.
Орлёнок
–
Хранитель 4 ч
исторической памяти
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=
34
9.
Подведение итогов
4ч
Итого:
34ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
4 класс
№
Тема раздела
п\п
1.
Старт программы
Кол-во
Электронные(цифровые)образовательн
часов
ые ресурсы
2ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
4.
Орлёнок – Мастер
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
7.
Орлёнок – Эколог
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
8.
Орлёнок
–
Хранитель 4 ч
исторической памяти
9.
Подведение итогов
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
Итого:
34ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в 1
1.
классе»
«Мы будем друзьями в классе»
1
«Правила настоящих друзей»
1
Вводный Орлятский урок
1
«Кто такой эрудит?»
1
«Всезнайка»
1
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
«Подведём итоги»
1
«От слова к делу»
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Дата
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
«Доброволец – это доброе сердце»
1
«Подведём итоги»
1
«Мастер – это…»
1
«Мастерская Деда Мороза …»
1
«Класс мастеров»
1
«Классная ёлка»
1
«Утро мы начнём с зарядки»
1
«Сто затей для всех друзей
1
«Весёлые старты»
1
«Азбука здоровья»
1
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
1
«История школы – моя история»
1
«Поход в музей»
1
«Историческое чаепитие»
1
«ЭКОЛОГиЯ»
1
«В гости к природе»
1
«Мы друзья природе»
1
«Орлята – экологи»
1
«Лидер – это…»
1
«Я хочу быть лидером!»
1
«С командой действую!»
1
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
«Мы дружный класс»
1
32.
Подведение итогов участия в Программе в текущем 1
33.
учебном году
34.
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34
2 класс
№
Тема
Кол-во часов
Вводный «Орлятский урок»
1
Лидер – это…
1
С командой действовать готов. Верёвочный курс
1
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
1
«Мы дружный класс!»
1
Кто такой эрудит?
1
Развиваемся, играя!
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Могу быть изобретателем
1
8.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На 1
9.
старте новых открытий»
Мастер – это…
1
От идеи – к делу!
1
КТД «Классный театр
1
10.
11.
12.
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – 1
13.
подводим итоги
Игра по итогам 3-х треков:
14.
1
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игра по итогам 3-х треков:
15.
1
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
От слова к делу.
1
КТД «Создай хорошее настроение»
1
КТД «Братья наши меньшие»
1
16.
17.
18.
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
1
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
1
О спорт, ты – мир!
1
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
1
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
1
«Мой след на планете»
1
Восхищаемся красивым миром
1
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.
1
Хранитель семейных традиций
1
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
1
Историческое чаепитие
1
Расскажи мне о России
1
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
29.
30.
31.
32.
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
33.
учебном году
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
34.
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3 класс
№
Тема
Кол-во часов
Вводный «Орлятский урок»
1
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером
1
3.
«В команде рождается лидер»
1
4.
КТД «Вместе мы сможем всё»
1
5.
«Мы дружный класс!
1
6.
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
1
7.
«Игра – это полезно и интересно»
11
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
1
10.
Мастер – это…«Россия мастеровая»
1
11.
«В гости к мастерам»
1
12.
«Мастер – это звучит гордо!»
1
13.
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
14.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
1.
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
16.
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
1
18.
«Доброволец – это доброе сердце»
1
19.
«Портрет добровольца»
1
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
1
21.
«Сто затей для всех друзей»
1
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
23.
«Встреча-подарок»
1
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
1
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
29.
«Традиции моей страны»
1
30.
«Знать, чтобы хранить»
1
31.
КТД «История становится ближе»
1
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
учебном году
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Вводный «Орлятский урок».
1
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.
1
3.
«В команде рождается лидер».
1
4.
КТД «Вместе мы сможем всё».
1
5.
«Мы дружный класс!
1
6.
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
1
7.
«Игра – это полезно и интересно»
1
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
10.
Мастер – это…«Россия мастеровая»
1
11.
«В гости к мастерам»
1
1.
12.
«Мастер – это звучит гордо!»
1
13.
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
14.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
16.
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
1
18.
«Доброволец – это доброе сердце»
1
19.
«Портрет добровольца»
1
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
1
21.
«Сто затей для всех друзей»
1
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
23.
«Встреча-подарок»
1
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
1
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
29.
«Традиции моей страны»
1
30.
«Знать, чтобы хранить»
1
31.
КТД «История становится ближе»
1
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
учебном году
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем 1
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята
России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoytseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых
занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-v-programme-1-klasstekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3.
Учебно-методический
комплект
для
1
класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-
metodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4. Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/
6. Построение курса внеурочной деятельности 4 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroeniekursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4-klassa-/
7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/
Электронная
библиотека
сайта
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель
«Орлята
России»