В мире книг 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании Педагогического
совета
протокол от 27.08.2025 г. № 1

Утверждено
Директор
Бехтерева Л. Б.
Приказ от 01.09. 2025 г. № 164 о/д

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Никулина О.Р.
27.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

В мире книг
1 – 4 классы

Составили
учителя начальных классов
Берестян Н.К.
Павлова Г.Л.
Жабинская Э.Р.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности.
Личностные результаты:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
познавательные:
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя
информацию из аппарата книги;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои
результаты.
коммуникативные:
• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
и т.д.
Формы организации учебной деятельности: литературные игры,
конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг,
проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по
окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
2

Содержание программы
№
Разделы программы
Количество часов
1 год часов
2 год 3 год 4 год
п/п
1 Здравствуй, книга!
2
5
4
2 Обогащение читательского
31
26
24
23
3 опыта.
Периодические издания для
3
и
родной
природе.
4 детей
Детские справочники и
3
5 энциклопедии
По страницам любимых книг
3
3
8
Всего часов: 33
34
34
34

Всего
часов
11
104
3
3
14
135

Здравствуй, книга! (2 ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка,
титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования
книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа
в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книгапроизведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой
(рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский,
С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский,
С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной
из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с
фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
3

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура
книги-сборника.
В. Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре
книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок»,
инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная
Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник
историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В.
Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра
«Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов
«Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома»,
Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (4 ч).
Книги-сборники о животных.
4

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г. Скребицкого.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина
«Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских
журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного
каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других
детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурскроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных
эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном
фонде. Чтение выбранной книги.
5

Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и
др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С.
Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка
«Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая
работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье
по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о
семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга
«Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, МальчишеКибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии,
письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению,
содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
6

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители,
былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и
читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка»,
братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».
Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен
мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в
группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
7

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник
рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон,
Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных
писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных
писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение,
обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов,
оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов»,
«Чудеса планеты Земля»; детские газеты: «Пионерская правда», «Читайка»,
«Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические
справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»
4 класс (34 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»
в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава
Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
8

Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный
сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера
(стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных
изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники,
энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц
по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
«Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений
(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.
Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателяхсказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по
структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и
энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов
мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с
«бродячими» сюжетами.
9

Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др.
Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни
слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто
такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение
ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях,
событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и
темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (4 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк
В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги»
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

10

№
п/п

Названия раздела,
темы

Тематическое планирование
1 класс
Характеристика деятельности учащихся

Здравствуй, книга!(3 часа)
1
Учебные книги
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь
первоклассника. Правила
алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.
работы с книгой.
2
Художественные книги.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь
Большеформатная книга в
алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде
типовом оформлении
(книга-произведение).
Книге о Родине и родной природе.(2 часа)
3
Книги о Родине и природе. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
4
Элементы книги. КнигаСравнивать книгу-сборник с книгой-произведением
произведение и книгасборник.
Писатели детям ( 3 часа)
5
Книги-сборники писателей- Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в
классиков о детях.
мире книг; работать в паре.
Инсценирование эпизодов книг.
6
Книги современных
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в
писателей о детях.
мире книг; работать в паре.
7
Выставка книг. Слушание и Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.
рассматривание одной из
книг. Художникииллюстраторы.
11

Народная мудрость. Книги-сборники.( 2 часа)
Потешки, шутки и
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
8
считалки. Книги-сборники
«Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки»
9
Игры «Посчитайся»,
Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.
«Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини
загадку».
По страницам книг В Сутеева. ( 3 часа)
10 Книги В. Сутеева.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой;
Структура книги-сборника. оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.
11 В.Сутеев – автор и
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой;
оформитель книг для детей. оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.
12 Литературная игра «По
Принимать участие в литературной игре; работать в парах.
страницам сказок
В.Сутеева»
Сказки народов мира( 3 часа)
13 Книги – сборники «Русские Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в
народные сказки». Книгиобщей работе и оценивать свои результаты.
произведения.
14 Сказки народов России и
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
народов мира. Оформление Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в
выставки книг.
общей работе и оценивать свои результаты.
15 Конкурс «Герои народных Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
сказок». Проектная
осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей
деятельность
работе и оценивать свои результаты.
(коллективная). Домики12

