Рекомендации по
организации питания
обучающихся
общеобразовательных
организаций
Главный специалист-эксперт Центрального
Екатеринбургского отдела
Управления Роспотребнадзора
по Свердловской области
Сычева Светлана Викторовна
Специалист-эксперт Центрального
Екатеринбургского отдела
Управления Роспотребнадзора
по Свердловской области
Гришина Ольга Николаевна
• Питание является важнейшим процессом в жизни человека, обеспечивает жизнь, а
вместе с ней и функционирование всех систем гомеостаза, включая гармоничное
развитие, формирование интеллекта, реализацию всех жизненно необходимых функций
человека. Поэтому мысль о том, что человек есть то, что он ест, действительно
справедлива. Так, со здоровой пищей человек может обеспечить себе гармоничный рост
и развитие организма, с нездоровой - нарушения развития и болезни.
• Поэтому из поколения в поколение человек уделяет большое внимание медико-
биологическим аспектам питания, качеству и количеству потребляемых пищевых
продуктов. Пищевые продукты при включении их в рацион питания обеспечивают
организм человека энергетическим и пластическим материалом, модулируют
оптимальные физиологические реакции на воздействие эндогенных и экзогенных
факторов, способствуют поддержанию здоровья, снижают риски возникновения
заболеваний, ускоряют процессы реабилитации и выздоровления.
Рекомендации по организации питания обучающихся
общеобразовательных организаций
Методические рекомендации
МР 2.4.0179-20
• Настоящие методические
рекомендации определяют
основные положения по
организации здорового
питания обучающихся
общеобразовательных
организаций, в том числе
обучающихся 1 - 4 классов.
Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
• Здоровое питание предусматривает первый прием пищи
ребенком дома с учетом режима дня и организации
образовательного процесса.
• Обучающиеся
общеобразовательных организаций, в
зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются
горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда.
Продолжительность перемены для приема пищи
должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся
первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или
третью перемены.
Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
• Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка,
рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.
• Завтрак для обучающихся 1 - 4 классов должен
содержать 12 - 16 г белка, 12 - 16 г жира и 48 - 60 г
углеводов, для обучающихся старших классов - 15 20 г белка, 15 - 20 г жира и 60 - 80 г углеводов.
Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть
разнообразным и может включать на выбор: крупяные
и творожные блюда, мясные или рыбные блюда,
молочные продукты (в том числе сыр, сливочное
масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные,
отварные), макаронные изделия и напитки.
Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
• Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом.
Не допускается замена обеда завтраком.
• Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи),
горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в
зависимости от возраста обучающегося, должен содержать
20 - 25 г белка, 20 - 25 г жира и 80 - 100 г углеводов.
• Для
реализации
принципов
здорового
питания
целесообразно дополнение блюд свежими фруктами,
ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно.
Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
• Меню разрабатывается на период не менее двух учебных
недель, с учетом требуемых для детей поступления
калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и
микроэлементов, необходимых для их нормального роста и
развития.
• Меню обеда должно быть составлено с учетом
получаемого школьного завтрака. Если на завтрак
выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные
изделия и пр.), то на обед - мясное или рыбное блюдо с
овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста
тушеная, овощное рагу и пр.).
• Для обеспечения биологической ценности в
питании детей рекомендуется использовать:
- продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч.
обогащенные продукты (макро-микронутриентами,
витаминами, пищевыми волокнами и биологически
активными веществами);
- пищевые продукты с ограниченным содержанием
жира, сахара и соли.
Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
• Разрабатываемое для обучающихся 1 - 4 классов меню должно
отвечать следующим рекомендациям:
Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400 550 ккал (20 - 25% от суточной калорийности), обеда - 600 - 750 ккал
(30 - 35%).
Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
• Информация о питании детей, в том
числе меню, доводится до родителей и
детей любым доступным способом
(размещается в обеденном зале, на доске
(стенде)
информации,
на
сайте
общеобразовательной организации и т.п.).
Обеспечение контроля качества
и организации питания обучающихся
• Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и
индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и
(или) обеспечением горячего питания обучающихся обеспечивают реализацию
мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:
- соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на
пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проведение производственного контроля, основанного на принципах ХАССП;
- проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в
соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью
проведения лабораторных и инструментальных исследований.
Обеспечение контроля качества
и организации питания обучающихся
• Общеобразовательная организация разъясняет принципы
здорового питания и правила личной гигиены обучающимся.
• Наглядными формами прививания навыков здорового питания
могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой,
буфете, в "уголке здоровья" и т.п.
• Организаторы питания должны участвовать в решении
вопросов качественного и здорового питания обучающихся,
при организации пропаганды основ здорового питания
необходимо
взаимодействовать
с
общешкольным
родительским комитетом и общественными организациями.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