Положение об АООП

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО
21 января 2022 г.
Председатель ППО
.К. Ергер

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 4
от 21 января 2022 г.

Положение об адаптированной основной
общеобразовательной программе
МАОУ НТГО «ИСОШ»
1. Общие положения
1Л Положение об адаптированной основной общеобразовательной
программе (далее Положение) разработано в соответствии со следующими
нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря
2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный
государственный образовательный
стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный Приказом Минобрнауки России от
19 декабря 2014 года N 1598;
Федеральный
государственный образовательный
стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации 6Л 0.2009 № 373 (в ред. приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от
18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643,18.05.2015 № 507, 31.12.2015 № 1576);
Федеральный
государственный образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014
№ 1599;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и
дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №
1644, 31.12.2015 № 1577);

- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии» (в части, не противоречащей действующему
законодательству, в переходный период введения ФГОС ОВЗ, ФГОС О УО);
- Постановление о Главного государственного санитарного врача РФ т
10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основны общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (с изменениями и
дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 11 февраля 2022 года №
69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министертсва просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №
115»
- Устав МАОУ НТГО «ИСОШ»;
1.2. Положение регулирует процесс разработки адаптированной
основной общеобразовательной программы (далее АООП) с соблюдением
совокупности обязательных требований Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О УО) и
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) к ее структуре, содержанию и условиям
реализации в МАОУ НТГО «ИСОШ».
1.3. АООП отражает специфику, основные направления и результаты,
а также стратегию развития учреждения по реализации ФГОС,НОО ОВЗ и
ФГОС О УО, обеспечивает социально-образовательный заказ, удовлетворяет
особые
образовательные
потребности
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
1.4. АООП обеспечивает решение следующих задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно­
нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать,
сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач,
планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до
конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и
сверстниками);
- создание специальных условий для получения образования в
соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и
организационных форм получения образования обучающимися с ОВЗ,
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом
общих и - специфических образовательных потребностей разных групп
обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.5. АООП рассматривается на педагогическом совете и утверждается
директором МАОУ НТГО «ИСОШ».
1.6. Переработка АООП, внесение корректив в её содержание
производится в связи с изменениями в нормативно-правовых документах, на
основе которых составлена АООП, выходом новых нормативно-правовых
документов по организации образования обучающихся с ОВЗ, умственной
отсталостью.
1.7. Нормативный срок освоения АООП обучающимися с ОВЗ,
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 13 лет в и определяется особенностями психического и физического развития
обучающихся
с
ОВЗ,
умственной
отсталостью,
их
особыми
образовательными потребностями.
1.8. Зачисление на обучение по АООП осуществляется по личному
заявлению родителя (законного представителя) обучающихся и на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
1.9. АООП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, составляется с
учетом требований индивидуальной программы реабилитации и абиллитации
инвалида (далее) ИПРА в части создания специальных условий получения
образования.

1.10. АООП реализуется с учетом особых образовательных
потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ, умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально
разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение АООП на основе дифференцированного подхода и
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей обучающихся.
1.11. В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО
может быть разработан один или несколько вариантов АООП (с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся.
1.12. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития на основе требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО
разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности
обучающихся.
1.13.Обучение по АООП может быть организовано в очной, очно­
заочной, заочной форме. При обучении в очно-заочной форме
образовательная организация сама определяет соотношение часов урочной и
самостоятельной работы обучающихся.
1.14. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП,
может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием
ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с
использованием ресурсов и иных организаций.
2. Структура и содержание АООП
2.1. АООП разрабатывается на основе примерной АООП.
2.2. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений.
Соотношение
частей
определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и
составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60% и не более 40%.
2.3. АООП реализуется организацией через организацию урочной и
внеурочной деятельности. Чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации АООП определяется образовательной организацией
ежегодно согласно требований СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
2.4. АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
2.4.1.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП.
2.4.2. Содержательный раздел определяет общее содержание
образования
обучающихся
с
ОВЗ,
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно­
развивающей области;
- программу духовно-нравственного (нравственного) развития,
воспитания;
- программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного - образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
2.4.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
- учебный план, включающий предметные и коррекционно­
развивающие области, внеурочную деятельность. Учебный план является
основным организационным механизмом реализации АООП;
- систему специальных условий реализации АООП в соответствии с
требованиями ФГОС. НОО ОВЗ, ФГОС О УО;
2.5. Требования к разделам АООП.
2.5.1. В пояснительной записке содержатся:
- цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения АООП;
- принципы и подходы к формированию АООП;
- общая характеристика АООП;
психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- описание особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- описание структуры и общую характеристику СИПР обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП для
обучающихся с УО вариант 2).
2.5.2. Планируемые результаты освоения АООП обеспечивают: связь
между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки
результатов освоения АООП; являются основой для разработки АООП
Учреждения; являются содержательной и критериальной основой для
разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической

литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися
АООП в соответствии с требованиями ФГОС.
2.5.3.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам
обучения).
Учебный план включает предметные области в зависимости от
варианта АООП (в соответствии с приложениями к ФГОС).
Количество учебных занятий по предметным областям для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) за 9 учебных лет составляет не более 8 377 часов, за 12
учебных лет - не более 11 845 часов, за 13 учебных лет - не более 12 538
часов. Количество учебных занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью; тяжелыми и множественными
нарушениями развития за 12 учебных лет составляет не более 13 646 часов,
включая коррекционные курсы, за 13 учебных лет - не более 14 636 часов,
включая коррекционные курсы.
Обязательным элементом структуры учебного плана является
«Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание
коррекционных курсов. Количество часов, выделяемых на реализацию
коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
составляет за 9 учебных лет не более 1 830 часов, за 12 учебных лет - не
более 2 442 часов, за 13 учебных лет - не более 2 640 часов. Выбор
коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно
определяется Учреждением исходя из особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные
занятия,
обеспечивающие
различные
интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
(или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.