сказки.
Книги русских писателей -сказочников.( 3 часа)
16 Сборник сказочных
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.
историй А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
17 Слушание и чтение
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;
историй из книги А.Н.
осознавать значимость чтения для личного развития.
Толстого «Приключения
Буратино».
18 Творческая работа
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в
«Встреча с Буратино».
общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.
Детские писатели ( 3 часа)
19 Книги С.Маршака.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
Выставка книг.
ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.
20 Книги- сборники
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
произведений
ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.
К.Чуковского.
21 Книги Е.Чарушина для
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
детей. Герои книг
слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
Е.Чарушина.
Сказки зарубежных писателей.( 3 часа)
22 Книга Ш.Перро «Красная
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.
Шапочка» в разных
изданиях.
23 Книга Дж.Харриса «Сказки Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
дядюшки Римуса». Книга- слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
сборник историй. Герои
книги.
13

24

В гостях у сказки.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
Книги-сборники стихотворений для детей( 2 часа)
25 Стихотворения для детей.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Книги-сборники. А.Барто.
слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
В.Берестов. С.Михалков.
26 Конкурс чтецов
Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и
стихотворений детских
оценивать свои результаты.
поэтов «Слушаем и читаем
стихи детских поэтов».
Дети – герои книг.(3 часа)
27 Дети – герои сказок.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
(«Сестрица Алёнушка и
слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.)
28 Дети – герои рассказов. (В. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Осеева «Совесть»,
слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
«Мушка», Н.Носов
«Мишкина каша», Е.
Пермяк «Первая рыбка» и
др.)
29 Дети – герои
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
стихотворений. (А.Барто
слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
«В школу», С.Михалков
«Фома», Е.Благинина
«Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных( 3 часа)
30 Книги В.Бианки.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
14

31
32
33

Г.Скребицкого.
Книга Н.Некрасова
«Дедушка Мазай и зайцы».
По страницам любимых
книг. Выставка книг.
Творческая
работа:
сочинение рассказа «Мой
маленький друг».

слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о
прочитанной книге и героях.
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Уметь презентовать свою работу.

15

№ п/п
1
2
3
4

5
6

Названия раздела. темы
Книга, здравствуй – 3ч
Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая
печатная книга на Руси
Структура книги (элементы книги).
Книгочей — любитель чтения –
2ч
Экскурсия в библиотеку
(городскую).
Правила поведения в библиотеке.
Алфавитный каталог.
Каталожная карточка.
Книги о твоих ровесниках – 4ч
Выставка книг о детях. Структура
книги.

7

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

8

Книги Е. Пермяка. Титульный
лист.
Книги Н. Носова. Типы книг.

9
10

Крупицы народной мудрости.
Книги-сборники – 4ч
Книги В. Драгунского. Аппарат
книги.

2 класс
Характеристика деятельности учащихся
Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги.
Иллюстрации в книге и их роль.
Конкурс «Пословицы о книге и учении».
Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»
Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать
выбранную книгу. Работа с каталожной картой.
Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный
каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои
детских книг»
Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детяхровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.
Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные
эпизоды из рассказов о детях.
Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из
рассказов о детях.
Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из
рассказов о детях.
Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из
рассказов о детях.

16

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Герои детских книг. Библиотечный
стенд
Книги-сборники. Малые жанры
фольклора.
Пословицы. Темы пословиц.
Рукописная книга «Пословицы о
книге и учении».
Писатели – сказочники – 4ч
Загадки. Темы загадок. Конкурс
«Отгадай загадку».
Скороговорки и чистоговорки
Книги с литературными
(авторскими) сказками.
Писатели-сказочники
Книги о детях – 4ч
Герои сказок. Викторина.
По страницам сказок Х.К.
Андерсена.
Проектная деятельность
«Путешествие в страну сказок»
Книги о детях. Выставка книг
Книги о тех, кто подарил нам
жизнь – 2ч
Герои книг В. Осеевой

Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и
журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах).
Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по
тропинкам фольклора
Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц
Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку».
Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной
мудрости» (работа в группах).
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной
книги.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

Обзор сказок Х.К. Андерсена. Выразительное чтение.
Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С.
Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н.
Сладков и др.).
Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой

17

23

Книги Н. Носова. Приключениесказка о Незнайке и его друзьях.

