Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Утверждаю
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 28.08.2024
Директор
Л.Б.Бехтерева
Приказ № 156 о/д
от 02.09.2024
План внеурочной деятельности
начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
Нижнетуринский городской округ
2024 г.
Подписан: Бехтерева Лидия Борисовна
DN: C=RU, OU=Директор, O="МАОУ НТГО""ИСОШ""",
CN=Бехтерева Лидия Борисовна,
E=isosh-dir@ntura-adm.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.12 15:41:31+05'00'
План внеурочной деятельности начального общего образования
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления
и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения учитывается:
2
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
При
отборе
направлений
внеурочной
деятельности
образовательная
организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы
и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и
их
организации
могут
привлекаться
родители
как
законные
участники
образовательных отношений.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного
и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
3
Направления и цели внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительная
деятельность
направлена
на
физическое
развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с
учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения
и словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного
творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а
также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ
на компьютере.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию
обучающегося,
его
познавательные
интересу
и
способности
к
самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть
трудности, возникшие при изучении разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
4
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в
том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Формами организации внеурочной деятельности являются следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики, коллективные творческие дела и другие.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае
внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной
организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего
во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники
данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные
педагоги,
педагоги-психологи,
учителя-дефектологи,
логопед,
воспитатели,
библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей
в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение
усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на
использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
5
Основные направления внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни,
развитие физической активности и двигательных навыков.
Спортивно-оздоровительное
направление
внеурочной
деятельности
реализуется через систему общешкольных мероприятий, проводимых в течение года:
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Мероприятия
всероссийский день бега «Кросс нации»
туристический слет «Осенний марафон»
турнир по мини футболу
шашечный турнир
турнир по пионерболу, саночные забеги
гонки «Лыжня России»
весёлые старты
турнир по футболу
легкоатлетическая эстафета, день здоровья
Мини-футбол (курс внеурочной деятельности)
Цель: формирование здорового образа жизни, повышение физической
подготовленности и формирование двигательного опыта; развитие морально –
волевых качеств средствами мини-футбола.
Проектно-исследовательская деятельность.
Цель: расширение знаний обучающихся по учебным предметам, формирование
умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной
активности, интереса к самостоятельной проектной деятельности.
Проектно-исследовательская
деятельность
организуется
по
предлагаемым по учебным предметам начального общего образования.
Учебный
предмет
1 класс
Литературное
чтение
Русский язык
Математика
Темы проектов
Устный журнал вежливых слов (Книга о вежливых словах)
Скороговорки
Иллюстрируем и рассказываем
Числа в загадках, пословицах, поговорках
Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты
6
темам,
Окружающий
мир
2 класс
Литературное
чтение
Русский язык
Математика
Окружающий
мир
3 класс
Литературное
чтение
Русский язык
Математика
Окружающий
мир
4 класс
Литературное
чтение
Русский язык
Математика
Моя малая родина
Моя семья
Мой класс и моя школа
Мои домашние питомцы
О чем расскажет школьная библиотека
Любимый детский журнал
Экскурсия к памятнику павшим воинам (Газета «День Победы»)
И в шутку, и всерьез
Письмо Деду Морозу
Рифма
В словари за частями речи
Узоры и орнамент на посуде
Оригами
Родное село
Красная книга
Профессии
Родословная
Города России
Страны мира
Сочиняем волшебную сказку
Сборник «Веселые стихи о детях»
Семья слов
Составляем орфографический словарь
Тайна имени
Имена прилагательные в загадках
Математические сказки
Задачи-расчеты
Богатства, отданные людям
Природа родного края
Школа кулинаров
Кто нас защищает
Экономика родного края
Музей путешествий
Календарь исторических событий
Россия – Родина моя (Они защищали Родину)
Похвальное слово знакам препинания
Говорите правильно
Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
Пословицы и поговорки
Числа вокруг нас. Математический справочник «Наш город»
Составляем сборник математических задач и заданий
7
Окружающий
мир
1 полугодие (1 на выбор)
Заповедники и национальные парки России (Всемирное наследие в
2 полугодие (1 на выбор)
России или всемирное наследие за рубежом или другие на выбор)
Путешествие по городам мира
Когда и как появились профессии
Историческое событие
Чему и как учились в начальной школе наши бабушки и дедушки
Наш край в годы Великой Отечественной войны
Форма организации: выполнение и защита мини-проектов.
