Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Аннотации к адаптированным рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов (вариант 1)
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Математика»
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на достижение цели:
совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем
решения практических задач.
Задачи:
формировать доступные обучающимся
математические знания,
умения,
практически применять
полученные знания в повседневной жизни, при изучении других
предметов;
обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств
учащихся средствами математики с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
воспитывать у школьников целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля и самоконтроля, аккуратность.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный
предмет
«Математика»
входит в
предметную
область
«Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования учащихся с
интеллектуальными нарушениями (Вариант 1).
На изучение математики в 1 доп. и 1 классах выделяется 3 ч. в неделю, 102 часа в год, в 2-4
классах – 4 ч. в неделю, 136 ч. в год. Всего 512ч.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»
Изучение учебного предмета «Русский язык» направлено на достижение цели: создать
условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике; формирование и
совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
развивать у учащихся устную и письменную речь;
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления,
их умственному и речевому развитию.
воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и
речи.
Коррекционные задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на
этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
развитие коммуникативно-речевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На изучение русского языка отведено: в 1 доп. – 2 ч. в неделю, 66 ч. в год, 1 - 4 классах – 3 ч.
в неделю. Всего 471 часов.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Чтение»
Изучение учебного предмета «Чтение» направлено на достижение цели: формирование у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений,
способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта
обучающихся.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к
чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
Посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование
умения
работать
по
словесной
инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На изучение чтения отведено: в 1 доп. классе 2 ч. в неделю, 66 ч. в год, в 1 классе – 3 ч. в
неделю, 99 часов в год, во 2-4 классах по 4 ч. в неделю, 136 ч. в год. Всего 573 часа.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Речевая практика»
Изучение учебного предмета «Речевая практика» направлено на достижение цели: развитие
речевой коммуникации, обогащение языковой базы обучающегося с нарушениями интеллекта для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих
речевой акт компонентов;
Помочь обучающимся, воспитанникам ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм,
дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся, воспитанников,
корригировать и обогащать языковую
базу устных высказываний обучающихся, воспитанников;
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности обучающихся, воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На изучение речевой практики отводится в 1 доп. классе 3ч. в неделю, 102 ч. в год, в 1 - 4
классах по 2 ч. в неделю, 66 ч. в год для 1 класса, 68 ч. в год для 2-4 классов. Всего 372 часа.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Мир природы и человека»
Изучение учебного предмета «Мир природы и человека» направлено на достижение цели:
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Формирование основы для
изучения в дальнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной
системы знаний между названными предметами.
Задачи:
уточнить
имеющиеся у
детей представления
о
живой и
неживой
природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить
учащихся бережному отношению к природе.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На изучение предмета «Мир природы и человека» в учебном плане выделяется 2 ч. в неделю
для 1 доп. и 1 классов, в год 66 часов. Для 2-4 классов отводиться по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Всего 234 часа.
Аннотация к рабочей
программе учебного предмета
«Рисование (Изобразительное искусство)»
Изучение учебного предмета «Рисование (Изобразительное искусство)» направлено на
достижение цели: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим
ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить
в
изображаемом
существенные
признаки,
устанавливать
сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения
сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать
зрительнодвигательную
координацию путем использования
вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к
ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной
деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
формирование
обобщенных представлений
о
свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие высших психических
функций.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Рисование (Изобразительное искусство)» входит в предметную область
«Искусство» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Количество часов на учение предмета «Рисование (Изобразительное искусство)»:
1. доп класс – 2 ч. в неделю, 66 ч. в год
1 – 4 класс – 1 ч. в неделю, 33ч. в год для 1 классов, 34 ч. в год для 2 - 4 классов.
Всего за период обучения в 1-4 классе - 201 час.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Ручной труд»
Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение цели: всестороннем
развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему
профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений
на основе предметно- преобразующей деятельности.
Задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о
месте в нем человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях
в мире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие
познавательных
психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических
умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации.
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
изготовлении изделия;
коррекция ручной моторики; улучшение зрительно- двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного
трудового материала.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технологии» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На изучения технологии выделяется:
В 1 доп., и 1 классах по 2 ч. в неделю, 66 ч. в год, во 2-4 классах по 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
Всего 234 часа.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Музыка»
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и
навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
—накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями).
—приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности и др.
—развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально
деятельности.
—формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
—развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
композиционностъю, игровой
направленностью,
эмоциональной
дополнительностью
используемых
методов.
Музыкально-образовательный
процесс
основан
на
принципе
индивидуализации и
дифференциации
процесса
музыкального
воспитания,
взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
На изучение музыки в 1-4 классах отводится:
1 доп. и 1 классы – 2 ч. в неделю, 66 ч. в год
2 - 4 классы – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год
Всего 234 часа
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
Адаптивная физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает
образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно- оздоровительные задачи.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с
умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест
в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду,
воспитывает положительные
качества личности,
способствует
социальной интеграции
школьников в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
— коррекция нарушений физического развития;
— формирование двигательных умений и навыков;
— развитие двигательных способностей в процессе обучения;
— укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
—раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения
доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
—формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
—формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
— поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
—формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений
по физической культуре;
— воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
—воспитание нравственных,
морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
— обогащение чувственного опыта;
— коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
—формирование
навыков
общения,
предметно-практической и познавательной
деятельности.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической
подготовки обучающихся.
На изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» отводится 3 ч. в неделю,
102 ч. в год для 2 – 4 классов и 99 ч. в год для 1 доп. и 1 классов. Всего 504.