Читать книги-сборники о детях и для детей
Н. Носова

24

Старые добрые сказки – 4ч
Книги С. Михалкова:
стихотворения, басни, рассказы
Книги о братьях наших меньших.
Художники-оформители

Читать книги-сборники о детях и для детей
С. Михалкова. Выразительное чтение.

Сборники стихотворений для
детей. Каталожная карточка.
Книги-сборники сказок народов
мира.
Переводчики, пересказчики
обработчики народных сказок.
Защитникам Отечества
посвящается – 1ч
Народные сказки на страницах
детских журналов
Книги о тех, кто подарил нам
жизнь – 1ч
Книги о семье

Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С.
Михалков, А. Барто).
Читать книги сказок народов мира.
Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других
стран.

25
26
27

28

29

30

Защитникам Отечества
посвящается – 2ч
Книга А. Гайдара «Сказка о
Военной тайне, о МальчишеКибальчише и его твёрдом слове».

Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и
др.).

Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка
«Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую
работу.
Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах):
«Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье»,
«Стихотворения о семье Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с
жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы,
колыбельные».
Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»:
фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише
и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

18

31
32
33
34

Библиотечный урок «Хвала книге». Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести
По страницам любимых книг.
проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению,
Презентация любимой книги.
содержанию и поступкам героев).
По страницам любимых книг -2ч
Творческая работа: комиксы и
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять
весёлые истории
еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Творческая работа: комиксы и
весёлые истории
Итоговое занятие.

19

3 класс
№ п/п

Названия темы
занятия

1

История книги. Библиотеки. (4 часа)
Былины, легенды, сказы.
Первые книги. Библия.
Летописи. Рукописные книги. Истрия книги.
Первопчатник Иван Федоров
Стартовая проверочная работа.
По дорогам сказок. Сказки народные и
литературные. (3 часа)
Волшебный мир сказок.
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
Сказки с загадками.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Книги-сборники. Басни и баснописцы.( 3
часа)
История басни.
Басни в прозаической форме.
Русские баснописцы.Герои басен.
Инсценирование басен.
Книги о родной природе. (3 часа)
Родные поэты.
Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А.
Фета.

Характеристика учебной деятельности

Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях.
Познакомиться с разными изданиями детской библии.
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Разгадывание кроссворда «Волшебные предметы».
Уметь рассматривать и сравнивать книги.
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию.
Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация,
оглавление.
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков.
Инсценировать басни (работа в группах).
Собирать информацию для библиографической справки об авторе.
Слушать стихотворения, обмениваться мнениями.

20

13

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

Выполнять поисковую работу по проекту.

14

Книги Л. Н. Толстого для детей. (3 часа)
Л. Н. Толстой для детей.

Чтение произведений Л.Н. Толстого.. Выразительно чтение эпизодов.

15

Составлять таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в
группах).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

18

Л. Н. Толстой – обработчик русских
народных сказок.
Промежуточная проверочная работа.
Животные – герои детской литературы (4
часа)
Произведения о животных.
Рассказы о животных А. Куприна.

19
20

Книга Дж. Лондона «Бурый волк».
Художники-иллюстраторы книг о животных.

21

Дети – герои книг. (3 часа)
Дети – герои книг.
Произведения о детях.

Читать и обсуждать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда»

Литературная игра. «Кто они, мои
сверстники — герои книг?»
Книги зарубежных писателей. (2 часа)
Зарубежные писатели.

Участвовать в литературной игре «Кто они, мои сверстники — герои
книг?»
Познакомиться с книгами зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж.
Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).

25

Библиографический справочник.

26

Книги о детях войны (3 часа)
Л. Воронкова «Девочка из города».

Составлять библиографические справочники: отбор информации о
зарубежных писателях (работа в группах).
Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры).

16
17

22
23
24

Работать с книгой Куприна «Ю-ю»,
писать отзыв о прочитанной книге.
Писать отзыв о книге или героях книги.
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения

21

27

Книга В. Железникова «Девушка в военном». Уметь самостоятельно работать с новым произведением.

28

Кто они – дети войны.

29

Газеты и журналы для детей. (3 часа)
Что такое периодика.

30
31
32

Детские газеты и журналы.
Электронные периодические издания.
«Книги, книги, книги…» (2 часа)
Классная газета «Книгочей».

Уметь находить нужную информацию в газетах и журналах;
Уметь пользоваться электронными газетами и журналами.
Готовить материал для классной и школьной газеты;

33

Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?