2.5.4. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - БУД,
Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и
конкретизирует требования ФГОС к личностным и предметным результатам
освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей
учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет
реализовывать
коррекционно-развивающий
потенциал
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Базовые учебные действия — это элементарные и
необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых
обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с
умственной отсталостью.
Программа содержит цели, задачи, описывает функции, состав и
характеристику БУД. Определяет связь БУД с содержанием учебных
предметов, требования к формированию БУД, мониторинг БУД.
2.5.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают
достижение планируемых результатов освоения АООП. Программы
отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на
основе:
- требований к личностным и предметным результатам (возможным
результатам) освоения АООП;
- программы формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
- общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с
учетом особенностей его освоения обучающимися;
- описание места учебного предмета в учебном плане; личностные и
предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
- содержание учебного предмета, коррекционного курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
2.5.6. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
призвана обеспечить духовно-нравственного (нравственного) развития
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,
в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов
общества.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества. Программа
предполагает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей
историко-культурную, этническую и региональную специфику.
- Программа духовно-нравственного (нравственного) развития
включает цель, задачи, основные направления работы, перечень
планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей
поведения школьников с умственной отсталостью), формы организации
работы.
2.5.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обеспечивает:
- формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного
для человека и окружающей среды;
- пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с
учетом их - возрастных, психологических и иных особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие - психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по
любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием
здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье
на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни содержит цели, задачи, планируемые результаты,
основные направления и перечень организационных форм.
2.5.8. Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы (далее Программа) направлена на
коррекцию недостатков психического развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени,
преодоление
трудностей
в
освоении
адаптированной
основной
общеобразовательной программы, оказание помощи и поддержки
обучающихся данной категории в получении ими образования и дальнейшей
социализации в общество. Программа обеспечивает:
- создание специальных условий воспитания, обучения обучающихся с
умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), безбарьерной среды
жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных
коррекционных программ в образовательном коррекционно-воспитательном
процессе;
- удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении
ими адаптированной основной общеобразовательной программы, помощь в
их адаптации в Учреждении;
реализацию комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом состояния
здоровья и особенности психофизического развития (в соответствии с
рекомендациями ПМПК)
- соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого
рекомендациями СанПин 2.4.2.3286-15;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Программа содержит цели, задачи, принципы. Определяет структуру и
содержание коррекционной работы, а также этапы, условия, планируемые
результаты, мониторинг эффективности коррекционной работы.
2.5.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и развития их жизненной компетенции;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения
АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные
результаты его образования.
2.5.10. Программа внеурочной деятельности (далее Программа)
разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно. Внеурочная
деятельность в Учреждении осуществляется через учебный план
Учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками
образовательного процесса, проводимые в формах, отличных от урочной.

Содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на
решение социальной задачи: подготовить обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся, имеющих умственную отсталость, к
самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном
социальном окружении.
Программа содержит разделы (блоки) внеурочной деятельности,
основные направления, виды и формы организации внеурочной
деятельности, план внеурочной деятельности, планируемые результаты,
мониторинг, формы оценки, критерии эффективности реализации
внеурочной деятельности.
2.5.11.
Система условий реализации АООП. Система условий
реализации АООП разрабатывается на основе соответствующих требований
ФГОС и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
АООП и учитывает особенности Учреждения, и особенности взаимодействия
с социальными партнерами. Система условий включает в себя:
- описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материальнотехнических (включая
учебно-методическое
и
информационное
обеспечение);
- контроль за состоянием системы условий.
3. Порядок размещения и ознакомления с АООП
3.1. АООП, как основной нормативный документ образовательной
организации, подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет.
3.2 При зачислении обучающихся в образовательную организацию
родители (законные представители) несовершеннолетних должны быть
ознакомлены с АООП.
3.3. Педагогические работники должны быть ознакомлены с АООП на
Педагогическом совете.
4. Права и обязанности участников образовательных отношений при
разработке и утверждении адаптированной основной общеобразовательной
программы
4.1. Директор образовательной организации имеет право:
- формировать рабочие группы по разработке АООП, отдавать
соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной
деятельностью;
- рассматривать АООП на этапах ее разработки и подготовки к
утверждению;
- давать предложения и рекомендации по формированию АООП;
- утверждать АООП в соответствии с уставом общеобразовательной
организации.
Обязан:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере
образования и подзаконными нормативными правовыми актами,
регламентирующими разработку АООП;

- учитывать мнения участников образовательных отношений и других
заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения АООП;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных
отношений.
4.2. Педагогические работники имеют право:
- участвовать в разработке АООП;
- использовать лучший опыт других образовательных организаций при
формировании содержательной части АООП;
- повышать свою квалификацию с целью совершенствования
образовательных программ;
- давать предложения и рекомендации в ходе разработки АООП,
высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения;
- участвовать в согласовании АООП.
Обязаны:
- соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере
образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие
разработку АООП;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных
отношений.
4.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся:
Имеют право:
- участвовать в обсуждении АООП, высказывать свое мнение, давать
предложения и рекомендации;
- участвовать в согласовании АООП.
Обязаны:
- соблюдать права и свободы других участников образовательных
отношений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».