Коммуникативная деятельность
Работа с текстом (курс внеурочной деятельности)
Цель:
совершенствование
читательской
грамотности
обучающихся,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления
информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий;
объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные
тексты.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов
(система практических занятий).
Ступенька в профессию (курс внеурочной деятельности)
Цель: формирование представлений об основных сферах человеческой
деятельности, умения описывать различные профессии, объяснять их значение в
жизни людей.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива с проведением
экскурсий, выполнением мини проектов.
Орлята России (курс внеурочной деятельности)
Цель: формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта
позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических
ценностей,
накопленных
предыдущими
поколениями,
воспитание
культуры
общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре,
природе, развитие самостоятельности и ответственности.
8
Форма организации: коллективные творческие дела, образовательные события
по 7 трекам программы.
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Юный художник (курс внеурочной деятельности)
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира,
формирование умений создавать предметы своими руками с использованием
природного
материала,
развитие
творческой
активности,
интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческая мастерская; выставки творческих работ.
В мире книг (курс внеурочной деятельности)
Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие
навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание
литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров.
Форма организации: литературный клуб.
Информационная культура.
Функциональная грамотность (курс внеурочной деятельности)
Цель: создание условий для формирования функциональной грамотности
младших школьников по направлениям: читательская грамотность, естественнонаучная грамотность,
математическая грамотность, финансовая грамотность,
креативное мышление, глобальные компетенции.
Форма организации: учебный курс – факультатив.
Основы робототехники (курс внеурочной деятельности)
Цель: формирование у младших школьников начальных представлений о
механике и робототехнике, основах программирования.
Форма организации: система практических занятий с использованием
робототехнических конструкторов, ноутбуках (используется оборудование центра
образования «Точка роста», а также полученное в рамках проекта Цифровая
образовательная среда).
Интеллектуальные марафоны
Интеллектуальные марафоны реализуются через систему школьных и
муниципальных интеллектуальных соревновательных мероприятий (школьный и
9
муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, интеллектуальная игра
«Соображалки»), интеллектуальных марафонов, проводимых онлайн платформами
Учи.ру, Яндекс учебник.
Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и
интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганда научных
знаний, выявление наиболее талантливых обучающихся.
Форма организации: олимпиады, соревнования.
«Учение с увлечением!»
Занимательная математика (курс внеурочной деятельности)
Цель: развитие математических представлений и логического мышления,
поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых
результатов, связанных с овладением вычислительными навыками, навыками
решения текстовых задач.
Форма организации: учебный курс – факультатив; учебная лаборатория.
Подготовка к ВПР (курс внеурочной деятельности)
Цель: расширение, углубление и закрепление у младших школьников знания по
русскому языку, математике, окружающему миру.
Форма организации: учебный курс – факультатив.
10
План внеурочной деятельности начального общего образования на 2024-2025 учебный год
Наименование курса ВД
Разговоры о важном
Школьные спортивные мероприятия,
соревнования
Мини футбол
Школьная НПК, проектная
деятельность по предметам НОО
Работа с текстом (2-4)
Ступенька в профессию (1-4)
Орлята России
1а
1б
2а
2б
3а
3б
1
1
1
1
1
1
Спортивно-оздоровительная деятельность
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1
1
Проектно-исследовательская деятельность
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Коммуникативная деятельность
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Художественно-эстетическая деятельность
Юный художник
В мире книг (1-4)
Функциональная грамотность
Основы робототехники
Школьные интеллектуальные конкурсы,
ВсОШ
Занимательная математика (1-4)
Подготовка к ВПР по русскому языку
Подготовка к ВПР по математике
Подготовка к ВПР по окружающему
Итого
Учебных недель
Итого за учебный год
1
0,25
1
1
1
Информационная культура
1
1
1
Интеллектуальные марафоны
0,25
0,25
0,25
0,25
1
4а
1
4б
1
4в
1
Итого
9
0,25
0,25
0,25
2,25
1
1
0,5
0,5
1
1
4
0,5
4,5
1
3
2
9
1
1
3
1
1
4
2
0,25
0,25
0,25
0,25
2,25
Учение с увлечением
1
5
33
165
5
33
165
6
34
204
7
34
238
7
34
238
6
34
204
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
2
7
34
238
7
34
238
5
34
170
55
Х
1860