34

Итоговая проверочная работа.

Собирать информацию для проекта «История детской газеты и
журнала»;
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом»: встречи,
сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Рассматривать и читать детские газеты и журналы;

22

4 класс
№ п/п

Названия темы
занятия

Характеристика учебной деятельности

1

Страницы старины седой. (4 часа)
Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Былины, былинщики. Былинные богатыри.

2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки.
Первая печатная книга на Руси.
Библия. Библейские предания.
Творческая работа: история книги.

3
4
5
6
7
8
9

Крупицы народной мудрости. (4 часа)
Героические песни о героях России. Песняслава.
Книга- сборник С.Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах».Справочный
материал о Суворове.
Русь великая в произведениях фольклора.
День народного единства: презентация
рукописной книги и постеров ( стендов) о
героях России.
Мифы народов мира.( 2 часа)
Мифы народов мира. Книги- сборники.

Сообщения: « Иване Федоров- первопечатнике», «Библиотека
Ярослава Мудрого»
Познакомиться с разными изданиями детской библии.
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом).
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию.
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения Уметь рассматривать и
сравнивать книги.
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию.
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию.
Знать аппарат книги-сборника: титульный лист, аннотация,
оглавление. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё
мнение
и аргументировать свою точку зрения
23

10

Мифологические герои.

11

Русские писатели-сказочники ( 3 часа)
Мир сказок: сказки народные и авторские.

12

Книги со сказками русских писателейклассиков. Сказка П.Ершова «КонекГорбунок»
Исторические (фольклорные) корни
литературных произведений на примере
летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем
Олеге» А.С.Пушкина.
Книги, книги,книги…». (4 часа)
Библиографический справочник: справки о
писателях-сказочниках. Энциклопедии и
книги-справочнике.
Книги. Элементы книги. Справочный аппарат
книги.
Библиотека. Первые библиотеки. Правила
пользования библиотекой. Экскурсия в
библиотеку.
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

13
14

15
16

17
18

Книги о детях и для детей. (3 часа)
Проектная деятельность: создание рукописной
книги «Русские баснописцы»

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию. Участвовать в беседе о прочитанной книге,
выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию.
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию. Участвовать в беседе о прочитанной книге,
выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения Оценивать поведение героев с
точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.
Собирать информацию для библиографической справки об
авторе. Работать с каталогом, составлять выставки книг.
Собирать информацию для библиографической справки об авторе.
Собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Собирать информацию для библиографической справки об авторе.
Выполнять поисковую работу по проекту

24

19
20
21

22
23
24
25
26
27

Дети-герои книг писателей 20 века.

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения
Библиографические справки о Марке Твене, Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
В.Гюго, Д.Мамине-Сибиряке, А.Куприне.
достижения. Собирать информацию для библиографической справки
об авторе
Словари, справочники. энциклопедии
(3
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
часа)
Писать отзыв о книге или героях книги.
(4 часа)
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о
детях». Аннотация на книгу-сборник
писателей-классиков.
Хранители слов- словари. Выставка словарей.
Уметь работать оо словарем, пользуясь алгоритмом учебных
Игра-конкурс «Объясни слово»
действий.
Справочники и словари. Детская
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
энциклопедия.
Родные поэты ( 3 часа)
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий .
Игра «100 вопросов Почемучек»-практическая Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
работа со справочной литературой.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной
Слушать стихотворения, обмениваться мнениями.
природе. Структура книги.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине
Слушать стихотворения, обмениваться мнениями.
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И. Никитина,
С.Есенина, Н.Рубцова.
Писатели о писателях. Очерки и
Слушать стихотворения, обмениваться мнениями
воспоминания. ( 4 часа)
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной
природе»

25

28
29
30
31
32
33
34

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения
Встреча с корреспондентом местной газеты.
Участвовать в беседе, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения
Творческая работа: очерк о своей школе, о
Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры).
своем городе или любимой книге.
Мир книг ( 3 часа)
Уметь самостоятельно работать с новым произведением. Участвовать
Книги о детях войны. Е.Ильина «Четвертая
в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
высота»
и аргументировать свою точку зрения
Детские газеты и журналы.
Уметь находить нужную информацию в газетах и журналах;
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры,
Рассматривать и читать детские газеты и журналы;
конкурсы, подготовленные презентации.
Итоговый урок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».