Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ «Исовская СОШ»
Протокол №___ от _________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ Л.Б. Бехтерева
Приказ №___ от______2017 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном учебном плане
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Исовская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об индивидуальном учебном плане Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Исовская средняя общеобразовательная
школа» (далее – Положение) разработано в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
С нормативными правовыми актами федерального уровня:
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации 6.10.2009 № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241,
от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643,18.05.2015 № 507,
31.12.2015 № 1576);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 № 1577);
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства
образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии» (в части, не противоречащей действующему
законодательству, в переходный период введения ФГОС ОВЗ, ФГОС О УО);
Постановление о Главного государственного санитарного врача РФ т 10 июля 2015
г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (с изменениями и
дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.);
Устав МБОУ «ИСОШ»;
основная образовательная программа начального общего образования;
основная образовательная программа основного общего образования;
образовательная программа основного общего и среднего общего образования;
адаптированные основные общеобразовательные программы.
1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и
реализации индивидуального учебного плана (далее – ИУП) в МБОУ «ИСОШ».
1.3. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение основной
образовательной программы (в том числе адаптированных программ соответствующего
уровня образования) (далее – АООП, ООП) на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
1.4. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану
является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора
оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
1.5. Обучение по ИУП может быть организовано для следующих категорий
обучающихся:
1.5.1.1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
1.5.1.2. обучающиеся, осваивающие образовательные программы в очно-заочной
форме по медицинским показаниям;
1.5.1.3. обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность;
1.5.1.4. обучающиеся с высокой степенью успешности освоения образовательных
программ.
1.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану происходит на
основании следующих документов:
1.6.1. письменного заявления родителей (законных представителей) – для всех
категорий обучающихся;
1.6.2. для обучающихся в очно-заочной форме (на дому) на основании заключения
врачебной комиссии;
1.6.3. для обучающихся по адаптированным образовательным программам при
наличии заключения ПМПК.
1.7. ИУП должен быть разработан и утвержден не позднее 1 сентября нового учебного
года. При переходе на обучение по ИУП в течение учебного года его необходимо
разработать в течение 10 дней после поступления заявления родителей (законных
представителей) обучающегося.
1.8. ИУП является составной частью ООП, АООП соответствующего уровня
образования. Реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой образовательной
программы.
1.9. Реализуется в полном объеме в течение учебного года согласно расписанию.
Объем минимальной/максимальной нагрузки должен соответствовать требованиям
учебного плана (перспективного и текущего), СанПиН.
1.10. ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один
год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности
и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.11. При реализации образовательных программ по ИУП могут использоваться
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Соотношение часов
классно-урочной и самостоятельной работы определяется образовательной организацией
самостоятельно.
1.12. ИУП является самостоятельным и в составе ООП соответствующего уровня
образования объектом/направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом
работы образовательного учреждения, в иных случаях – других видов контроля
(оперативного, внешнего и т. п.).
1.13. Положение об ИУП разрабатывается и рассматривается коллегиальным органом
МБОУ «ИСОШ»: педагогическим советом в соответствии с порядком, предусмотренным
частью 2–3 статьи 30 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации", трудовым
законодательством, проходит процедуру согласования с представительными органами
обучающихся и родителей, утверждается руководителем образовательного учреждения.
1.14. В настоящее положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
2.2 Требования к индивидуальному учебному плану
2.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
коррекционно-развивающие занятия (для обучающихся с ОВЗ).
Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного
учебного
плана,
формируемой
участниками
образовательного
процесса.
Индивидуализация содержания адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования осуществляется также за счет внеурочной
деятельности, в которой выделяется до 6 часов на коррекционно-развивающие занятия.
2.2. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение,
иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание
(окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство,
технология, физическая культура. По выбору родителей (законных представителей)
изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы
буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных
культур, основы светской этики.
2.3. Количество учебных занятий на уровне начального общего образования не может
составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Нормативный срок освоения
образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за
счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной
программы начального общего образования составляет не более 1 года.
2.4. Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии).
2.5. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного
общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может
предусматривать:
увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся.
Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего
образования, формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
русский язык и литература (русский язык, литература);
иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
математика и информатика (математика);
общественно-научные предметы (история, география);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (биология, физика);
искусство (музыка, ИЗО);
физическая культура (физическая культура);
технология (технология)
В индивидуальные учебные планы могут быть включены дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением
в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения
2.7. Количество учебных занятий на уровне основного общего образования не может
составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
2.8. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не
более 1 года.
2.9. Образовательная
организация
осуществляет
контроль
за
освоением
образовательных программ обучающимися, переведенными на обучение ИУП.
2.10. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Исовская СОШ».
2.11. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по
индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с Положением о
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. №1075.
2.12. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный
учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой
аттестации по соответствующим образовательным программам.
2.13. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.
2.14. Срок действия порядка не ограничен. При изменении законодательства в акт
вносятся изменения в установленном законом порядке.
3. Финансовое обеспечение реализации индивидуальных учебных планов
3.1. Финансовое обеспечение реализации основных и адаптированных образовательных
программ в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из
расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
3.2
Обучение по индивидуальным планам, в том числе на дому, предоставляется
учащимся бесплатно в рамках учебного плана образовательной организации: если период
обучения больного учащегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания
обучения на дому из медицинских справки не ясен, то учителям производится почасовая
оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.
3.3. В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация
образовательной организации, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести
замещение занятий с обучающимся другим учителем.
3.4. Директор образовательной организации представляет в бухгалтерию приказ, если
проведение занятий с обучающимся по ИУП в очно-заочной форме прекращается раньше
срока.
4. Порядок управления
4.1. Общее руководство обучения по индивидуальным учебным планам осуществляется
заместителем директора по УВР. В его компетенцию входит:
контроль организации и осуществления обучения по индивидуальным учебным
планам, использованием денежных средств;
разработка школьного положения об организации обучения по индивидуальному
учебному плану;
обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных
программ и контроль их исполнения;
контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещений занятий
обучающимися, ведение журнала учета обучения по индивидуальному учебному
плану не реже одного раза в четверть.
4.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная
организация должна иметь следующие документы:
документы, дающие право на обучение по индивидуальному плану (заключение
ПМПК, заключение ВК, медицинское заключение лечебного учреждения);
письменное заявление-согласие родителей (законных представителей) на обучение
детей по индивидуальному плану;
приказ по образовательной организации;
расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями и
утвержденное директором, журнал учета проводимых занятий.